search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Здесь и сейчас. Именно так должен быть реализован потенциал личности

Книга «Образование: философия, культурология, политика», выпущенная издательством «Наука» в 2002 году, уже тогда вызвала широкий резонанс в кругу специалистов. В 2007 году эта работа профессора Александра Запесоцкого была отмечена премией Правительства РФ в области образования, что вызвало вторую волну интереса к ней. Сегодня мы публикуем мнение об этой книге доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования Олега ЛЕБЕДЕВА.

Что-то подобное монографии Александра Запесоцкого в нашей профессиональной среде ждали, потому что ждали продолжения книги «Философско-психологические проблемы образования», написанной группой авторов под редакцией известного отечественного психолога Василия Васильевича Давыдова более двадцати лет назад (книга была опубликована издательством «Педагогика» в 1981 году).

В той книге шла речь о теоретических вопросах формирования личности в процессе образовательной деятельности, о проблемах массового образования, в условиях которого основная масса обучаемых вынуждена ограничиться средним (в буквальном и переносном смысле) уровнем образования, об условиях перехода от грамотного общества к обществу образованному.

Многое изменилось с тех пор – в мире в целом, в нашей стране, в отечественной системе образования. Возникла потребность осмыслить эти изменения с точки зрения выявления новых возможностей системы образования в быстро меняющемся обществе. Один из главных вопросов, который был актуален четверть века назад и сохраняет свою значимость сейчас, – это вопрос о том, как в условиях массового образования, которое по своему содержанию довольно далеко отстоит от подлинных богатств культуры, обеспечить приобщение обучающихся к ценностям культуры, ее первоисточникам. Особенно остро в последние годы этот вопрос встал перед университетами, хотя и школьным педагогам очевидна его актуальность.

На мой взгляд, книга профессора Александра Сергеевича Запесоцкого дает необходимый ответ. В этой связи из всего богатства идей, раскрываемых в монографии, я бы выделил несколько положений, имеющих особо важное значение для осмысления той программы модернизации российского образования, которая сейчас интенсивно разрабатывается и которая нередко становится предметом острой общественной полемики.

Первое из них заключается в выводе о том, что приоритетами образовательной деятельности должны быть стратегии личностного развития. Понятие личностно-ориентированного образования сейчас широко используется в педагогической литературе и выступлениях на педагогических конференциях. Возник риск появления очередного штампа, нового лозунга, за которым не стоит конкретного содержания. Заслуга автора заключается в развитии представлений о сущности образовательной деятельности, основная цель которой определяется в книге как формирование образа личности, максимально полно выражающего потенциал человека.

Важна и другая идея: потенциал личности, формируемый в процессе образования, должен быть реализован «здесь и сейчас». Поэтому образование рассматривается автором как пространство и социализации, и самореализации личности. Смысл образования не может ограничиваться подготовкой к будущему, образование должно создавать условия для самореализации личности в сегодняшней жизни.

Автор подводит читателя к мысли о том, что образование может выполнить свою «человекоформирующую» функцию, если само образование соответствует современному типу культуры. С точки зрения автора, сегодня складывается новый тип культуры, объединяющий достижения всех предшествующих культурных эпох, – теоцентристских, техноцентристских, антропоцентристских и социоцентристских культур. В монографии отмечается, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования.

С данным выводом можно согласиться. Он подтверждается тем обстоятельством, что во всех развитых странах мира ищут пути реформирования образования, его модернизации. Вместе с тем есть основания и для вывода о том, что основное направление реформирования образовательных систем определено. Это направление достаточно основательно рассматривается в монографии. Речь идет о гуманитаризации образования, которая совсем не сводится к вопросу о соотношении часов на изучение различных учебных дисциплин в средней и высшей школе.

Гуманитаризация образования означает использование возможностей образования для осознания учащимися смысла жизни и смысла самого образования. В книге высказывается интересная, хотя, может быть, и небесспорная мысль о важности принятия идеи жизни как драматического процесса. Принимая такую идею, человек учится преодолевать жизненные трудности. Он осознает свою способность решать сложные проблемы в быстро меняющемся мире. На этой основе происходит формирование человека как субъекта социально-культурных преобразований.

Одна из глав книги носит очень точное название, отражающее, на мой взгляд, самую суть гуманитаризации содержания образования – «Соответствие содержания образовательной деятельности проблемному полю человеческого бытия». Эта формулировка отражает современные взгляды на образование как целенаправленный процесс развития у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта. К этому надо добавить, что любой социальный опыт можно рассматривать как опыт решения проблем.

С этой точки зрения главным в образовании является анализ проблем и способов их решения. Важно, чтобы обучаемые осознавали необходимость поиска новых способов решения известных проблем в изменившейся ситуации и поиска способов решения новых проблем, возникающих в процессе развития общества. В условиях быстро развивающегося общества каждое новое поколение оказывается перед необходимостью поиска собственных решений. Было бы ошибкой пытаться канонизировать прошлый опыт только на том основании, что когда-то он оказался удачным.

В книге упоминается о предложениях ввести в учебные программы церковно-славянский язык, использовать традиционную народную систему воспитания. Эти предложения, как мне кажется, не только утопичны, они просто противоречат самой идее гуманитаризации образования. И об этом стоило бы четче, определеннее сказать в книге, посвященной решению принципиальных вопросов развития отечественной системы образования.

Рамки рецензии не дают возможности даже кратко остановиться на всех основных положениях очень интересной и глубокой работы Александра Сергеевича Запесоцкого. Но еще одну особенность книги хотелось бы отметить. В ней есть раздел «Образование как объект государственной политики». Мне показалось важным, что этим разделом книга завершается. И такое ее построение вполне оправдано: требования к образовательной политике, критерии ее оценки должны выводиться из научного анализа проблем образования, а не проблемы образования должны выводиться из требований образовательной политики.

В книге Александра Сергеевича Запесоцкого есть спорные положения – в этом еще одно ее достоинство, ибо данная работа может стать основой для теоретических дискуссий по проблемам развития образования в современной России.

Олег ЛЕБЕДЕВ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте