Екатерина Железнова хорошо известна музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений и родителям малышей своей методикой и аудиопособиями по музыкальному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста. Она окончила ДМШ им.Шаляпина, педагогический колледж №7 «Маросейка», музыкальный факультет МПГУ, сегодня учится в аспирантуре АПКиППРО, работая педагогом групп раннего комплексного развития средствами музыки. У Железновой есть своя позиция относительно того, как обучать дошкольников.
Сейчас в методике музыкального образования дошкольников происходит много интересного, появляются инновационные программы. Удобной и функциональной представляется программа музыкального развития И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Ладушки». Очень большую и оригинальную работу ведет Валерий Брайнин, который методику создал в России, но уже много лет работает в Германии. Нельзя забывать, что основа любых инноваций, особенно в художественном образовании, – это опора на традиции. Например, сейчас активно продолжается развитие методики Карла Орфа как за рубежом, так и в России: поистине, все новое не «забытое», а развиваюшееся «старое»!И в школе, и в колледже, и в вузе у меня были прекрасные педагоги. Мне в этом отношении очень-очень повезло. Музыкальные занятия с детско-родительскими группами я начала проводить еще во время учебы в педагогическом колледже №7 «Маросейка». Идея создания своей методики возникла из практики работы с малышами и из понимания того, что родители малышей – мои лучшие помощники. В начале педагогического пути очень не хватало музыкально-игрового материала для детишек 1-3 лет, и прежде всего фонограмм, которые позволяют проводить музыкально-игровое занятие, находясь в тесном контакте и с малышами, и с родителями. В создании методики не было внезапного озарения, «открытия», ее основа – стремление доставить радость учения и развития на основе общения с музыкой и малышам, и родителям. Методика выстраивается постепенно, находится в постоянном развитии. Одна из перспектив моей работы – обеспечение возможности музыкально-ритмических занятий в семье, а также адаптирование музыкально-игрового материала для занятий в домах ребенка.Мне представляется, что задача педагога-музыканта, если он занимается с малышами, – способствовать формированию базовых способностей и умений: коммуникативных навыков, мелкой моторики, реакции, устойчивого внимания, развития речи, координации и чувства ритма. Формирование более специальных навыков – тембрового слуха, интонационного слуха, абсолютного слуха, музыкальной памяти – важная, но не ведущая цель.В своей работе я пришла к выводу, что педагогу-музыканту во всех отношениях рациональнее оставлять родителей на занятиях, а не «под дверью». Поначалу таким образом я решала проблему организации малышей, а также повышала эффективность занятий, значительно сокращала адаптационный период в группах. Особенно это касается малышей 2-3 лет. Ведь гораздо легче привыкнуть к «незнакомой тете» и другим детям, которые претендуют на твои игрушки, когда рядом родной человек, который и поможет, и заступится, а если устанешь – можно и присесть к маме на ручки. Когда же я перешла к работе и с 9-месячными малышами, то вопрос, быть или не быть родителям на занятии, решился сам собой. Серьезной проблемой, когда я начала заниматься с малышами раннего возраста, стало и практически полное отсутствие полноценного музыкального, игрового, песенного материалов, фонограмм, примерных поурочных планов. Единственным выходом стало создание своих материалов, адаптация и переработка чужих методик с учетом специфики работы.Родители должны быть и активными участниками занятий, а порой и учениками наравне со своими детишками. Им не меньше, чем малышам, нравится играть на музыкальных инструментах, участвовать в подвижных играх, делать гимнастику и вместе отмечать праздники. На первых занятиях взрослые с некой робостью относились к предложению выбрать музыкальные инструменты, участвовать в играх, танцевать, петь в микрофоны, играть на синтезаторах и металлофонах. Но со временем все чаще я стала слышать: «А можно мне на этой штуке поиграть?» или «Как здорово, что мы вместе с малышами и гимнастику сделаем!» Восторгу же малышей от участия родителей нет предела. Нередко и сами дети выступают в роли учителей: «Нет, мама, ты не так танцуешь, надо вот так…» или «На этом инструменте надо играть не так, а вот так!»Чем разнообразнее занятие, чем больше видов деятельности, непрерывно сменяющих друг друга, оно содержит, тем интереснее и веселее для малышей и тем значимее и привлекательнее для их родителей. В итоге 50-минутное занятие проходит в постоянной смене заданий. Малыши не успевают засидеться, но и не выдыхаются от бесконечного движения. В каждое занятие входит комплекс модулей: развитие музыкального слуха, развитие чувства ритма, логоритмика, подвижные музыкальные игры, развитие мелкой моторики, знакомство с нотами и клавиатурой, обучение игре на инструментах (синтезаторы, металлофоны, духовые аккордеончики); игры, направленные на социальную адаптацию и развитие эмоциональности; музицирование и простейшие импровизации; гимнастика, танцы, оркестр «Играем с родителями»; а также знакомство с буквами и подготовка к чтению («лепим – поем – читаем»), работа с голосом и интонацией и многое другое. И конечно же, вся работа проходит в процессе активной игровой деятельности. За последние 3 года был подобран и создан игровой музыкальный материал для комплексного музыкального развития малышей «Мамины уроки» и «Первые уроки» для самых маленьких (от полугода до полутора лет), «Игровая гимнастика» (от 1 до 5 лет), «Забавные уроки» (песенки-игры для детишек 1,5-4 лет), «Аэробика для малышей» (2-4 лет), «Игры для здоровья» (от 2 лет), «Мишка с куклой» (песенки-инсценировки для малышей от 6 месяцев), «Десять мышек» (пальчиковые игры для детей от 2 лет), «Кошкин дом» (песенки для музицирования от 3 лет), изданный в виде аудиокассет и компакт-дисков. Вместе с детишками, занимающимися в группах, мы записали «Азбуку из пластилина», а также сказку «Счет в пределах десяти». Планируем в ближайшее время выпустить вторую часть пальчиковых игр, песенки-возгласы для малышей от полутора лет, сказки для элементарного музицирования. Планируется публикация книжек и выпуск учебного видео для педагогов и родителей.Работа в семейных группах представляется мне чрезвычайно перспективным, важным и нужным направлением в педагогике. Здесь решаются не только вопросы образования, обучения и воспитания детей в интересной для них игровой форме, но и налаживается глубокая творческая и товарищеская связь между родителями и детьми, основанная не только на родственных чувствах, но и на совместной учебной и творческой деятельности.Подобная форма работы – самый мягкий и безболезненный путь для раскрытия зажатых, закомплексованных детей, а также для корректировки поведения и развития проблемных малышей. Мне не раз приходилось слышать от родителей такие высказывания: «Раньше не заставишь его рот открыть, что уж про пение говорить, а теперь поет при любом удобном случае, рвется перед публикой выступать!»; «До того как стали к вам на занятия ходить, она и детей-то новых боялась. А теперь стала более раскрепощенной, общительной, уверенной в себе!»Ведь один из важных аспектов в нашей работе – адаптация ребенка в коллективе, налаживание социальных контактов, создание эмоционально комфортной среды, которая позволит «раскрыться» каждому малышу. Подробнее ознакомиться с методикой Е.С. Железновой и методическими пособиями «Музыка с мамой» можно на сайте http://www.m-w-m.ru.
Комментарии