Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Жили-были в казачьем курене. На Дону возвращаются к своим истокам

Учительская газета, №42 от 16 октября 2007. Читать номер
Автор:

В небольшом городе Ростовской области Красный Сулин в прошлом году школа №10 приобрела статус казачьей. Для города это стало настоящим событием, ведь обращение к традиционным ценностям в воспитании детей всегда вызывает большой интерес и одобрение у общества.

Казачья школа практически сразу решила воспитывать у детей интерес к истории и культуре казачества. Не случайно очень скоро в школе был создан музей истории и культуры, в котором можно было познакомиться с предметами казачьего быта и культуры конца XIX – начала XX века. Семьи казаков не боялись расставаться с реликвиями, понимая, как важно сделать их предметами изучения для подрастающего поколения. Школу с первых же шагов стали поддерживать взрослые казаки, которые с удовольствием встречаются с ребятами, рассказывают им о том, какими были их деды и прадеды, за что сражались, какие славные победы одерживали, что намерены делать сегодня, в чем рассчитывают на помощь сегодняшних казачат.

Надо сказать, что все это находит отклик у ребят, которые начинают интересоваться историей той малой родины, где живут. Например, Александр Панин, учащийся 9-го класса, выполнил серьезное исследование, посвященное 70-летию Ростовской области, и сообщил всем, кто не знал в подробностях, что город Красный Сулин и Красносулинский район – один из крупнейших промышленных центров Ростовской области, расположенный на российско-украинской границе. Город был основан полковником Сулиным на месте поселения донских казаков и превратился в промышленный центр благодаря большим запасам железной руды и каменного угля. Тут было много шахт и даже большой металлургический комбинат, которые закрылись в 2003 году. Возрождение района, как понятно из работы Александра, теперь зависит от тех, кто учится в школе; став взрослыми, они могут многое изменить. Для этого нужно только воспитать у них любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с пристального интереса к тем, кто жил когда-то на этой земле. Не случайно, скажем, Панин, исследовав историю Красного Сулина, много времени отдал изучению истории казачества, формы и оружия казаков, их участия в военной истории России, нашел старинные архивные фотографии.

А его товарищ Андрей Дудко с удовольствием занялся изучением природы Ростовской области, ее животного мира.

Воспитать в детях интерес к Родине – не такая уж легкая задача. Наверное, поэтому прежде всего педагоги казачьей школы разработали довольно подробный план воспитательный работы. Цель у них одна – сформировать у ученика осознание себя личностью, проживающей на Дону, чувство собственного достоинства, доброжелательный интерес и уважение к другим людям, уверенный тип поведения, стремление к сотрудничеству с другими людьми. Духовный мир жителей Дона всегда был тесным образом связан с природой, землей, реками, сложились традиции сохранения земли, лесных угодий, водоемов, системы природоохранной деятельности. Нарушение связи человека с природным ландшафтом меняет его мировоззрение, поведение, осложняет жизнь его потомкам, именно поэтому и возникает задача формирования у школьников бережного отношения к природной среде Красносулинского района, готовности к активным действиям по ее охране, преобразованию. А еще педагоги считают важным для детей познание истоков духовной культуры, народной мудрости и нравственности жителей Донского края через фольклорную литературу, образцы народного художественного творчества, что необходимо для восстановления прерванной исторической, эмоциональной памяти народа, проживающего в Ростовской области, возрождения памяти о том, что поэтика донской песни, сказки, былины неразрывно связаны с поэтикой общерусской.

В плане воспитательной работы есть много чего интересного. Тут создание в классах уголков и стендов, выпуск стенных газет «Донская земля в древности», «Жили-были в казачьем курене», «Донские казаки в Отечественной войне 1812 года», «Досуг станичников», приобщение к народно-песенному творчеству донских казаков в фольклорном объединении «Казачок», участие в городских мероприятиях, организованных казаками Сулинского Юрта, беседы с родителями о том, какой должна быть система поощрений и наказаний в семейном воспитании, о том, что семья – главная ценность в воспитании казака, казачьи посиделки и экскурсии по Донской земле, изучение обрядов, истории казачьего движения, строевые занятия, изучение казачьей и государственной символики, казачьих обрядов, заповедей.

Особый разговор – о физической подготовке. В плане спортивных мероприятий есть участие в городских спортивных мероприятиях, проведение Дней здоровья, спортивных часов в казачьих классах, первенств школы по футболу, волейболу, настольному теннису, легкой атлетике. Настоящий казак сызмальства готовится к службе Отечеству, поэтому так много встреч проводит школа с ветеранами, классных часов, посвященных подвигам. Есть у юных казачат строевая и огневая подготовка, они изучают общевоинские уставы ВС РФ, основы военной топографии, овладевают навыками рукопашного боя, осваивают меры безопасности в действиях с оружием, правила ориентации на местности, правила оказания медицинской помощи.

Понятно, что воспитание – очень важное дело, но самое главное, конечно, обучение, и тут педагоги разрабатывают новые программы, сценарии уроков по математике, географии, истории, русскому языку, окружающему миру, изо и музыке. Например, пятиклассники на уроках изо узнают, что обычно казачий курень имел от двух до пяти комнат: столовая, зала и две спальни. Первая от входа комната была и передней, и кухней, и столовой. Здесь семья стряпала и ела, в этой же комнате находилась и печь. В XIX веке чаще всего складывали печи-голландки (без лежанки), но в некоторых были и русские печи. В каждой станице были и свои мастера по кладке печей. Богатые казаки выкладывали печи изразцами. Печь была символом домашнего очага, может быть, поэтому она была объектом неустанного внимания хозяйки. По тому, как выглядела печь, судили о хозяйке дома. Печь должна была сиять чистотой, поэтому казачки мазали глиной и белили ее каждую неделю. В кухне вдоль стола и стены стояли лавки, у более зажиточных – деревянные стулья. Здесь же стоял поставец со столовой и чайной посудой. Медная посуда, кастрюли, горшки, чашки, ложки, вилки, чугуны, старинные ведра, называемые казанами, медные кубы для воды, самовар, кофейник также находились здесь. У хорошей хозяйки медная посуда сияла и блестела и, безусловно, украшала кухню. Чтобы она выглядела красиво и нарядно, ее сначала «квасили» кислыми помидорами, после чего несли на Дон и чистили песком. «Зала» или горница всегда выглядела очень красиво и торжественно. Иконы висели в каждой комнате, но в зале красный угол был богатым. Обычно висела не одна, а несколько икон, некоторые из них были в серебряных окладах. В зале также стояла горка с праздничной посудой, ею казаки пользовались редко. Она стояла для украшения. Престижно было, если в горке стояла супница, это был показатель зажиточности семьи. Здесь же находились комоды, где хранилось белье, стол, застеленный скатертью, стулья, на стене висело зеркало, часы, семейные фотографии. В станицах были свои столяры-краснодеревщики, которые делали мебель на заказ. Например, в станице Старочеркасской прекрасным столяром был Вьюнников, который делал добротную и красивую мебель: горки, столы, стулья. Казаки любили украшать свои курени портретами государей и военачальников, картинами и репродукциями с изображением битв народов, взятием крепостей. Кроме того, стены казачьих куреней украшались и оружием: саблями, шашками, пистолетами. В зале принимали самых почетных гостей, здесь служили молебны, панихиды. В спальне стояла кровать с пуховиками, подушками, одеялами. Здесь же стоял сундук с ценными вещами. Казачки любили цветы, поэтому в каждом доме можно было увидеть кадки с олеандрами, фикусом и другими цветами. В восьмом классе для ребят подготовлен урок по казачьей кухне. Оказывается, на Дону любили пить чай, обычно индийский или цейлонский. Кофе казаки вывезли из Турции и обычно пили его в 12 часов дня. Пройдя по станице в это время, можно было услышать, как тарахтят ступы в каждом доме – казачки толкли кофейные зерна в медных ступах. Кофе пили с каймаком, который специально готовили по этому поводу. Никогда не пили «кохвий» в одиночку, обычно приглашали соседей или родственников. Сегодня пили кофе у одних, завтра шли пить к другим. На уроках истории и литературы ребята изучают замечательные литературные произведения, в которых рассказывается о казаках, скажем, с большим интересом они изучают образ атамана Платова в одном из произведений Николая Лескова. На уроках окружающего мира речь идет о семейных традициях и устоях, о воспитании девочек и мальчиков, о роли отца и матери, а на уроках музыки звучат замечательные звонкие казачьи песни. Конечно, после таких уроков дети по-иному рассматривают экспонаты в школьном, городском и областном музеях.

Кем вырастут эти ребята, пока не знает никто. А вот какими они вырастут, уже можно предположить, ведь педагоги красносулинской школы №10 делают все, чтобы их ученики стали настоящими гражданами России.

Красный Сулин, Ростовская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту