search
main
0

Земля уходит из-под ног Российские ученые могут прогнозировать зоны возможных катастроф и их последствия

В российском Министерстве чрезвычайных ситуаций идет внедрение новых технологий безопасности. Наш корреспондент встретился с начальником Федерального центра науки и высоких технологий МЧС, главным конструктором федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений и объединенных систем оперативно-диспетчерского управления в субъектах РФ генерал-майором Михаилом ШАХРАМАНЬЯНОМ.

– Михаил Андраникович, возможно ли предвидеть ситуации, требующие активного вмешательства МЧС? Можно ли заранее подготовить население?
– Сегодня это вполне возможно. На базе Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) создано агентство МЧС России по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. Мы делаем прогнозы по таким видам катастроф, как землетрясения, наводнения, пожары, техногенные аварии. Пожары и наводнения прогнозируются с точностью 70-80%. Землетрясения мы прогнозируем в долгосрочном и среднесрочном плане. Для этого используются геоинформационные системы и электронные карты. Если в какой-то точке земного шара происходит землетрясение, то уже через два часа мы знаем, сколько людей погибнет, сколько останется в завалах, сколько необходимо спасателей, какой требуется объем гуманитарной помощи. Такие результаты получаются при расчетах на базе созданной нами геоинформационной системы “Экстремум”, которая в результате международного тендера заняла первое место в мире, обогнав американцев, швейцарцев, чехов и индийцев.
– А что представляет собой система “Экстремум”?
– Это электронная карта всего земного шара. Если происходит землетрясение, практически мгновенно очерчивается зона возможных катастроф, подсчитывается, сколько населения там погибло, сколько можно спасти. Эта информация очень важна для проведения спасательных работ. Дело в том, что практически 87% пострадавших погибают в течение суток. И, естественно, если спасательные работы организуются поздно, то эффективность их достаточно низкая. А мы в течение двух часов указываем район, куда надо ехать спасателям. За счет быстрого реагирования можно спасти дополнительно примерно 40% людей.
– Однако жертв может быть гораздо меньше, если большие массы людей удастся как-то подготовить к экстремальным ситуациям. Вот только как это сделать?
– Здесь важна роль образования. Ведь какую систему ни создавай, все бесполезно, пока сам человек не подготовлен, не воспитан. Необходимо обучение населения, и начинать придется со школьников. Поэтому мы уже создали центры юного эколога-спасателя во многих школах и оснащаем их современными технологиями обучения. Мы обучаем возможности “рискового” мышления. Нужно давать людям новые информационно-образовательные технологии XXI века, приучать их с детства мыслить на уровне своего времени.
Мы создали малогабаритные приемники космической информации. Устройство внешне простое – небольшая антенна, приемник и компьютер. Школьник может каждый день, придя в школу, включив компьютер, рассматривать космическое изображение Земли – где что делается. За 3 000 километров от местонахождения своей школы он видит реальную территорию. Может с помощью этого приемника померить, например, температуру реки, температуру земли,измерить расстояние между какими-то объектами. Видны очаги пожаров и многое другое. Это такой измерительный комплекс, который мы сейчас активно пропагандируем и внедряем в школы. Принципиально важно, чтобы наши школьники с самого раннего возраста могли получать космическое изображение ежедневно. Таким образом, каждый сможет регулярно видеть все, что происходит в стране: от изменений погоды до зон пожаров и катастроф. Получатся такие возможности, что сам процесс обучения детей в школах станет намного интересней и лучше. Мы разработали для этого даже специальную методику. Она уже внедряется в школах.
– А сколько учебных заведений получило уже вашу методику?
– Нашу методику и прибор получили: авиационный техникум в городе Жуковском, Московский физико-технический институт, Кубанский госуниверситет. В Ханты-Мансийский округ отдали 6 приемников.
– Вы в этих организациях готовите кадры для МЧС?
– Студенты, после окончания учебы по нашей программе, если собираются заниматься наукой, идут в те научные учреждения, которые входят в нашу корпорацию. Вышло постановление правительства: впервые в России присвоить нам статус Федерального центра науки и высоких технологий. Это – корпорация, в которую входят 10 университетов, включая Кубанский и Физтех, 15 научных организаций, 20 производственных предприятий. Среди множества задач, которые возложены на Федеральный центр науки и высоких технологий, одной из важнейших является разработка учебно-программных комплексов, в том числе дистанционного обучения.
Естественно, студенты после окончания вузов идут в эту корпорацию. Студент, закончивший образование, остается, например, в Физтехе или в Кубанском госуниверситете или идет на предприятие, входящее в нашу корпорацию, и занимается выпуском наукоемкой продукции.
-Что дают ваши программы школам?
-Мы хотим, чтобы в школьные и вузовские программы вошел раздел космическая география. Я считаю, что обучение по глобусу, по бумажным картам устарело. Сейчас нужна живая география, расширяющая кругозор. Спутник пролетает над районом, а школьники или студенты включают компьютер, настраивают прибор и принимают изображение. Потом, через 3 часа, снова пролетает спутник, а по снимкам видно, что определенное ранее облако сместилось, а здесь стало заметно, что идет дождь. Такие возможности формируют исследовательское начало, интерес к обучению. Мы создаем также трехмерные электронные и объемные карты. Компьютерная программа “ГЕО-Экстремум” получила Золотую медаль в Женеве на Всемирном салоне изобретений. Она предназначена для интегрированного преподавания ОБЖ, географии, экономики, физики, экологии, информатики. Использование данного программного продукта при изучении географии подтверждается возможностями его применения в качестве электронного атласа, создания контурных карт и картографических пособий.
С помощью компьютерной программы “Как Иван-царевич подземного змея победил”, созданной по мотивам русских сказок и получившей Серебряную медаль в Женеве, школьники получают знания об основных понятиях, причинах и параметрах землетрясений, легко усваивают правила поведения в помещении, на открытой местности в сейсмоопасных районах, оказания первой медицинской помощи. Занимаясь по компьютерной программе “Безопасность на улицах и дорогах”, можно получить полную информацию о дорожных знаках, сигналах управления движением, правилах поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Федеральный центр науки и высоких технологий разработал и мультимедийный учебник для 10-х классов “Основы безопасности и жизнедеятельности”. Он рекомендован для обучения в школах.

Лев САФОНКИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте