Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Взгляд

Жить в нищете

Стыдно только первые двадцать лет, потом привыкаешь
Учительская газета, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

Прочитал нашумевшую статью, в которой молодая учительница пишет о том, что получает 25 тысяч и смогла найти жилье в Санкт-Петербурге с арендной платой в 11 тысяч. В таком жилье, напоминающем о трущобах, приличному человеку жить стыдно. Можно устроиться за 40 тысяч продавщицей в «Пятерочку» или стать репетитором, но эта идеалистка надеется работать по профессии. Есть ли у нее шанс?

Удивило, что даже среди учителей ее поддержали не все. Часть комментаторов пишут, что все нормально. Что сами начинали с таких условий. Что все молодые специалисты получают мало. Что надо больше работать. Что надо менять профессию. Что на производстве работа тяжелее. Что родители должны были обеспечить жильем. Что всем ясно, что у учителей низкая зарплата, это и обсуждать не надо.

Что учителя живут в нищете – это ясно. Почти всем. Учителям.

Но наши администраторы-мозгоправы старательно создают ощущение, что проблемы есть только у тебя. Мало получаешь? Мало работаешь, плохо работаешь, сам виноват. А в целом все живут отлично!

Голосовая нагрузка на российского учителя одна из самых высоких в мире. Но мы получаем негарантированный доход, нам гарантирован только оклад, да меньше МРОТ за ставку не заплатят. Зарплата учителя определяется не законами, а локальными актами. А они таковы, что многие учителя стали жить в нищете. И мы стыдимся своей нищеты. Мы на зарплату не можем снять достойное жилье, купить квартиру, да даже просто выживать порой сложно.

В 2018 году агентство «РИА-Рейтинг» провело исследование, и им удалось выяснить, что 30% всех учителей страны получают зарплату меньше 15 тысяч (сюда вошли и мротополучатели, чей доход недостаточен для заполнения потребительской корзины). Много это или мало? А давайте посмотрим на возможность купить жилье. В Сети есть банковские ипотечные калькуляторы. Если взять ипотечный кредит на 2 миллиона с первоначальным взносом в 10%, то двадцать лет надо будет платить более чем 15 тысяч. Треть учителей сразу потеряли шанс купить квартиру. А если взять Северную столицу, то там однокомнатные квартиры начинаются от 3 миллионов. В этом случае платеж уже 23 тысячи. Эта молодая училка никогда не купит жилье. А вместе с ней такой возможности лишена значительная часть учителей.

Периодически я сталкиваюсь с коллегой – сельским учителем химии. Он получает 13‑16 тысяч вместе с компенсацией за проезд. Он не может получить ипотеку, потому что ежемесячный взнос 24 тысячи рублей. А у него еще безработная жена и трое детей. После того как он отработает полторы ставки в школе (это примерно двенадцатичасовой день), он приезжает домой и кормит живность, чтобы накормить детей мясом.

Мои коллеги получают по 13‑18 тысяч из 28 средних, потому что всех сотрудников администрации и обслуживающего персонала в четыре раза больше, чем учителей. Большинство мест в администрации заняты родственниками. Естественно, что на учителей – на стимулирующие, на зарплаты – денег не остается.

Парикмахер, окончивший курсы, за час работы получает 300‑500 рублей. Учитель получает в пять раз меньше. Повторю: учитель за час работы с часом подготовки и ответственностью, стрессами, нервотрепкой получает 90‑100 рублей. Один ученикочас стоит 3 рубля. У нас считают, что за час обучения ребенка можно заплатить 3 рубля. Вы можете себе представить, чтобы в сфере обслуживания официант или парикмахер получал за обслуживание 25‑30 клиентов 100 рублей в час?

В моем техникуме работала талантливая преподавательница литературы. Много лет она жаловалась, что уже скоро перестанет быть молодым специалистом, а жилья так и не получила. Решила свою проблему, только найдя высокооплачиваемую работу и выйдя замуж.

Если верить нашим бюджетам, то в каждой школе, техникуме, вузе деньги выделяют по «дорожной карте» – согласно средней по региону. В среднем по стране учитель получает 45 тысяч, а учитель Курской области – 28 тысяч. Но проблема в том, что получает их не каждый. Чтобы их получить, надо либо быть в неких связях с администрацией, либо работать на две ставки, что равносильно 16‑часовому рабочему дню. Наши чиновники видят проблему, но никто не готов проявить инициативу и лишить жуликов их кормушки. Никто не готов отдать учителям те деньги, которые на них выделяют.

Учителя из последних сил ходят в школы просто потому, что понимают: без образования у нашей страны нет будущего. Они терпят унижения со стороны детей, родителей и администраторов. Они строчат бессмысленные отчеты. Они вместо полиции ходят по домам детей. Они готовят учеников к ЕГЭ, понимая, что натаскивание идет во вред образовательному процессу. Они смиренно слушают о том, как чиновники радостно отчитываются о разворовывании между собой средних зарплат учителей. Они терпят отсутствие учебников. Они заклеивают бумажками разбитые окна. Они простывают в холодных классах и не могут купить себе штаны и лекарства, но они мечтают. Мечтают о том, что когда-нибудь государственные мужи перестанут врать и подумают о будущем. Не о том, как наворовать побольше и усидеть на месте, а о будущем детей, учителей, страны.

Мечтают о том времени, когда чиновники будут показывать не средние зарплаты, а то, сколько каждый учитель получает в реальности. Мечтают о том времени, когда учитель сможет получить среднюю зарплату за одну ставку. О том времени, когда покупка одежды на рынке не будет ударом по карману. Может быть, даже о том времени, когда учителя смогут покупать одежду в магазинах.

Но наступит ли такое время? Ведь всех все устраивает. Да, учителя живут в нищете. Да, выделенные на средние зарплаты деньги до них не доходят. Да, в школах процветают коррупция и кумовство. Да, учителю из-за бумажного пресса некогда заниматься обучением и воспитанием. Да, уровень грамотности падает. Да, будущее страны уничтожается. Но это устраивает всех. Кроме учителей, родителей, детей и народа. Все остальные довольны и хорошо зарабатывают. Надо ли что-то менять?

Александр МАМКИН, к. п. н., преподаватель техникума, региональный представитель профсоюза «Учитель» по Курской области, активист ОНФ


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt