– Проект СанПиНа не удовлетворяет нашим требованиям по двум ключевым вопросам, – пояснил Александр Шупта, главный специалист нормативного отдела Департамента общего образования Минобразования России. – Во-первых, ограничивается наполняемость классов – до 25 человек вне зависимости, городская это школа или сельская. Такое жесткое условие в ряде случаев не может быть выполнено. Предположим, что в маленькой сельской школеs один из классов оказался переполнен хотя бы на одного человека. Санитарные правила требуют открыть параллельный класс, даже если в нем будет учиться всего лишь один человек. Но это же абсурд! К тому же надо учитывать хроническую нехватку учителей в сельских школах. Что мы предлагаем? Ввести в пункт 2.3.1. проекта СанПиНа словосочетание “как правило”, то есть заменить запрещающую форму на предписывающую.В том же пункте есть фраза: “Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ – 80 учащихся, для школ I-II ступеней – 250 учащихся, для школ I-III ступеней – 500 учащихся”. Эта формулировка перекочевала из ныне действующего СанПиНа и также не соответствует требованиям времени. Ведь по закону любой центр Госсанэпиднадзора вправе закрыть начальную школу, если в ней не 80, а 81 ученик…
Возможен и другой вариант, не менее абсурдный: отправить “лишнего” ребенка учиться в другую школу, которая может находиться в соседнем селе километрах в сорока к северо-западу. Разумеется, такое расстояние ребенку каждый день преодолевать трудно, и от властей потребуется полностью реализовать программу “Школьный автобус”. Странно, что разработчики СанПиНа забыли о специфике села. Ведь сельская школа подчас одна на несколько деревень в радиусе десятков километров.
Не принят во внимание и еще один аспект. А именно – реструктуризация сельских школ, согласно которой одиннадцатилетки, где менее 100 учеников, будут реорганизовываться в девятилетки. Таким образом, средние (полные) школы в скором времени окажутся, как говорится, меж двух огней: сверху на них будет давить СанПиН, а снизу – Концепция реструктуризации. Зачем нужны такие жесткие тиски?
Минобразование предлагает изменить формулировку СанПиНа и установить “потолок наполняемости” только для вновь строящихся сельских школ.
– Включив в СанПиН пункт 2.9.1, Минздрав обрекает себя на колоссальный объем бумажной работы, – продолжает Александр Шупта. – Это второй вопрос, по которому мы не можем достичь взаимопонимания с Министерством здравоохранения. Вдумайтесь в смысл формулировки: “В соответствии со статьей 28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам”. К нам уже сейчас приходят письма из регионов с вопросами, какие именно программы и методики требуют санитарно-эпидемиологического заключения и где его получить. На наш взгляд, формулировка должна быть более конкретной и содержать перечень тех вопросов, по которым необходимо согласование. Иными словами, надо перейти от общего к частному…
Весьма надеюсь, что подобный дедуктивный метод сработает, и на заседании в правительстве спорные вопросы будут решены… в пользу школы. Тогда министерству не придется захлебываться в ворохе бумажной работы, разъясняя “всеобъемлющие” формулировки СанПиНа. Поговорим теперь о положительных сторонах нового документа. К счастью, он не является точной копией тех норм и правил, которые действуют сейчас. Например, в отношении пятидневной учебной недели.
Строгий запрет нагружать школьников более чем шестью уроками в день вскоре будет снят. По крайней мере в проекте СанПиНа его нет. Введена более лояльная формулировка: “Продолжительность учебной недели для учащихся 5-11-х классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с таблицей 1”.
Таблица 1
Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса
Таким образом, с нового учебного года инспекторам Госсанэпиднадзора будет довольно сложно заставить гимназии и лицеи работать шесть дней в неделю. На защиту гимназистов встает и Закон “Об образовании”, который дает учебному заведению полную самостоятельность в выборе режима.
Правда, в проекте СанПиНа есть одна фраза, которая при внешней своей безобидности может все-таки отобрать у гимназистов лишний выходной день: “Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся”. А ведь нагрузка довольно жестко регламентируется (смотри таблицу 1). Представить же себе гимназию или лицей без факультативных занятий в принципе невозможно…
Приятно отметить, что проект СанПиНа вводит для первоклассников “режим наибольшего благоприятствования”, который отражен в пункте 2.9.4:
“Обучение детей в 1-м классе начальной школы следует проводить с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проходят только в первую смену;
5-дневная учебная неделя;
организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
проведение не более четырех уроков в день;
продолжительность уроков – не более 35 минут;
организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут, а также физкультминуток и гимнастики для глаз;
использование ступенчатого режима обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – 3 урока в день, со второй четверти – 4 урока;
организация дневного сна, трехразового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня (интересно, как это можно будет осуществить в сегодняшней школе? – Д.Е.);
обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний учащихся;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей, самой длинной четверти”.
Правда, здорово? Даже в первый класс захотелось.
На Всероссийской конференции “Гигиенические проблемы образования и воспитания детей и подростков” медики высказали свои замечания по поводу образовательного стандарта. Критике, в частности, подверглось планируемое увеличение количества уроков физкультуры – до трех в неделю, которое, естественно, повысит недельную нагрузку. Что на этот счет говорит проект СанПиНа? Оказывается, объем ежедневной двигательной активности не менее двух часов можно достичь и без “утяжеления” школьного расписания. Каким образом? За счет гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продленного дня, собственно уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья. Комплекс физкультмероприятий дня приведен в таблице 2.
Таблица 2
Если в отношении наполняемости сельских школ проект СанПиНа проигнорировал современные тенденции модернизации, то программа “Школьный автобус” без внимания не осталась. Об этом свидетельствует пункт 2.1.8 санитарных правил: “Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся сельских школ, проживающие на расстоянии свыше одного километра от школы”. Замечу, что в ныне действующем СанПиНе расстояние это втрое больше.
Говорится в СанПиНе и о том, что “общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды”. К сожалению, это утверждение далеко не всегда реализуется. По данным Госсанэпиднадзора, в 20 процентах сельских школ используется вода, не соответствующая санитарным нормам. А на фильтры, которые предлагает использовать СанПиН, у школ просто нет денег. Согласитесь, чистая вода – не роскошь, а средство существования. Именно поэтому хотелось бы немного подкорректировать пункт 2.7.4. проекта СанПиНа: “Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора”, заменив словосочетание “согласовывается с…” на “осуществляется”.
Статфакт
По данным проведенной в этом году диспансеризации учащихся образовательных учреждений, 54 процента школьников имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья. В основном это заболевания пищеварительной системы, органов зрения, нервной, мышечной и эндокринной систем.
Статистика показывает, что основной скачок роста заболеваемости за последние несколько лет – на 20 процентов – приходится именно на школьный возраст, то есть с 7 до 18 лет. Стоит также заметить, что в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением предметов заболеваемость в два раза выше, чем в обычных образовательных учреждениях.
Существуют три группы здоровья (основная, подготовительная и специальная), по которым распределяют учеников в классе. Если проследить процентное соотношение между этими группами за последние 20 лет, вырисовывается неутешительная тенденция:
Не совсем понятно, почему разработчики СанПиНа решили сократить раздел “Требования к организации медицинского обслуживания учащихся”. Сократить всего на один пункт, который, кстати, есть в действующих санитарных правилах: “При отсутствии медицинского работника руководство школы заключает договор с близлежащей поликлиникой о медицинском обслуживании детей”. Чтобы доказать необходимость этого требования, я приведу один пример – несчастный случай, произошедший несколько лет назад в поселке Кромы Орловской области.
Шел обычный урок физкультуры. Челночный бег, ползанье по скамье, отжимания. Одному из мальчиков стало плохо, он схватился за голову и потерял сознание. Послали за медсестрой, но ее на месте не оказалось – уехала на курсы повышения квалификации в город. Прошло двадцать минут, пока ребенку оказали первую медицинскую помощь – подоспели врачи из поселковой больницы.
Мальчик умер. Врачи, с которыми я беседовал, уверяли меня: аневризма сосудов головного мозга неизлечима, и то, что произошло с ребенком на уроке физкультуры, могло случиться с ним где угодно: дома, в автобусе, во сне, наконец. У мамы этого мальчика было другое мнение: “Время потеряно!” Драгоценное время, которое исчезало подобно крупинкам в песочных часах, исчезало вместе с жизнью на глазах у матери. Острой болью застряла в моем сознании фраза, сказанная ею: “Моего сына спрашивали: как ты себя чувствуешь, до тех пор, пока он не перестал дышать”…
Поговорим о школьном расписании. Несмотря на то, что режиму учебно-воспитательного процесса в проекте СанПиНа отведен целый раздел, один момент, на мой взгляд, требует разъяснения. Пункт 2.9.17: “Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся”. Что это за кривая?
Современными научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей приходится на интервал 10-12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков начальной школы основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а средней и старшей – на 2-4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность ребенка и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале и в конце. Распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве.
По тем же соображениям контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели.
Не стоит забывать, что предметы, требующие длительной домашней подготовки, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей И.Г.Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Таблица Сивкова
Дополнением к таблице Сивкова могут служить данные опроса школьников, которые к наиболее трудным предметам нередко относят информатику и профильные дисциплины. Такие предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и среду.
Кривую умственной работоспособности еще называют “гауссеаной”. О ней можно прочесть в рекомендуемом приложении к санитарным правилам. Честно говоря, обидно, что приложению дан рекомендательный, а не обязательный статус. Ведь не секрет, что при составлении расписания за основу часто берутся интересы педагогов, а не научно обоснованный биоритмологический оптимум.
Перелопатив проект СанПиНа от корки до корки, я не нашел норм электромагнитного излучения, которые предъявляются к компьютерным классам. А между тем данные Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России заставляют тревожиться: в 2002 году 38 процентов школьных компьютеров не соответствовали санитарным нормам ЭМИ. В проекте СанПиНа есть абзац, в котором сосредоточены требования к ЭВМ: “Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам”. Не сомневаюсь, что такие гигиенические требования существуют. Однако нелишним было бы отразить в СанПиНе хотя бы предельно допустимый уровень ЭМИ. При нынешней-то повальной компьютеризации.
Впрочем, если СанПиН ограничиться общими фразами на этот счет, директорам школ полезно будет приобрести брошюру “Санитарно-гигиенические требования к вычислительной технике”. Она поможет избежать той неприятной ситуации, когда санинспектор опечатывает компьютерный класс из-за повышенного уровня ЭМИ. Заставляйте поставщиков тестировать машины до того, как в класс войдут дети.
Итак, до введения новых санитарных правил остается меньше года. В принципе времени достаточно для того, чтобы сделать их еще лучше, мягче и деликатнее. Ведь в конце концов СанПиН – это не оружие Госсанэпиднадзора, направленное против школ. Читаем первый абзац нового документа: “Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность”.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии