Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Воспитание

Живое дело,

Учительская газета, №23 от 9 июня 2020. Читать номер
Автор:

или Как ребята из Мытищ удивили экскурсовода

Есть в городе воинской славы Вязьме памятник, возле которого не так часто можно встретить говорливые стайки школьников. Во-первых, появился памятник советским военнопленным недавно. Во-вторых, об этой горькой странице истории войны еще до сих пор не принято говорить открыто и откровенно. Тем более детям!

Поездка в Севастополь. Школьники из Мытищ путешествуют всегда со своим флагом

Наша газета рассказывала о том, как на месте захоронения советских воинов, попавших в первые месяцы войны в вяземскую мясорубку и оказавшихся затем в плену, в мирное время воздвигли мясокомбинат. Писали мы не раз и о том, как сюда приезжают со всех концов родственники погибших в плену солдат, чтобы узнать правду о гибели отцов, дедов, прадедов. У каждого своя щемящая душу история. Так постепенно возвращалась к нам память о том, какой ценой ковалась Победа. И что нельзя вычеркивать из истории войны ни одной страницы…

Есть такая общественная организация «Народная память о защитниках Отечества», которая и взяла на себя эту непростую работу. Именно благодаря общественникам-энтузиастам, каждый из которых ощущает свой долг перед защитниками Отечества, удалось возвратить из забытья ту горькую страницу истории и увековечить память о ней.

…То, как школьники внимательно слушали рассказ о далеком сорок первом, о том, на каком трагическом месте стоит памятник, вызывало теплое чувство благодарности у собравшейся в тот день возле памятника небольшой группы взрослых людей. Это были потомки тех воинов, которые попали под Вязьмой в плен и не выжили… Для родственников это семейная трагедия. Но что до нее нынешним подросткам?

Удивительно, но эти, выпорхнувшие стайкой из комфортабельного автобуса, не позволяют себе никаких перешептываний, попыток отойти в сторонку, поговорить по телефону, не высказывают вообще никаких знаков нетерпения… И даже нашлись у них вопросы к экскурсоводу, кое-кто записывал и ответы.

Ребята оказались из подмосковных Мытищ, и по мере дальнейшего знакомства удивляться пришлось не раз. Но начать надо все-таки со взрослых. С того, что в 2015 году группа учителей из разных мытищинских школ (Светлана Владимировна Бондаренко – МБОУ «СОШ №14», Яна Викторовна Гонгина – МБОУ «Гимназия №33», Людмила Антоновна Дырман – МБОУ «СОШ №25», Валентина Олеговна Калашникова – МБОУ «Гимназия №17») объединилась для создания и развития такой организации, как Патриотическое сообщество школ России (ПСШР). Создали его на базе ДЮЦ «Турист». Почему именно «Турист»? Да потому что главная фишка в планах ПСШР – это посещение городов-героев и городов воинской славы. Примечательна и цель поездок – ребята должны не только узнать больше о героическом прошлом города, но и побывать в одной из школ. Очень важно, чтобы сверстники пообщались между собой и рассказали друг другу о своих родственниках – участниках войны. Ведь в каждой семье есть свой герой, и порой не один.

Известно, что гражданско-патриотическое воспитание стало одним из основных требований ФГОС. Также ясно, что для выполнения государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы требовалась системная работа в каждой образовательной организации. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Как в жизни не заглушить благое дело формализмом и мероприятиями для «галочки» – это проблема из проблем! Энтузиастам из Мытищ удалось преодолеть все так называемые овраги. Вот что рассказала Валентина Олеговна Калашникова:

– Работа нашего сообщества строится по простой схеме. Сначала вместе с детьми и их родителями мы решаем, в какой город нам поехать. После начинаем искать в этом городе школу, которая готова принять нас. При подготовке детей к посещению города проводятся тематические классные часы. Ребята узнают имена и биографии детей-героев, воинов-героев тех мест, получают представление о технике советских войск и вермахта, о работе медицинских сестер и так далее. Главное на этом этапе – заинтересовать детей. И это нам удалось. Ученики у нас сами готовят классные часы, сами распределяют темы, делятся на группы, готовят презентации. Так, к примеру, перед поездкой в бывший Сталинград дети нашли книгу «Босоногий гарнизон» Виктора Дроботова. Далеко не каждый взрослый читал эту книгу, не говоря уже о нынешних подростках. В повести рассказывается об отважных мальчишках, которые помогали партизанам. Их за это жестоко казнили. При этом у юных героев был шанс выжить: нужно было только признаться, где находятся партизаны. Но они стойко приняли смерть. Самое важное, что старшему из них было всего лишь 14 лет! Столько же лет сейчас нашим мальчишкам и девчонкам. Когда они стали рассказывать об этой книге уже по приезде в героический город своим сверстникам из 21‑й гимназии, те удивились, что гости из Подмосковья знают про книгу. Гимназисты рассказали, что до сих пор у них действует пионерский лагерь «Босоногий гарнизон», который считается одним из лучших во всей Волгоградской области. А молодцы-ребята удивили и нас, взрослых. Находясь под большим впечатлением от прочитанной книги, они на очередном районном конкурсе музеев настояли на том, чтобы сделать инсценировку по повести «Босоногий гарнизон». «И представьте, сами писали сценарий, искали материал, учили стихи», – заключила свой рассказ Валентина Олеговна. Добавила, что если говорить о количестве поездок, то посетили 9 городов-героев (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Севастополь, Минск), Брестскую крепость и 11 городов воинской славы (Орел, Волоколамск, Калининград, Туапсе, Курск, Белгород, Вязьма, Кронштадт, Псков, Анапа, Хабаровск).

Примечательно, что руководители Патриотического сообщества школ России тщательно работают над программой посещения героических мест. Подбирают наиболее значимые музеи, памятники, внимательно прислушиваются к рекомендациям сотрудников туристических агентств.

Все формы работы хороши, кроме скучных и формальных. Так, в городе-герое Новороссийске ребята участвовали в игре «Зарница». После встречи в школе №27, посещения памятных мест все направились в лагерь, где и проходила «Зарница». Здесь с увлечением осваивали топографию, учились ориентированию на местности, преодолению препятствий, оказанию первой медицинской помощи.

Что немаловажно, не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки такие же активные и инициативные участники сообщества. Помогают с организацией поездок, с сопровождением. И не только!

– А не поехать ли нам в Мурманск? Там ведь стоит подлодка, на которой служит подшефный нашим Мытищам экипаж №266, – предложила однажды мама ученицы Ксении Литовченко. Проявленная инициатива была одобрена, и Марина Валерьевна сама связалась с городской администрацией, получила разрешение на посещение этой подлодки. И вскоре группа из 52 человек направилась в Мурманск. Незабываемые впечатления оставил город-герой, посещение Долины смерти, встречи в школе №49. А через три месяца в подмосковной школе №25 встречали моряков-подводников с ответным визитом. Так зародилась очень тесная дружба.

Не забудут ребята и встречи на легендарной Курской дуге, где проходило самое страшное по масштабам военной техники сражение. Города Курск и Белгород известны своей славной историей. Именно здесь руководители ПСШР увидели, как повзрослели за это время дети. Экскурсоводы музеев не переставали удивляться знаниям школьников из Подмосковья. Те с легкостью оперировали датами, именами героев и полководцев, названиями используемой техники, количеством сброшенных бомб на тот или иной город. А водитель экскурсионного автобуса на прощание порадовал: «Таких детей, как ваши, готов возить и месяц!» Дорогого стоит это признание. Как же отрадно было видеть взрослым наглядные плоды своей продуманной воспитательной работы! Дети на­учились самостоятельно готовить выступления перед школьниками, сами распределяли роли, писали тексты. Они назначали время репетиций во внеурочное время и, чтобы согласовать действия, оповещали об этом руководителей. Те признавались, что именно тогда почувствовали себя теми самыми тьюторами, о которых говорит ФГОС. А уж как передать восторг от педагогического триумфа, когда в одном из музеев во время рассказа почти риторически прозвучал вопрос: «Почему этот танк называется «Малютка»?» Ответ ребят не замедлил себя ждать: «Потому что танк был построен на деньги, которые собрали дети Омской области во время войны». Экскурсовод изумленно развела руками: «Впервые за всю практику мне ответили на этот вопрос!» А школьники из Мытищ об этом танке узнали во время поездки в Волгоград.

Как всегда, живое, нужное дело, развиваясь, обязательно объединяет многих людей. У Патриотического сообщества школ России немало друзей. Так, в прошлом году лекции для ребят проводились совместно с патриотическим клубом «Граница», также общество сотрудничает с поисковым отрядом «Память и примирение», проводят совместные уроки Мужества, игру «Колесо истории».

Надежда ТУМОВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt