search
main
0

Зеркальные ошибки. Работа по устранению и профилактике ошибок письма и чтения

​Родители и учителя то и дело обращаются за консультациями к школьному учителю-логопеду касательно проблемы зеркального написания букв у учеников начальных классов. Откуда возникают эти ошибки и как их устранить?

Несмотря на то что большая часть детей на момент поступления в школу уже имеет начальные навыки чтения и письма, функциональная система письменной речи (процессы письма и чтения) у первоклассников находится в процессе формирования и не упрочена на должном уровне – этот процесс будет продолжаться на протяжении всего первого года обучения в начальной школе. Очень часто у обучающихся уже со 2-го класса начинают активно проявляться специфические ошибки письма и/или чтения, характерные для речевых расстройств дисграфия и/или дислексия (специфические нарушения письма и чтения). Наиболее ярко на фоне прочих ошибок выделяются оптико-пространственные ошибки по типу зеркального написания букв, слогов и даже целых слов.Зрительные образы (буквы) имеют зеркальное представительство в определенных центрах левого и правого полушария. При поражении (или сниженной активности или же незрелости) левого полушария человек начинает копировать на письме обратное изображение образа, представленного в правом полушарии, в результате чего появляется тенденция писать не только отдельные символы в зеркальном отображении, но и возможна смена самого направления письма (справа налево).Работа по устранению и профилактике ошибок письма и чтения по зеркальному типу заключается в развитии:- временных представлений;- пространственных представлений;- восприятия;- внимания;- памяти;- мышления;- графо-моторных навыков.Работа по развитию временных представлений включает следующие обязательные моменты:1. Необходимость выработать и соблюдать режим дня. Помимо оптимизации организационных моментов (организация деятельности помогает мозгу ребенка обрабатывать, систематизировать и упорядочивать полученную за день новую информацию) соблюдение режима помогает выработать мозгу биоритмы, что, в свою очередь, способствует оздоровлению нервной системы в целом (стабилизирует процесс засыпания, состояния сна и бодрствования, налаживает процессы пищеварения и выделения, укрепляет иммунную систему организма). Воспитание в себе внешней организованности (привитие привычки планировать свои дела и вести ежедневник) вырабатывает организованность внутреннюю, то есть мозгу становится легче обрабатывать и систематизировать всю получаемую информацию.2. Объяснять, запоминать и использовать в речи ребенка понятия: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; было – будет – стало.3. Объяснять, запоминать и использовать в речи ребенка понятия: утро – вечер – день – ночь; времена года, месяцы, дни недели, сутки.4. Объяснять, запоминать и использовать в речи ребенка понятия: завтрак – обед – ужин; раньше – позже; сейчас – потом – в самом конце – сначала; старше – младше – моложе.Работа по развитию пространственных представлений:1. Объяснять, запоминать и использовать в речи ребенка понятия схемы собственного тела: на голове, под ногами, перед собой, сзади, левая рука, правая рука.2. Объяснять, запоминать и использовать в речи ребенка понятия пространства вокруг: справа/слева от меня; ближе – дальше; выше – ниже.3. Объяснять, запоминать и использовать в речи ребенка понятия отраженного пространства: левый/правый рукав у рубашки, левая/правая штанина, обувь на левую/правую ногу, левый/правый глаз у человека/животного (стоящего напротив или изображенного на фото).Как развивать временные и пространственные представленияВо время общения спрашивать и показывать, где левая/правая сторона, начало/конец книги, маршрута (от дома до школы, от школы до магазина).Отмечать словесно о начале письма/счета/чтения в тетрадях и книгах – направление слева направо – поставить яркую красную точку (звездочку или любой другой бросающийся в глаза символ) в начале строки, откуда надо начинать писать.Просить не торопиться при чтении/счете/письме – необходимо вырабатывать не скорость, а качество процесса.Составлять рассказы по серии картинок; пересказывать события дня по порядку.Как развивать вниманиеНайти отличия на картинках. Найти рисунок по образцу («найди такой же»). «Пройти» (зрительно или с использованием карандаша) картинки с лабиринтами. Найти спрятанные предметы (на картинке) – по типу популярных книг-виммельбухов. Наблюдать за живой природой: за белкой в лесу, рыбками в аквариуме, домашними животными (придумать рассказ «Как я провел выходной» от лица своей собаки). Тренироваться рисовать с натуры или с фотографий: рисование – это навык, который можно и нужно развивать в любом возрасте.Как развивать памятьУчить и пересказывать стихи, песни. Тренировать память по картинкам: рассмотреть картинку в течение 15-20 секунд, закрыть ее и рассказать, что на ней изображено, описывая как можно больше деталей. Пересказывать: услышанное/увиденное на уроках в школе; истории, рассказанные одноклассниками; прослушанную сказку или просмотренный фильм.Появление зеркально написанной буквы в тетради говорит нам о том, что мозг не справился с обработкой оптико-пространственной информации и дал руке неправильную моторную команду. Чтобы мозг обрабатывал информацию без сбоев, его необходимо тренировать!Наталия ГЛУЩЕНКО, учитель-логопед школы №113

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте