search
main
0

Земля в реальном времени

Космос становится ближе

Ученики школы №1770, решившие осваивать космические профессии, так же как и ученики 28 школ Москвы, вошедших в проект «Космический класс в московской школе», теперь углубленно изучают математику, физику, информатику, а также проходят практико-ориентированные курсы по аэродинамике и баллистике, геоинформатике, навигации, механике космического полета, применению одноплатных компьютеров в космической мехатронике.

Это совместный проект Департамента образования и науки Москвы и Роскосмоса. Также в реализации проекта участвуют Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева, холдинг «Российские космические системы», Научно-производственное объединение имени С.А.Лавочкина, ракетно-космическая корпорация «Энергия», Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, Центральный научно-исследовательский институт машиностроения.

Результативная учеба возможна только при соответствующем уровне подготовки учителей. Преподаватели нашей школы постоянно совершенствуются: принимают участие в коучинг-марафоне «Реализация проекта «Космические классы», организованного Городским методическим центром совместно с Госкорпорацией «Роскосмос». В ходе занятий учителя посетили лекции, мастер-классы, презентации Роскосмоса, МГУ имени М.В.Ломоносова, Института космических исследований РАН, специалистов частных космических компаний. Кроме теории были, конечно, и практические занятия, например участие в проекте «Сборка водной ракеты» – это строительство, сборка, настройка и запуск ракеты!

А что ждет ребят после окончания школы? Какие профессии выбрать? Российские ученые выделили самые актуальные профессии космической индустрии будущего – это космический архитектор и аналитик спутниковых данных. Что это за специалисты и как ими стать?

Космический архитектор планирует работу орбитальных станций и инопланетных баз, которые помогают осваивать космос. В ближайшем будущем потребуется проектировать космические миссии, учитывая большое количество факторов внешней среды. Например, особенности гравитации на других планетах, отсутствие атмосферы, наличие космического мусора и радиации.

Рабочая среда космического архитектора – специализированное компьютерное обеспечение, макетная мастерская и бумажные эскизы. Чтобы освоить профессию, потребуются навыки рисунка, инженерной графики, трехмерного моделирования и дизайна интерфейсов. Не обойтись без креативности, внимания к деталям и междисциплинарного подхода, ведь в этой профессии пересекаются знания и навыки из различных отраслей.

Профессия аналитика спутниковых данных нужна уже сегодня. Такой специалист анализирует огромный поток информации о поверхности суши, которую в реальном времени передают космические спутники. Он следит за изменениями на Земле и делает достоверные прогнозы. Например, оценивает экономику стран и целых регионов, отслеживает состояние нефтехранилищ, больших производств, загруженность автодорог.

Также ученики космического класса увлеченно изучают предмет «Геоинформатика». Съемка Земли из космоса широко используется в различных сферах бизнеса и при чрезвычайных ситуациях, для изучения и экологического мониторинга нашей планеты. Геоинформатика – это также цифровые карты, системы навигации и совместная работа миллионов мобильных устройств, пространственное моделирование и анализ больших данных.

Наши ученики заинтересовались, как получить информацию о поверхности Земли и объектах на ней, атмосфере, океане, верхнем слое земной коры бесконтактными методами, при которых регистрирующий прибор удален от объекта исследований на значительное расстояние. С помощью дистанционного зондирования Земли можно получать более подробную информацию о местности и накапливать большое количество информации за короткий срок времени. На территории нашей огромной страны много труднодоступных мест, где сбор и изучение информации являются очень проблематичными, поэтому в современном мире космические снимки востребованы. Для изучения этой космической отрасли ребята, в частности, посещают занятия в Музее космонавтики.

Безусловно, чтобы начать осваивать профессии будущего, надо знать профессии настоящего. И ученики нашей школы встретились с Героем Российской Федерации летчиком-космонавтом Олегом Германовичем Артемьевым. Встреча была организована госкорпорацией «Роскосмос» и проходила в Музее космонавтики. Герой Российской Федерации рассказал ребятам о том, как он выбрал эту нелегкую, но интересную профессию, о подготовке и полетах на орбиту Земли, выходах в открытый космос.

Да, выбор будущей профессии зависит и от возможности примерить ее на себя. Что входит в эту «примерку»? Участие в профильных конкурсах, экскурсии на предприятия космической промышленности.

Ученики космического класса успели принять участие во многих конкурсах и конференциях: в научно-практической конференции «Потенциал», конкурсе исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж», конференции исследовательских и прикладных проектных работ школьников «Будущее начинается сегодня», отправили свои разработки на Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Что же интересует ребят? Робототехника, аэрокосмические системы и спутникостроение. Научные руководители ребят – школьные учителя физики, математики и информатики и преподаватели ВШЭ. На данный момент группа активных исследователей из космического класса планирует поступать в крупные технические институты: МГТУ имени Н.Э.Баумана, МАИ, НИУ ВШЭ и др. После работать в аэрокосмической отрасли нашей страны. А олимпиады и конкурсы, в которых ребята участвуют, помогут достичь цели, так как призовые места дают дополнительные баллы при поступлении. Но это во-вторых. А что же во-первых? Во-первых, это погружение в будущую профессию и возможность уже сейчас принять участие в разработке современного космического оборудования.

Сейчас ученики занимаются проектом «Разработка аппаратно-программного комплекса в виде полезной нагрузки для аппарата форм-фактора cubesat». В данной работе изучается спутник модели «Кубсат», для него создается сбрасывающийся модуль для наблюдения (мониторинга) за атмосферой Земли. Для этого ребята провели исследование работы «Кубсата» и создали его 3D-модель, на основе которой при помощи модуля Arduino будет предложен вариант «Кубсата» со сбрасывающим модулем. Это очень актуально в связи с учащением случаев техногенных катастроф в современном мире, особенно в отношении больших объемов нашей страны. Данный «Кубсат» сможет отслеживать состояние атмосферы нашей Земли в реальном времени. Было принято решение разработать аппаратно-программный комплекс с набором датчиков и устройств, способных изучать атмосферу нашей планеты. Конечная цель ребят – получить возможность создать спутник со сбрасывающимися модулями, воплощенный в «железе» и выполняющий свою роль в космосе.

Так, с малого, с участия в предпрофессиональных конкурсах, ученики космического класса начинают свой путь в большую науку и практическое изучение космоса. А участие в проекте «Космический класс в московской школе» позволяет получить необходимые знания, проверить правильность выбора будущей профессии и начать дорогу в мир открытий.

Таким образом ученики космического класса школы №1770 знакомятся с профессиями космической сферы, на практике осваивают современное оборудование и технологии в области разработки инновационной продукции. Наши ребята полностью готовы к продолжению обучения на инженерных, технических факультетах и получению престижных профессий в сфере исследования космоса.

Елена КУЗНЕЦОВА, руководитель школьной медиастудии, учитель русского языка и литературы школы №1770, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте