Будущее России и судьбы новых поколений во многом зависят от того, сможем ли мы сберечь и приумножить богатейшее наследие вековой самобытной народной традиционной культуры. И именно школа в контексте государственной культурной политики должна стать хранителем культурной традиции как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей…
В школе №2030 учатся представители многих народностей нашей страны, и поэтому здесь всегда уделялось особое внимание знакомству с культурным разнообразием России и развитию межкультурных коммуникаций.
Изучение отечественной многонациональной культуры начинается уже в детском саду, когда малыши вместе с воспитателями, педагогами ДО и родителями участвуют в костюмированных народных играх, фольклорных концертах, практикумах и выставках декоративно-прикладного искусства.
В младших классах школы этнокультурное развитие продолжается на уроках литературного чтения и изобразительного искусства, во внеурочном курсе «Праздники и традиции», фольклорном ансамбле и творческом объединении «Моя поэтическая тетрадь».
В средней и старшей школе, углубляя изучение российской самобытной культуры, ребята знакомятся с фольклорными истоками отечественной классики и размышляют о традиционных духовно-нравственных ценностях на уроках литературы, истории, музыки и изобразительного искусства, на занятиях творческих объединений «Студия художественного слова», «Музыкально-театральная студия», «Художественная студия».
В рамках межрегионального сотрудничества мы неоднократно принимали на своей сцене фестивали народного искусства, в которых участвовали ансамбли из Карелии, Бурятии, Орловской и Московской областей. А самым интересным опытом стали для нас первые Дельфийские игры, проведенные в онлайн-формате. Мы были базовой площадкой этого фестиваля, обеспечивали связь с регионами и воочию убедились, насколько сильна талантами наша страна, самые отдаленные ее уголки!
В 2022 году, который провозглашен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, мы считаем необходимым вывести работу по популяризации, изучению и сохранению традиционной народной культуры на качественно новый уровень.
В школе создается система учебно-творческих практик, направленных на освоение и сохранение культурного наследия России.
Урочная деятельность:
– создание междисциплинарных учебно-творческих проектов на пересечении таких дисциплин, как литература, история, география, музыка, информатика, технология, изобразительное искусство. Примерами таких метапредметных проектов могут послужить «Задонщина» (литература, история, география), «Песнь о купце Калашникове» (литература, история, спорт, музыка), «Снегурочка» (литература, музыка, изобразительное искусство);
– создание авторских иллюстраций к эпосам народов России на уроках изо и технологии (с использованием работы в программах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator).
Внеурочная деятельность:
– создание в интегрированных курсах «Литературное чтение/Техника речи» и «Литературное чтение/Театральные игры» тематического модуля «Фольклор народов России»;
– подготовка и проведение театрального фестиваля «Хоровод сказок» в рамках курса внеурочной деятельности «Театральные игры»;
– корректировка программы курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции». Привлечение ресурсов дополнительного образования и партнеров – учреждений культуры. Создание практико-ориентированной программы;
– создание макетов архитектурных памятников и других объектов культурного наследия, разработка изделий декоративно-прикладного искусства в рамках курса внеурочной деятельности «Промышленный дизайн».
Дополнительное образование:
– создание галереи национальных костюмов народов России (студия мягкой игрушки, мастерская театрального костюма);
– создание анимационных фильмов по мотивам сказок народов России (студия анимации);
– проведение декады устного народного творчества «Жемчужины мысли народной» (студия художественного слова);
– создание фольклорной программы силами учеников, родителей, педагогов ДО, представителей школ-партнеров (фольклорный ансамбль «Капельки»).
Все направления деятельности тесно связаны между собой и выстраиваются в арт-вертикаль, пронизывающую все ступени образования. И если в детском саду и в младших классах ребята погружаются в мир фольклора на эмоциональном уровне, то к старшим классам они готовы к серьезным исследованиям в области культурного наследия и национального искусства. И этнокультурные интересы наших учеников выходят далеко за рамки Московского региона.
В рамках межрегионального сотрудничества мы давно и плодотворно сотрудничаем с очень талантливыми и самобытными школьными коллективами по всей стране. Но, наверное, самые тесные связи у нас со школой из далекого и необычайно красивого села Деревянного, что в Карелии. Год народного искусства для наших ребят – это повод осуществить давнюю мечту и создать совместный кросс-культурный мультимедийный проект «Сны о Карелии», который стал бы продолжением нашего общего социокультурного проекта.
Неожиданное продолжение получила еще одна инициатива наших учеников, воспитателей и педагогов. Проведение выставки-ярмарки детских творческих работ декоративно-прикладного искусства вызвало интерес у учащихся предпринимательского класса. Ребята предложили создать с помощью представителей стратегического совета нашей школы бизнес-проект для следующей ярмарки и дать возможность маленьким художникам получить свои первые гонорары. Вот так творческий проект приобрел экономическое звучание и помог сделать ученикам еще один шаг в развитии финансовой грамотности.
Мы живем в век цифровых технологий, и это серьезный вызов хрупким традиционным формам народного искусства. На наш взгляд, цифровая информация и новые технологии должны быть направлены на сохранение культурного наследия. Их миссия – связать прошлое и настоящее, помочь сформировать будущее.
Необычайно важным фактором является внедрение современных форм популяризации национальных культур. Учащиеся медиакласса нашей школы создали интернет-ресурс, образовательную платформу «Культурный навигатор по художественным промыслам России». Все лучшие ученические проекты, будь то произведения декоративно-прикладного искусства в технике определенного народного промысла, исследовательские статьи о народных ремеслах, учебно-творческие или междисциплинарные проекты, будут помещены в это информационное пространство и доступны. Программно-информационная составляющая этой платформы будет развиваться в соответствии с реальными потребностями сохранения новых объектов. Таким образом, насыщение этого ресурса может положить начало накоплению не только объективной информации по истории или технологии народных ремесел, но и творческих продуктов учеников. На наш взгляд, у этого ресурса большое будущее, так как «навигация» по объектам отечественного культурного наследия поистине безгранична!
Конечно, живая нить традиционной культуры народа, его обряды, песни, уклад жизни, ремесла, сохраняются в семье. В школе №2030 очень бережно относятся к сохранению культурных традиций семей наших учеников. Поэтому, наверное, самым ярким событием грядущего года станет общешкольный фестиваль «Один день в национальной семье», где ребята вместе со своими родителями сформируют в рекреациях и кабинетах школы уютное пространство национального дома, ознакомят гостей с фольклором и традициями своего народа.
Сохранение культурного многообразия современной России – это надежная основа ее успешного развития. На наш взгляд, современная российская школа должна формировать такое образовательное пространство, в котором будут созданы условия для творческого развития представителей всех национальных культур. Народное творчество – душа народа, его сила и гордость!
Татьяна СОЛОГУБ, педагог-организатор школы №2030
Комментарии