XXI век – самое безопасное столетие за весь период истории. Кажется, наши дети находятся под абсолютной защитой: всегда могут позвонить и поделиться своими проблемами; на дорогах есть регулируемые пешеходные переходы – наземные, подземные; на каждом углу – в метро, магазине, школе – есть охрана или органы правопорядка, в конце концов видеонаблюдение. Общество счастливо и довольно жизнью, сыто, все меньше агрессии встречается на улице. Кажется, внешне все спокойно, безопасно, хорошо, и с моим ребенком вряд ли что-то может случиться.
Но XXI столетие диктует свои правила. И все, что дано для общего пользования, все, что позволяет быстро отыскать нужную информацию, сегодня может быть насколько полезно, настолько и опасно. Информационный поток безграничен, неограничен и действительно несет угрозу юному поколению. Признаем, деление видеороликов и контентов на возрастные категории «6+», «12+», «16+» в действительности не работает. Детям доступна любая необходимая информация, которая есть в Интернете.
И сегодня, в период пандемии, когда окно в мир ограничивается экраном, необходимо говорить об этой безопасности – безопасности информационно-коммуникационных технологий в контексте устойчивого развития общества.
Итак, какие же потенциальные угрозы несет в себе развитие ИКТ? Совершенно ясно, что, проникнув во все сферы жизнедеятельности, ИКТ расширяют возможности развития, формируют глобальное информационное и киберпространство, в котором информация приобретает свойства ценнейшего элемента познания. Но вместе с этим прогресс в области ИКТ несет потенциальные угрозы для устойчивого развития человечества (https://www.securitylab.ru/contest/504220.php).
Юное поколение, как никакое другое сейчас, подвергается этому обилию, шквалу информации, которую в связи со своим возрастом, несостоявшимся полноценным развитием личности они не в состоянии фильтровать.
Вспоминаются герои поколений былых времен – это люди труда, просвещения, науки… Сегодня наши дети мечтают стать блогерами, потому что кумиром для них является популярный человек, который быстро зарабатывает деньги, рекламирует продукты потребления, продавая свое лицо. И это речь о подростках. Миллионы просмотров – самоцель. И кажется, не так-то это все и серьезно: есть еще родители, что не забыли увлечь своих детей спортом, музыкой, изобразительным искусством…
Есть еще учителя, которые просят отложить, убрать телефон не только на уроке, но и на перемене (тем не менее во многих школах Европы детям не рекомендовано ношение всевозможных гаджетов на территории учреждения, при входе есть специальные шкафчики, куда можно положить свой телефон на время образовательного процесса, или хотя бы рекомендуется его отключить). И, возможно, проблему решить можно. На уровне школ. Но телефон, планшет попадает в руки ребенка чуть ли не с рождения, и, прежде чем научиться писать, читать, играть в настольные развивающие игры, наши дети уже кормят интерактивного кота, смотрят все без ограничений. И блог подростка, набирающий 7 миллионов просмотров, ничего не стоит по сравнению с контентом, где дети и их родители играют вместе (кажется, а что здесь опасного или плохого?).
А играют они в компьютерные игры – сын и папа, например, и у этого видео не 7 миллионов просмотров, а 100 миллионов. Заметили ли родители своих детей, заметили ли мы, взрослые, когда наших детей начали воспитывать, учить жизни, точнее приспосабливаться к ней, всем правдам и неправдам YouTube и Google (чем не учитель, подающий информацию)? «Если не понял, приди домой, посмотри видеоурок на YouTube», – случившееся сегодня предложение из уст педагога.
И ребенку проще (вновь и вновь) заглянуть в экран телефона, чем подойти к учителю или родителю с просьбой о помощи, априори зная, что ему сначала скажут о том, как он надоел, распишут, какой он непонятливый, и, конечно, избегая отрицательной эмоции, наш маленький человек, как и любой другой, пойдет по простому пути – к экрану – всегда готовому помочь, всегда готовому поднять настроение экрану смартфона. А попутно, получая информацию, ребенок услышит, что ему обязательно и срочно нужно купить, потому что меркантильная актуальность превыше всего. И потребитель уверенно идет по пути своего «прогрессивного развития».
Вернемся к цифрам:
– канал Funny girls Margarita and Lers – 400848299 просмотров, на самом популярном видел 26 млн просмотров;
– канал Family Box VLOG – 980635682 просмотра – практически миллиард, на самом популярном видео 28 млн просмотров.
Это русские контенты для дошкольников и школьников начального образования. Здравствуй, новая реальность и новое поколение, здравствуй, необходимость интерактивной доски в школе и видео в уроке МЭШ. К чему готовят наших детей, как взрастить в них настоящего человека, а не послушного потребителя? Критически мыслящего, честного человека, человека с осознанием истинных ценностей, не равнозначных слову «цена» и ценнику.
Начнем с малого – будем уделять внимание нашим детям, будем говорить с ними и отложим свои смартфоны, возьмем книгу. Дети повторяют, они повторят.
И я не описываю подробно страшнейшую страницу в истории пользования детьми социальной сети ВКонтакте – группу «Синий кит». Или уже забыто, или мы уже потеряли бдительность? А может, мы потеряли доверие своих детей?
Но в ответе за их судьбы все равно мы, люди взрослые.
Илина ЗАМАРАТСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1987
Комментарии