search
Топ 10

Здравствуй, конкурс «Учитель года Москвы-2009»!

В Москве уже стартовал очередной профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Как говорят специалисты МИОО, в нынешнем году количество его участников резко возросло, и это хорошо. Конечно, увеличению участников конкурса способствовали две подряд победы московских учителей – Анны Мехед и Михаила Стародубцева – на Всероссийском конкурсе в 2007 и 2008 годах. Сегодня методисты упорно анализируют выступление конкурсантов-победителей на российском конкурсе, пытаясь не только понять, что принесло им победу, но и вообще вывести формулу успеха. Вполне вероятно, что все московское педагогическое сообщество тоже может это сделать, если внимательно проанализирует, что же такого значительного и высоко оцененного Большим жюри во главе с Виктором Садовничим заявил на конкурсе каждый конкурсант-москвич. Поэтому мы предлагаем вам, уважаемые читатели, ознакомиться с конкурсной программой учителя музыки школы №1060 учителя года России-2008 Михаила Стародубцева – лекцией и представлением инновационного проекта.

Лекция

Музыка есть феномен, данный человеку, чтобы упорядочить наши отношения со временем

Почти полвека назад композитор Джон Кейдж написал произведение, которое назвал «4 минуты 33 секунды». Все это время – только тишина, на нотных листах нет нот, одни значки пауз. Смысл в том, что в течение этого времени каждый слушатель, сосредоточившись на этой тишине, вносит в нее свой индивидуальный опыт.

Сегодня мне выпала честь стоять за кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета, и мне кажется, что есть вещи, которые все-таки необходимо проговаривать вслух, наяву, во всеуслышание.

Говоря словами Мандельштама, мы только с голоса поймем, что там царапалось, боролось…

Итак, тема – «Семья и школа в век образования». Для меня очевидно, что главный герой этой темы – ребенок, детство.

Детство – это социальный артефакт, а не биологическая категория. Наши гены не содержат ясных инструкций о том, кто есть ребенок, а кто нет, и точный отсчет возраста ребенка есть сравнительно недавняя культурная традиция.

За последние века мы – педагоги прошлого и настоящего – разрабатывали и улучшали нашу концепцию детства, разрабатывали и улучшали наши институты по уходу за детьми, и мы, казалось бы, возвели детей в преимущественный статус, отраженный в особых представлениях о том, как они должны думать, говорить, одеваться, играть и учиться.

Общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять детства, не зная истории и особенностей культуры.

Осознание этой идеи поставило детство в один ряд с другими глобальными проблемами современности.

«Время – действующее лицо!» – сказал Льюис Кэрролл.

Два времени – время детства и время взрослости – встречаются в пространстве дважды. В системе родства – в семье, где проживание через местоположение формирует социальную единицу – дом. И в системе образования – в школе.

Изначально семья была основным способом организации общества.

Люди рождались, популяция возрастала. Довольно быстро, за несколько поколений, семья превращалась в народ.

И человек, ощущая себя частью народа, имел более близкое окружение – семью. Но порой складывается впечатление, что семья мешает прагматичным конструкторам современного мира. Она никак не укладывается в технократическую концепцию, цель которой – воспитание универсального потребителя – эгоистичного, довольного жизнью человека без глубоких привязанностей, ориентированного на карьерный успех любой ценой.

Семейный очаг гаснет? Человек что – единица, кирпичик общественных структур?

Увы, но реальность создает такие условия для взрослых, что детей у них не становится больше. И все меньше времени и внимания уделяется детям. В своей повседневной жизни все больше времени дети и взрослые находятся отдельно друг от друга. И это при том, что именно растя детей взрослый проявляется наиболее полно.

Рисуя желаемый образ ребенка, мы, по сути, сообщаем все о себе. Дети – наши посланники в будущее. Они отправляются туда, куда нам не попасть. Они понесут в будущее весть о нас, и мы, конечно, хотим сообщить им самое важное и дать с собой самое необходимое. Но «Отправляя их в плавание, надо дать им духовное оснащение», – говорил Борис Пастернак.

К сожалению, нам – родителям некогда, а порой и нечего сообщить о себе.

И школе, как и семье, приходится отвечать вызовам современности. У нее тоже есть свои остро стоящие проблемы, актуальные задачи и противоречия:

Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами, то есть в мире будущего. Это противоречие возникло исторически недавно – когда научные знания стали меняться в течение жизни одного поколения.

Обучение должно быть предметным, так как оно повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира. Одна из основных целей образования – передача культуры. А культура обладает свойством цельности и делима только условно.

Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной. Незнание опасно, а значит, знание обязательно. Причем круг обязательных знаний растет по экспоненте.

Все, о чем я уже сказал, вероятно, известно и очевидно. То, о чем я хочу сказать дальше, не менее известно, однако странным образом выпало из внимания аналитиков.

Нам знакомы расхожие фразы – «школа – дом для ребенка», «учительница – вторая мама».

Правильно ли это? Я не знаю.

Позволю себе поразмышлять об этом.

Но, на мой взгляд, эта лексика говорит нам о факте вынужденной подмены одного социального института другим.

