search
main
0

Житие мое. Литературная премия НОС в поисках новых форм и смыслов

Литературная премия НОС («Новая словесность») фонда Михаила Прохорова славится тем, что в ее списки – длинные и короткие – попадают книги, другими премиями практически незамеченные. А еще она отличается своей нарочитой демократичностью. И финалистов, и победителей здесь выбирают не за закрытыми дверями, а публично, при большом скоплении зрителей, а главное – в присутствии самих претендентов. Так что от ответственности за свои слова и оценки жюри не спрятаться, не скрыться.

Судьи и эксперты сидят друг против друга за длинными столами на сцене электротеатра «Станиславский». Каждый должен назвать фаворита, аргументировав свой выбор. Модератор дискуссии, главный редактор издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова, записывает голоса на большом плакате. Председатель жюри, театральный режиссер Константин Богомолов замечает, что среди судей практически нет профессиональных литераторов, а, значит, они, скорее всего, будут руководствоваться критериями вкуса. Тем не менее, делая выбор, важно не забывать, насколько то или иное произведение вписывается в современный контекст и можно ли будет через несколько лет, а то и десятилетий судить по нему об истории литературы 10-х годов XXI века. Ведь в поиске и поощрении экспериментальных течений и новых форм словесности, лучших метафор современности и заключается главная задача НОСа. Однако судьи – историки, художники, журналисты, критики – не выглядят неофитами. Уверенно и со знанием дела рассуждают о появлении нового лирического героя – обаятельного «маленького», или, как в итоге решают его назвать, «приватного», «частного» человека, который пришел на смену герою «нулевых» – горожанину средних лет, рефлексирующему интеллектуалу-неудачнику без каких бы то ни было видов на будущее. Констатируют параллельное и вполне мирное сосуществование многочисленных литературных направлений. В «коротком списке» НОСа можно обнаружить и произведения, наследующие классическому роману, и документальную дневниковую прозу, и заметки в форме коротких постов из социальных сетей, и даже авангардное в своей архаичности житие. Современная словесность всеядна, с легкостью переваривает любую традицию, любое новшество.Высказывания членов жюри корректны и комплиментарны. Судьи говорят только о том, что им действительно понравилось, что тронуло и восхитило. Чаще всего упоминаются жизнеутверждающий исторический роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» и социальная драма «Марианская впадина» Татьяны Богатыревой, ставящая безжалостный и честный диагноз нашей эпохе. Но в абсолютные лидеры выбивается удивительный старообрядческий документ «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева» Данилы Зайцева. Его автор родился в Китае. Вырос в Аргентине, где окончил всего 4 класса местной школы. Вернулся было в Россию, да не прижился. И вновь уехал в Латинскую Америку. Ему 56 лет. У него 17 внуков, для которых, собственно, и писал он историю своей жизни в тоненьких ученических тетрадях. Когда тетрадки закончились, закончилась и книга. Но в итоге труд все равно вышел объемный, около тысячи книжных страниц. Основная мысль проста: следуй правде, не ропщи, цени и береги все живое – и другого человека, и мураша, и последнюю былинку. Приноровиться к этой вещи поначалу непросто: уж больно диковинным языком она написана. Но стоит освободиться от привычных представлений о том, как должно выглядеть и звучать литературное произведение, как начинаешь плыть по «Житию», словно по безбрежной реке Вечности. И если одни воспринимают эту книгу как могильный памятник русской литературе, то другим она видится свежим дыханием, явлением чистым, свежим, незамутненным…

На излете первого часа обсуждения Константин Богомолов решает добавить перцу в слегка переслащенное шоу. Enfant terrible современной театральной сцены, он напоминает коллегам, что оценивать нужно художественные и эстетические достоинства и новизну, а не воспитательную значимость героев. Честно признается, что от многим полюбившейся «Зулейхи» не в восторге. Ведь прекрасно написанные, стилистически безупречные фрагменты чередуются здесь, по его мнению, с «кондовыми кусками», персонажи говорят языком «соцреалистическим», и вообще роман оставляет ощущение вторичности. На свой собственный пьедестал Богомолов возводит «Марианскую впадину» Татьяны Богатыревой, «Житие» Данилы Зайцева и «Пенсию» питерского авангардиста Александра Ильянена.

– А вообще, к глубокому моему сожалению, нынешний «короткий список» свидетельствует об инерционности современной литературы, – ставит Богомолов запальчивую точку. – Авторы не ищут нового, смиряются и пасуют, имитируют искренность, воспроизводят вторичные смыслы, пытаются гуманизировать страшную реальность, вместо того, чтобы выступить против нее резко и жестко.

После того, как жюри и эксперты делают свои ставки, настает черед зрительского голосования, которое дарит еще один балл Даниле Зайцеву. Совет попечителей отдает пальму первенства блокадным «Живым картинам» Полины Барсковой, но это уже ничего не меняет. В суперфинал выходят Данила Зайцев и Татьяна Богатырева. После короткого совещания жюри оглашает свое окончательное решение: литературная премия НОС-2015, бронзовая статуэтка и 700000 рублей достаются самородку-старообрядцу.

Данила Зайцев благодарит судей за оказанную ему честь. Признается, что, естественно, на победу не рассчитывал, мол, куда ж мне, я ведь малограмотный, необразованный совсем. И добавляет, что если бы ему пришлось пройти жизненный путь еще раз, не изменил бы ни мгновения, ибо каждое от Бога, а, значит, бесценно.

Фото автора

Шорт-лист премии НОС-2015

1. Александр ИЛЬЯНЕН \”Пенсия\”

2. А. НУНЕ \”Дневник для друзей\”

3. Полина БАРСКОВА \”Живые картины\”

4. Татьяна БОГАТЫРЕВА \”Марианская впадина\”

5. Данила ЗАЙЦЕВ \”Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева\”

6. Мария ГОЛОВАНИВСКАЯ \”Пангея\”

7. Гузель ЯХИНА \”Зулейха открывает глаза\”

Приз читательских симпатий

Екатерина МАРГОЛИС \”Следы на воде\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте