«Ответственность может быть только личной» – эта известная фраза принадлежит советскому прозаику и общественному деятелю Фазилю Искандеру. Особое значение эти слова приобретают применительно к школе. Ведь школьные годы – наиболее ответственный период в жизни ребенка. Именно в это время ученики принимают большинство важных решений, определяющих их дальнейший путь, выбирают самое главное и на всю жизнь – друзей, увлечения, будущую профессию.
На определение жизненных ориентиров может повлиять множество факторов: природные склонности ребенка, школьная среда, семейная традиция или пример для подражания. Но тем не менее окончательный выбор каждый делает самостоятельно, опираясь на собственные знания и опыт. Задача школы – дать верное направление и помочь ребенку в этом поиске.
Современная московская школа предоставляет большие возможности для самоопределения учеников. В Школе на проспекте Вернадского реализуются предпрофильные и предпрофессиональные городские проекты разных направленностей: естественно-научной, гуманитарной, математической, инженерной, IT. Это позволяет каждому ребенку выстроить индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих интересов. Участвуя в интеллектуальных мероприятиях в стенах школы и за ее пределами – на городских образовательных площадках, – ученики открывают для себя уникальные знания, постигая секреты той или иной науки и убеждаясь в правильности своего выбора.
Значимым компонентом успеха в формировании жизненных ценностей наших учеников является в первую очередь личная ответственность педагогов.
Наталья Хижняк, учитель биологии, говорит:
– Работая учителем биологии много лет, я поняла, насколько важно найти для каждого ученика такое слово, в котором он нуждается именно сейчас, почувствовать настроение ребенка. В работе необходимо создавать атмосферу взаимопомощи и сотрудничества. На своих уроках я учу каждого ребенка быть личностью, проходить свои ступени развития и не опускать руки, даже если что-то не получается, продолжать развиваться. Я стараюсь как можно больше использовать на занятиях формат игры. Мы часто проводим биологические квесты, викторины «Что? Где? Когда?», «Хочу все знать». В игре ребенок становится честнее, в том числе с самим собой. Игра нужна и взрослому. Благодаря ей учитель воспринимает мир глазами ребенка, а значит, начинает лучше его понимать. И именно в игре проявляется стремление стать самостоятельным, отвечать за свои решения. В игровой форме легче постигаются процессы жизни, можно простыми словами рассказать о сложном и вызвать интерес. Я ощущаю счастье, когда осознаю смысл своего служения, когда мои ученики добиваются успехов и у них все получается!
Такой ответственный подход педагогов к своему делу позволяет школе из года в год набирать естественно-научные классы, выпускники которых пополняют ряды студентов ведущих вузов. Только в этом году пятеро выпускников академического класса поступили в МГМУ имени И.М.Сеченова, двое стали студентами химического и биологического факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.
Всеволод Козлов, выпускник академического класса, студент 1‑го курса Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова, отмечает:
– Мне с детских лет нравилось все, что растет, живет и дышит, поэтому биология была моим любимым школьным предметом. И учителя биологии всегда старались создать для меня ситуацию успеха. Мы готовились к олимпиадам, часто побеждали, и это было важно для моего становления и как личности, и как будущего профессионала. Я был в восторге, когда мы начали заниматься исследованиями, сначала самостоятельно, затем под руководством профессора кафедры генетики биологического факультета МГУ доктора биологических наук Лидии Николаевны Нефедовой. Эту уникальную возможность предоставила нам школа. Приобретенные по-настоящему научные исследовательские знания – а мы имели возможность работать в современных лабораториях в одной команде с учеными-генетиками – помогли мне точно понять, что в дальнейшем я свяжу свою жизнь с медициной или наукой в медицине. Сейчас я студент лечебного факультета МГМУ имени И.М.Сеченова, хочу стать онкологом и помогать людям справляться с одним из самых коварных недугов. Спасибо школе за открытые возможности, которые позволили мне сделать самый важный выбор – выбор профессии и своего призвания.
Всем известно, как важно, когда ребенок с удивлением и радостью открывает мир. Вспомните, когда вы могли удивиться на уроках, будучи школьником? Действительно, удивиться! Если на уроках рисования вы смешивали краски, например красную и белую, то какой цвет вы рассчитывали получить? Розовый. Это логично, и ваши ожидания вас не обманывали. Вы оказывались правы, получая нечто среднее. Так же, разбавляя горячую воду холодной, мы получаем теплую – что-то промежуточное. Но чудо! Смешивая синюю и желтую краски, вы вдруг получали зеленую! То, что казалось ранее чем-то совершенно индивидуальным! Такие внезапные открытия всегда оставляют след в воображении. И вот вы уже представляете, к примеру, как между синим морем и желтым солнцем возникает зеленый остров…
Таким ярким островом стали для Петра Воронченка, ученика 7‑го класса «Математической вертикали», занятия по химии:
– Еще в 4‑м классе у нас были занятия, посвященные химическим экспериментам. Мы получали из масла мыло, из соды и лимонной кислоты – бомбочки для ванн, а привычный чай, как выяснилось, может менять цвет, если к нему добавить лимонный сок или соду! Все это казалось таким удивительным! Но объяснить эти чудеса могла только химия! Наш учитель Антон Вячеславович Щетинин рассказал, что все предметы, которые нас окружают, состоят из молекул, а они в свою очередь из конечного числа вида атомов – химических элементов. В 5‑м классе мы продолжили знакомиться c химией: собирали молекулы, используя конструктор, записывали химические уравнения. Мне было интересно, и я быстро все понял. Заметив мою увлеченность, учитель предложил заниматься химией уже на серьезном уровне – решать задачи 8‑го класса. Оказалось, это не так сложно! В 6‑м классе я начал участвовать в олимпиадах. И все получилось! При подготовке к олимпиадам МОШ мы решили весь архив олимпиадных заданий прошлых лет, и в итоге по результатам практического тура я стал победителем заключительного этапа Московской олимпиады школьников по химии.
Решение олимпиадных задач, по твердому убеждению учителя химии Антона Вячеславовича Щетинина, прокладывает путь к высоким результатам учеников, а затем и к осознанному выбору профессии:
– Я уверен, что развить в себе способности к чему-то можно путем интенсивных тренировок. Для своих учеников я стараюсь организовать решение «правильных» задач, вдыхающих жизнь в восприятие химии и делающих ее понимание более органичным.
И такой подход ежегодно дает свои результаты. Рустам Джамилов, выпускник инженерного класса, студент 1‑го курса химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, вспоминает:
– Решая интересные задачки, я втянулся в увлекательный процесс постижения предмета. А когда один из очных туров олимпиады по химии проходил на базе химического факультета Московского университета, я влюбился в «королевство» – именно таким я увидел его – и уже тогда понял, что после школы буду учиться именно там. И вот моя мечта сбылась! То, что мы сейчас изучаем в курсе университетской химии, во многом совпадает с курсом олимпиадных практикумов в школе! Я очень благодарен, что школа предоставила мне такие возможности – комфортно войти в университетскую среду! И главное – найти вуз своей мечты!
Что еще может помочь ребенку сделать выбор? Наталья Уварова, учитель информатики, уверена, что в этом процессе не обойтись без отлаженной системы наставничества:
– Я наставник, который прокладывает мостик к техническим и инженерным знаниям. На уроках технологии, занятиях в рамках курсов «Микроэлектроника и микроконтроллеры», «Программирование» мы знакомимся с инновационными технологиями, востребованными инженерными профессиями. А полученные навыки отрабатываем, участвуя в олимпиадах и конкурсах. Это позволяет ребятам увидеть мир электроники вживую и тем самым вызывает у них интерес для самостоятельных поисков. В рамках клуба «Инфофизики» я объединила разновозрастных ребят, увлеченных точными науками – физикой, информатикой – и готовых изучать, как устроен этот мир, как его оживить и как им управлять.
Ученики инженерных классов и классов «ИТ-вертикали» традиционно проводят хакатоны, мастер-классы для учеников 5-6‑х классов, открывая по-новому им мир технологий и робототехники.
– Когда старшие ребята конструируют, моделируют, программируют и управляют техническими устройствами, мы видим рождение настоящего чуда! – делятся своими впечатлениями младшие школьники.
Дети с восторгом вовлекаются в эти процессы и спустя время уже осознанно пополняют ряды предпрофессиональных классов. Наставниками для наших учащихся являются и выпускники школы.
– В свое время, будучи на месте ребят, я жаждал любой информации, которая помогла бы мне определиться с выбором вуза и профессии. Особенно не хватало информации о новых специальностях, – рассказывает выпускник инженерного класса Максим Котегов, ныне магистр кафедры «Экономика и организация производства» МГТУ имени Н.Э.Баумана. – Поэтому я решил прийти в школу, чтобы поделиться своим опытом профессионального становления с нынешними учениками. Моя специальность – управление инновационной деятельностью – объединяет знания технических наук, менеджмента, экономики. Нас учат разрабатывать и внедрять качественные новые технологии в инновационное отечественное производство. Мне очень пригодились знания абсолютно по всем предметам! Современный высокопрофессиональный специалист не может быть замкнут в узких границах физики или лирики.
И здесь уместно вспомнить слова Михаила Светлова: «Настоящий учитель – не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».
Медиацентр Школы на проспекте Вернадского
Комментарии