Думаю, что было бы ошибкой принимать такие социальные факты за социальные идеи.

Школа обладает уникальными ресурсами и инструментами социального строительства.

Если школа будет выступать не ВМЕСТО семьи, а ВМЕСТЕ с семьей.

Если школа переосмыслит идею Выготского о зоне ближайшего развития применительно к семье.

Если мы будем понимать образование как социокультурную технологию развития личности ребенка, семьи и общества в целом, то это позволит нам создать и освоить культурные образцы, которые обеспечивают самую непосредственную связь между социальной и культурной системами.

Только культурная система дает обществу цели, идеалы и принципы, которые позволяют людям интегрироваться в единое целое.

В чем же школа сможет найти источник сил для создания таких образцов? Безусловно, в науках. Но не только.

И об этом очень точно сказал Пастернак: «Шаг вперед в науке делается по закону отталкивания».

И только в искусстве «шаг вперед всегда делается по закону притяжения».

На всем протяжении человеческой истории одним из таких культурных образцов была музыка.

И в течение всего этого времени она была и содержанием образования, и одной из его основ, и средством воспитания и обучения, и просто частью жизни ребенка в школе и семье.

«К сожалению, приходится признать, – с горечью констатировал Дмитрий Сергеевич Лихачев, – что многие традиции утрачены. Люди перестают петь. (…) Но хоровое пение – это не только эстетика. Оно нравственно объединяет семью».

Может быть, это как раз и есть то, чего требует наш век?

Особая миссия музыки осознается все сильнее. Приведу пример. Герберт Герц, руководитель Департамента социальных программ IBM, с позиции бизнеса недвусмысленно заявляет: «Мы настаиваем, чтобы в рамках мероприятий по улучшению общего образования именно музыке отводилась бы все более важная роль, поскольку музыка, как никакая другая дисциплина, обладает потенциалом инновационного развития».

Отечественная и мировая практика убедительно свидетельствуют, что когда есть вера и желание проникнуть в сущность, смысл и образный мир музыки, она идет нам навстречу, открывая все свои богатства. Это не случайно. Надо ясно понимать, что в конечном счете вся музыка в мире создана именно для нас, а иначе для кого же она существует?

Что же касается технологии, то она очевидна и проста. Надо исполнять музыку, на себе почувствовать ее звучание, пропустить ее через себя, совершить такие действия, в результате которых то, к чему мы прикасаемся, делается своим.

Это то чудо, в котором мы можем соучаствовать, и даже больше, которое мы можем совершить, например, сделав вместе с учениками и родителями простую вещь – музыкальный инструмент.

Это тоже духовное оснащение для будущей жизни.

Как говорил нам Игорь Стравинский: «Музыка есть феномен, данный человеку, чтобы упорядочить наши отношения со временем».

Представление инновационного проекта

Школа – не только дом знаний, но и дом культуры

Те несколько слов, которые я хочу произнести, будут, может быть, и не так уж существенны для тех, кто здесь находится, и тем более могут быть не так аргументированы, как это хотелось бы присутствующим, но, тем не менее, я позволю себе их произнести. Я буду говорить о музыке. Хотя говорить о музыке, все равно что танцевать об архитектуре.

Чтобы понять что-то, не обязательно давать ему определение. Определение не снимает непонимания.

Слово само по себе всегда правда. Важны не слова, а их порядок. Поэтому обо всем по порядку.

Первым в истории человечества принципом речи была интонация, которая возникла раньше слова-знака. В начале было слово. Бесспорно. Но чуть раньше была музыка! И я думаю, что музыкальная культура – это «пра»-образ общечеловеческой культуры.

…Но вот появилось слово «культура», хотя сегодня ее произвольные производные – поп-культура, субкультура и даже бифидокультура выхолащивают смыслы, оставляя лишь звукосочетания, как конверт без письма.

Как музыка – не набор звуков, так и культура не тождественна сумме информации из разных источников: она возникает в самом человеке.

Ибо «…культура – это такая цель, которая сама… и средство к достижению своих вершин». Тем самым культура дает нам образец действия, поведения…

Наши с вами вершины высоки…. Мне, как учителю, известны два пути их достижения. Ступенька за ступенькой, осваивая педагогические подходы и идеи, накапливая тем самым опыт.

И другой…Путь альпиниста без страховки. В какой-то момент закончились ступени, а вершина еще далеко – требуется новое, прорывное решение. Именно так я и представляю, что такое инновационный проект. Причем что удивительно? Трудность создания и внедрения нового для меня оказались связаны не столько с объемом, сколько с характером деятельности, требующим многих изменений. Поэтому по уровням изменений я и представлю вам свой инновационный проект, его цель, содержание и систему управления реализацией.

Итак, первый уровень изменений – изменение квалификации. Все началось с того, что из учителя музыки мне пришлось переквалифицироваться в автора-составителя образовательных программ. К сожалению, стандарт 2004 года, впрочем, как и все предыдущие, предусматривает изучение предмета «Музыка» только до восьмого класса. Нам, мне и ученикам, нужно было двигаться дальше, а программы и методические рекомендации закончились.

Мы-то с вами понимаем, что музыка не «предмет» роскоши, без которого можно обойтись. Так были созданы, апробированы и внедрены программы, которые получили экспертную оценку в Московском институте открытого образования и Институте новых технологий:

Для девятого класса – «Музыкальная культура моего народа»;

Для десятого – «Музыкальная классика»;

Для одиннадцатого – «Эпохи мировой музыкальной культуры»;

Программа – «Музыка родителям».

Внедрение программ породило целую гамму новых изменений. К счастью, к пониманию ценности музыки пришли коллеги, родители и, что очень важно, администрация школы. Все вместе мы перешли на второй уровень инновационных изменений – изменения существующего внутри школы установленного стандартного порядка действий.

Если раньше родители или учителя собирались все вместе 4 раза в году на родительских собраниях или педагогических советах, если родители за 11 лет могли ни разу не встретиться, так как их дети обучаются в разных классах, то теперь они готовят для детей музыкальные праздники и спектакли, наравне с детьми участвуют в инструментальных ансамблях. Так за годы сложились три флейтовых ансамбля мам. А по четвергам вся школа поет хором.

Только музыкальную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и практику музицирования я считаю основой музыкального образования и воспитания. А коллективное пение в нашей школе приводит к всеобщему музицированию, к совместному музыкальному переживанию и к чувству человеческой общности. Именно так создается и культивируется творческая среда, поддерживающая и питающая ребенка.

Это многообразие привело нас к третьему уровню – структурным изменениям: увеличение часов музыки в учебном плане привело к увеличению количества педагогов, а значит, увеличению количества кабинетов и музыкальных инструментов, в них, появилась кафедра музыкального образования и воспитания.

Друзья, у вас, наверное, промелькнула мысль – а зачем все это и на какие средства?

Никто не спрашивает, могут ли занятия математикой или языками совершенствовать процессы мышления, так как ответ очевиден – «да». Я утверждаю, что это также верно и для занятий музыкой.

Поясню: доказано существование «музыкального эффекта перемещения» или «перемещения обученности». Это – усовершенствование одной познавательной способности или навыка за счет изучения или практики в другой области, то есть в музыке. Согласно исследованиям работоспособность школьников на следующем за «музыкой» уроке повышается на 30%. Также наблюдается повышение уровня читательских и речевых навыков, улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач, улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей, улучшение концентрации внимания, памяти и моторной координации.

И, возможно, самый убедительный аргумент этого лета – ЕГЭ по математике и русскому языку без двоек в обычной средней общеобразовательной школе №1060.

Что же касается средств, деньги живут лишь в одном временном измерении – в будущем. Это их качество неисправимо. Они всегда – будут потом, потому что их никогда нет сейчас. Музыка же этим законам не подчиняется вовсе. Она, как явление природы. Если атмосфере не хватает влажности, то никакой мелиоратор, будь он даже Моцартом ирригации, эту атмосферу не увлажнит. Мы не стали ждать милости …от природы и создали мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов и делаем их своими руками.

Четвертый уровень изменений – изменение стратегии образовательного учреждения.

Идея нашей школы как дома знаний в результате была дополнена. Программы, написанные мной и моими коллегами, образовали комплексную программу «Мировая музыкальная культура». Наши родители даже шутили, что школа из дома знаний превратилась в дом культуры. И это хорошо. Культура – это дом для человека, причем дом, создаваемый им самим. Так говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев. А Павел Флоренский отмечал, что культура есть среда, растящая личность.

Сегодня мы видим идею нашей школы так: школа – пространство жизни. А жизнь – это прежде всего творчество. Хотя это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной, ученым или музыкантом. Творчество тоже можно творить.

Ученики в творческой среде нашей школы исполняют мюзиклы, хоровые и инструментальные композиции и побеждают в олимпиадах по математике, физике и иностранным языкам, участвуют в международных музыкальных фестивалях и конкурсах научно-исследовательских работ, выезжают на гастроли по России и зарубежным странам.

Еще одним результатом работы нашей школы стало успешное участие и победа в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году. Мы стали инновационным ресурсным центром для 6 московских школ.

Мы сознательно участвовали в этом конкурсе, потому что мы понимаем образование как социокультурную технологию развития личности ребенка, школы и общества в целом и хотим, чтобы на пятый уровень изменений, а именно изменение организационной культуры, ценностных ориентаций, иными словами «правил игры», вышли и другие школы страны.

Ни для кого не секрет, что в учебном плане музыке дозволяется разве что постоять на галерке. Она, как студент-разночинец, получает входной билет без указания места в жизни. Оттого и не звучит.

Я абсолютно уверен, что достойное место музыке в системе образования может и должен обеспечить новый стандарт образования.

Представленный мной материал имеет область применения, соответствует требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Иными словами, соответствует требованиям к новому стандарту образования. Ведь мало иметь лишь право на культуру, мы должны создать возможность для ребенка ее приобрести. Ибо «без музыки ни одно обучение не может считаться совершенным».

Как говорил нам Игорь Стравинский: «».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту