Театральные представления всегда были важной частью жизни русского народа: кукольные спектакли, выступления артистов на площадях в дни праздников и ярмарок, обычай хождения ряженых по деревне. Возрождая и переосмысляя эти традиции в своем проекте «Народный театр», фольклорный ансамбль «Веретенце» ставит перед собой задачу наполнить театральное представление духовно-нравственным содержанием, сделать его средством воспитания детей и молодежи.
Публикации о детском фольклорном ансамбле «Веретенце» уже были в «Учительской газете-Москва». Коллектив работает в столичном Дворце творчества детей и молодежи «На Стопани». Ансамбль существует уже более 40 лет и за это время собрал обширный песенный и музыкальный материал в ежегодных этнографических экспедициях, в которых принимают участие дети, педагоги и родители. На концертах «Веретенца» звучат аутентичные тексты народных песен и духовных стихов, используются настоящие традиционные инструменты и народные костюмы, полученные в дар от жителей деревень.
Проект «Народный театр» предполагает театральную постановку, в создании которой участвуют дети вместе с педагогами. Слово «народный» предполагает, что русская традиционная культура не только определяет жанр и художественный замысел постановки, но и является источником тем для спектаклей. В зависимости от творческих задач в проекте соединяются различные театральные жанры, используются разные виды кукол: на руке, верховые (на палке), теневые, марионетки, ростовые.
Разработка сюжета спектакля – одна из особенностей проекта. Основой служат русские народные сказки, но спектакль не является постановкой по заранее подготовленному педагогом тексту или сценарию. Дети работают над сценарием самостоятельно, а педагог сохраняет за собой в этом процессе направляющую роль. Ребята выбирают интересные эпизоды из народных сказок, часто изменяя классические сюжеты так, чтобы содержание стало актуальным для современного зрителя. Педагог делает акцент на том, чтобы спектакль имел духовно-нравственное наполнение, воспитывал в детях положительные качества и традиционные ценности.
Персонажи спектаклей, их манера говорить, вся атмосфера представлений народного театра соответствуют русской народной традиции, но герои решают проблемы, актуальные и понятные современному подрастающему поколению.
Наряду с формированием духовно-нравственных ценностей у проекта «Народный театр» есть еще две задачи: популяризация русской традиционной музыкальной и духовной культуры и творческое самовыражение детей. Ансамбль «Веретенце» имеет большой опыт изучения традиционной культуры и воспроизведения ее в неизмененном виде. Проект «Народный театр» позволяет расширить эти рамки: дети создают новое, самобытное и актуальное произведение, используя свои знания и понимание традиционной культуры. В самом этом процессе есть перекличка с народным творчеством, в котором сказочный сюжет, песня, танец не просто передаются из поколения в поколение, но и развиваются, дополняются многими людьми. Будут ли жить в веках сказка или песня, впервые исполненные конкретным человеком, получат ли они широкое распространение? Во многом это определяется тем, найдут ли отклик у следующих поколений сюжет, мелодия, мысль этого произведения, останется ли оно актуальным как с точки зрения содержания, так и в художественном смысле.
При выборе темы и основного сюжета спектакля педагог ориентируется на возраст и возможности своих воспитанников. Подготовительный этап включает совместный просмотр спектаклей народного театра за прошлые годы, изучение сюжетов традиционных русских сказок («Теремок», «Курочка Ряба»), обсуждение обрядов, притч, сказок, собранных в экспедициях, изучение сборников сценариев. Педагог рассказывает детям о многообразии жанров народного театрализованного творчества, распространенного на Руси в Средние века и в более позднее время: народные обряды и игры, хороводы, хождение ряженых, скоморохов, вертеп (вид кукольного театра), зрелищные площадные постановки.
Участники проекта разрабатывают сюжетную линию, в которую вплетаются эпизоды из различных сказок. Хотя используется классический сюжет, его кульминация либо финал могут быть изменены. Сюжетная линия должна отражать победу добра над злом и решение нравственных задач, воспитывать такие ценности, как уважение к старшим и семье, любовь к родной земле, целомудрие, верность, жертвенность, смелость, трудолюбие, взаимопомощь, ответственность, умение прощать. Участие детей в разработке сценария с духовно-нравственным наполнением дает им возможность в процессе творчества размышлять о добре и зле, о нравственном выборе.
Проект «Народный театр» интересен своими организационными и техническими решениями. Используя современные технологии для создания сценического пространства, ребята создают фольклорный театр, понятный сегодняшнему зрителю. Спектакль наполняется традиционным музыкальным и песенным материалом, но народный театр здесь становится не музейным экспонатом, а частью современной культуры. Такой формат позволяет говорить о важных духовно-нравственных вопросах одновременно и на языке предков, и на языке XXI века.
Определившись с темой и сюжетом постановки, дети вместе с педагогом формулируют творческие задачи, определяют основные виды работ, необходимые для создания спектакля. Участники проекта работают над ролями, учатся осваивать сценическое пространство, участвуют в музыкальном оформлении спектакля, изготовлении декораций, подготовке кукол и реквизита. В спектаклях в том числе используются куклы из коллекции ансамбля, при необходимости дети вместе с педагогами проводят их реставрацию. Получив творческое задание, ребята работают в группах или индивидуально, проводят сводные репетиции.
Совместная работа над спектаклем дает детям бесценный опыт того, как выстроить конструктивное общение, формулировать задачи, нести ответственность за свой участок работы, разрешать конфликты, помогать друг другу.
День спектакля становится ярким событием, на который приглашаются дети, занимающиеся в различных коллективах Дворца творчества, а также их родители.
Важной составляющей проекта «Народный театр» является обсуждение результатов работы. Дети вместе с педагогом анализируют свои собственные впечатления и отзывы зрителей. Обсуждаются организационные и коммуникативные проблемы, с которыми сталкивались участники проекта в процессе создания спектакля, проводится разбор ошибок, обсуждаются предложения.
Хочется подчеркнуть положительный эффект нашего проекта, который проявляется сразу в нескольких аспектах. Во-первых, проект «Народный театр» помогает ребенку раскрыть свои индивидуальные способности: он может стать исполнителем роли, организатором, техническим исполнителем, музыкальным оформителем. При этом дети одновременно учатся самореализации и командной работе.
Во-вторых, проект позволяет популяризировать среди детей и молодежи уникальный этнографический материал, собранный ансамблем «Веретенце» и отражающий лучшие образцы музыкальной, духовной и обрядовой культуры русского народа.
Наконец, чрезвычайно важным является духовно-нравственное содержание проекта «Народный театр». Опираясь на традиции народного устного и музыкального творчества, участники проекта делают акцент на нравственных ценностях, предлагая их актуальное прочтение и возвращая их в русло современной культуры для передачи следующим поколениям.
Марина РОЖКОВА, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «На Стопани»;
Елизавета ЧУЕВА, методист Дворца творчества детей и молодежи «На Стопани»
Комментарии