search
main
0

Здравый смысл диктует. Опыт поражений важен так же, как и опыт побед

​Пензенские учителя первыми в России получили в пользование нетбуки. Все без исключения! А ведь для многих, особенно для сельских педагогов, столь высокотехнологичное оборудование принадлежало к категории необязательного и трудно осваиваемого баловства. Сегодня пензенская школа – это абсолютно компьютеризированное, опутанное сетями образовательное учреждение. В конце 2010 года была разработана и на данный момент активно внедряется в школах электронная система образования – сложный программно-аппаратный комплекс, аналогов которого в Российской Федерации нет. В рамках программы модернизации образования в 2011 году закуплено 1925 компьютеров для общеобразовательных учреждений Пензенской области, 142 интерактивных комплекта, 583 сервера, уникальное учебное и учебно-наглядное, музыкальное, спортивное оборудование, оборудование для модернизации школьных библиотек: 180 компьютеров, 90 МФУ, 390 ридеров… И стоило это бюджету ни много ни мало более 330 миллионов рублей. Независимо от поступления налогов в бюджет, урожая, политической и прочей конъюнктуры расходы на образование никогда не урезаются местными законодателями. Губернатор Пензенской области Василий БОЧКАРЕВ – один из немногих региональных политиков, кто абсолютно уверен: на образовании экономить недопустимо! Эта убежденность диктует региональному лидеру и принятие соответствующих решений.

– Василий Кузьмич, вы искренне считаете, что инвестиции в ребенка могут спасти регион? Или это попытка соответствовать федеральному тренду? – Это не тренд, это здравый смысл. У нас на прошлой неделе прошло очень необычное мероприятие – гуманитарный форум «Провинция». Это первый опыт в России – мы соединили его с инвестиционным форумом. Мне показалось, что это логично – инвестиции в развитие человеческого капитала первичны. Без них ни экономики, ни соответственно страны не будет. Мы пригласили признанных экспертов в области регионального развития, культуры, образования, кадрового менеджмента, социологии, политологии, то есть людей, которые формируют общественное мнение, тех, кого можно смело назвать интеллектуальной элитой страны. Так вот, на последнем пленарном заседании все они говорили исключительно об образовании. Начали с инвестиционной привлекательности региона, закончили профессиональным образованием. Пошел разговор про среду обитания, про духовность, вышли на тему школьного образования, его содержания… Все и всегда упирается в образование. – Да, Россия когда-то славилась своим образованием… – Только вот почему-то мы никогда не были страной с высоким уровнем жизни. Вопрос – почему? По идее хорошее образование – это основа достатка, гарантия высокого уровня жизни… А у нас не получилось! И пока не очень хорошо получается. – И это при тех колоссальных вложениях?! – Ну во-первых, образование – это достаточно консервативная отрасль, и результаты здесь отсрочены во времени. А во-вторых, вложения сами по себе мало что значат. Должно быть понимание: кого же мы, собственно говоря, хотим получить на выходе из школы. Ботаника? Дельца? Творца? Исполнителя? Для меня ответ на этот вопрос очевиден. Региону сегодня как воздух нужен творец, но умный и предприимчивый. – Да, обучение через предпринимательство – это ваша региональная фишка. – Это не фишка. Это единственная методика, которая дает результаты. Без практики, без контакта с реальной жизнью все знания превращаются в мыльные пузыри. Они быстро лопаются. Одно мокрое место остается, да и то быстро высыхает. А когда дети получают возможность сразу попасть в самую гущу взрослой жизни, когда они видят, как достаются деньги, когда они начинают рано зарабатывать, тогда и к процессу получения знаний, умений и навыков они начинают относиться совсем по-другому. Мне очень импонирует переход к компетентностному подходу. Я считаю, что ребенок должен получить от образования минимум три базовые компетенции. Первая – это универсальные технические компетенции. Иностранный язык, компьютер, автомобиль, минимальный набор банковских операций: умение пользоваться теми же пластиковыми картами, оформление кредитов, уплата налогов и т. д. Без этого трудно себе представить жизнь современного человека. Вторая – чисто профессиональная. Человек должен на что-то жить. Для этого он должен что-то уметь лучше других. И желательно профессионально самоопределяться пораньше. Тогда быстрее достигнешь чего-то в профессии. Третья компетенция – это управление. И собой, и другими. Мне часто возражают: мол, менеджеров много не надо. Это топ-менеджеров нужны единицы! А управленческие компетенции никому не повредят. Даже если у тебя в подчинении всего-навсего два человека, необходимо уметь поставить задачу, распределить обязанности, замотивировать команду… И этому надо учиться. – Каким же должен быть педагог, чтобы он смог дать все три базовые компетенции? Мне кажется, это никому не под силу. – Это под силу настоящему, современному учителю. Именно такого мы будем поддерживать, именно такому мы готовы платить и уже платим приличные деньги. У нас уже сегодня есть педагоги, которые активно работают в проекте «Обучение через предпринимательство» и получают по 40 тысяч рублей! А этот проект для развития всех компетенций идеальная площадка. Многие меня упрекают: мол, какие из учителей предприниматели?! Но, извините, в этом проекте роль учителя прежде всего организаторская. Направь, подтолкни, сопроводи, подскажи… Но и это непросто. – Но с такими зарплатами, наверное, немного учителей? – Конечно, но таких много и не должно быть! Главное, чтобы они были! Тогда и другие потихоньку подтянутся. Но у нас, кстати, и средняя зарплата учителя по региону сегодня более 16000 рублей при средней в экономике 14604. – Модернизация требует совершенно нового учителя… – Конечно! Те учителя, которые хотят работать, учатся. Те, кто не может или не хочет учиться, уходят. Но таких мало. У нас создана целая система поддержки учителей. С этого года увеличены единовременные выплаты молодым педагогам – 35 тысяч рублей (в прошлом году было 12 тысяч), ежегодно проходит областной конкурс «Педагогический олимп», 100 лучших педагогов области получили премию в размере 50 тыс. рублей, проводятся конкурсы «Учитель года», «Лучший руководитель – лидер в образовании», «Лучший педагог-предприниматель»… В этом году более 20 млн рублей было направлено только на поддержку учителей в рамках конкурсов. И я вам хочу сказать, что авторитет учителя растет. Если раньше учителя говорили своим детям: «В школу только через мой труп», то сегодня учительские ребятишки пошли в педагогический институт. И родители их в этом поддерживают. Учителем стало работать не только выгодно с точки зрения материальной, но и интересно. Школы ремонтируются, оборудование поставляется. Комфортные условия работы, современная техника: предметные кабинеты, интерактивные доски, медийная техника… Только за последние два-три года потрачены огромные суммы как на обновление внешнего вида образовательных учреждений, так и на обновление содержания образования. Только один показатель: в 2010 году на 1 компьютер приходилось 14 учащихся, в 2011 году – 10. Сейчас особенно большое внимание уделяется ИКТ-грамотности педагогов. В этом году мы с помощью израильских коллег начали внедрять курс «Компьютерные науки». В апреле этого года наши коллеги из г. Бэер-Шева приезжали в Пензу и проводили обучающие семинары для педагогов области. Сейчас мы реализуем программу, по которой 6 тысяч педагогов области пройдут курсы повышения ИКТ-грамотности. – Но все это, согласитесь, не самое главное. Главное, чтобы ребенок захотел учиться. А дети сегодня… Какие, на ваш взгляд? – Как известно, от рождения все дети талантливы и любознательны. Но с возрастом, кажется, все куда-то исчезает. В этом принято винить школу. И я согласен, что от того, с каким учителем встретился на пути ребенок, во многом зависит его жизненная траектория. Во многом, но не во всем.Самая главная привычка – это, как писал Некрасов, «привычка к труду благородная». А трудиться своих детей мы не просто не учим, а, как клушки-наседки, оберегаем бедненьких, перегруженных деточек. Не дай бог на ночь глядя он свои ботинки помоет. Нет, бабушка или мама за него все сделают, вымоют, выгладят… Если вид уж совсем утомленный – и уроки за него сделают! А если этот недоросль в начальной школе пятерку принес за домашнюю работу, сделанную мамочкой, восторженная бабушка сразу полтинник сует в кармашек этому вундеркинду. Дальше – больше. Да, со школой у нас не все хорошо и безоблачно. Это факт. Но чем руководствуются наши некоторые бабушки и дедушки, мамы и папы, когда фактически стараются купить своим детям и внукам аттестаты и дипломы? – А потом удивляемся, что врачи плохие, строители непрофессиональны… – Мы не даем детям пройти через опыт поражений, отгораживаем их от жизни, не пускаем в жизнь детей реальные трудности, которые, как известно, обязательно встретятся на их пути. Только вот мамы с бабушками не всегда будут рядом… Во взрослой жизни никто за вашего ребенка не будет мыть сапоги и делать уроки. Почему я настаиваю на проекте «Обучение через предпринимательство»? Потому что это шанс показать детям, что их ждет в будущем. Это попытка дать им все необходимые для жизни компетенции быстро, наглядно, системно. А то у нас отряды иждивенцев растут и растут. Родители повзрослевших эгоистов утирают слезы и жалуются на бессердечных детей, которые не помогают, а только деньги сосут. Мы их такими воспитали. И нам это исправлять. Система образования Пензенской области – это:    309 образовательных учреждений и 55 филиалов, реализующих программы дошкольного образования, с общим количеством воспитанников 45939 человек. Охват детей услугами дошкольного образования – 62,08 процента. За 3 года построены 6 новых дошкольных образовательных учреждений на 245 мест каждое;    485 общеобразовательных учреждений, в том числе и вечерние общеобразовательные учреждения, с общим количеством учащихся 113272 человека. За 3 года введены в строй 2 новые школы, оснащенные современным оборудованием;    83 учреждения дополнительного образования детей с общим количеством воспитанников 61783 человека. Охват услугами дополнительного образования детей составляет 77 процентов;    48 учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования с общим количеством обучающихся 22149 человек. Реализуется программа по модернизации системы профессионального образования. На реализацию программы до 2013 года предусмотрено в областном бюджете 174,5 млн рублей;    5 учреждений высшего профессионального образования и 13 филиалов с общим количеством студентов 59386 человек.В системе образования региона действуют 40 ФОКов, 12 бассейнов, 25 школьных бассейнов, 25 ДЮСШ, 1979 школьных спортивных клубов и секций. Физкультурой и спортом на постоянной основе занимаются 96 процентов учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте