Именно так, зажечь искру вдохновения – это был мой неосознанный девиз ровно до тех пор, пока я не прочла в книге Януша Корчака «Как любить ребенка» следующее: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться». Зачем? Чтобы зажечь искру вдохновения и творчества, ведь «в каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды».
С тех пор слова выдающегося польского педагога, писателя, человека, который собственной жизнью утвердил все свои педагогические правила, стали для меня осмысленным и действенным девизом работы с детьми. Зажечь искру вдохновения, приносить детям радость, подниматься до их чувств и быть честной.
Итак, я педагог дополнительного образования I категории, которая выбрала для себя странное и не слишком популярное направление работы – развитие литературных способностей детей. Почему непопулярное? Согласитесь, гораздо понятнее родителям смысл занятий танцами, изучения иностранных языков, посещения спортивных секций, развития вокальных данных, так было всегда. А вот работа со словом, с которым ребенок и так связан во время уроков и выполнения домашнего задания (от чего устает), – это весьма неоднозначное занятие. Да и к первым детским текстам, если ребенок все-таки решил поделиться ими с родителями или учителями, отношение чаще несерьезное. Многие рассуждают так: «Если результаты творческих поисков знаменитых поэтов и прозаиков имеют серьезную общекультурную значимость и вызывают интерес, то что же ценного в творчестве ребенка и стоит ли обращать внимание на его первые, часто неумелые попытки сочинительства?»
С первым соглашусь, брать после 6-7 уроков блокнот, ручку и добровольно идти туда, где пишут, – поступок героический. Но здесь уместно вспомнить самую первую формулу работы с детьми, и станет понятнее, зачем именно идут к педагогу дети, что он способен им предложить, кроме знаний, чем отличается от других.
Думаю, он должен хорошо разбираться в чувствах и мыслях детей, понимать их, ведь человек, работающий с детским словом, – это человек, который поневоле сталкивается с самыми сокровенными закоулочками души юного автора. Здесь важно понимать, что в тот момент, когда ребенок пробует что-то сочинить, он ищет способы донести до окружающих собственную истину, открыться, представить миру свою систему ценностей, убеждений, страхов и трепетных надежд. В связи с этим он имеет массу опасений, ведь предстоит делиться с незнакомым взрослым тем сокровенным, что у него есть. На этом этапе задача педагога – вызвать у ребенка доверие. А дальше превратить это доверие во взаимность, без которой не бывает сотворчества. И это уже следующий этап работы с пишущим ребенком, где момент сотворчества обязательно присутствует в разном процентном соотношении – от 20 (с начинающими) до 90. Рука учителя рисования – в холсте ребенка или любом его творении, слова и мысли – в тестах, ноты – в первых композициях, движения хореографа – в танце начинающего танцора. И только после этого начинается настоящий процесс становления творческой личности и самостоятельного творческого поиска.
Что же думают сами творческие дети о том, над чем сейчас мы размышляем, можно понять, прочитав слова моих учеников, они взяты из развернутого анкетирования юных литераторов, которые добились успехов на литературном поприще (выиграли в конкурсах, напечатались, побывали в «Сириусе» на литературной смене).
Анастасия Е. рассказывает:
– В раннем возрасте я воспринимала литературное творчество только в разрезе веселья (11-13 лет), чуть позже пришло понимание, что мне есть что сказать, а литература – один из инструментов для высказывания. У меня всегда было ощущение, что люди вокруг не готовы меня услышать, поэтому я писала. Для меня это был в первую очередь способ привлечения внимания к своему внутреннему миру.
– Я поняла, что мои чувства и слова могут быть понятны, – говорит Софья Л., – могут влиять как-то на меня саму, на кого-то. Впервые ощутила, что я не странная, что у всех людей бывают в голове подобные мысли.
Анастасия С. делится своими размышлениями:
– Жить с ощущением, что ты не такой, как все в этом «идеальном мире», человеку с физическими особенностями сложно. Литературное творчество, да и любое творчество в целом, дает человеку отдушину. Моей отдушиной стали занятия поэзией в студии. Выяснилось, что здесь важна моя уникальность, меня не осуждали за несхожесть, во мне хвалили своеобразие и полюбили мои недостатки. Свобода самовыражения, поддержка, отсутствие осуждения и давления техникой: ты пишешь как умеешь, но постепенно проникаешься творческой атмосферой и хочешь стать лучшей версией себя. Мне это помогло социально адаптироваться, прошла озлобленность на мир. Я поняла, что многие здесь со своим разным опытом, травмами или переживаниями. И что совершенно не важно, какой ты, в тебе тоже есть сокровище в виде таланта, которым ты можешь поделиться с миром.
– Когда я пришла на занятия и стала писать, – делится Полина М., – то сначала испытала радость от того, что происходит. Затем постепенно научилась свои эмоции и мысли переносить в тексты. Это давало мне спокойствие и какую-то внутреннюю свободу, именно так я нашла выход из «заточений» собственной головы.
– Я была одиноким ребенком, придумывала себе, когда была маленькая, разные миры и в них жила, – вспоминает Анна Р. – В 6‑м классе начала писать роман, потом бросила и ничего не писала, в 8‑м классе мне было грустно, я не знала, кто я такая. Ощущала себя совсем странной и неуверенной в себе, а тут появилось место, где я понемногу училась не бояться писать и говорить. Занятия в студии мне дали ту среду, в которой можно понаблюдать, как пишут другие, подарили людей и педагога, с которыми можно обо всем этом подумать, поговорить.
А что же о роли педагогов-наставников говорят сами одаренные дети? Полина Н. считает:
– Я делала кучу ошибок и писала немного непонятные тексты, но с душой. Мой педагог вместе со мной «расшифровывала» их заодно с похожими на мои странными текстами остальных ребят, подчеркивая все их достоинства и превращая минусы в плюсы. Она реально находила язык с нами, очень своеобразными подростками, а это действительно сложно. Именно этот конкретный педагог способствовал нашим победам не только в конкурсах, но и в работе над собственными внутренними проблемами, что и формировало нас, детей, помогая становиться личностями. Поэтому у меня эта творческая свобода ассоциируется с человеком, который научил ее чувствовать, моим наставником, за что я безумно благодарна.
Валентина П. говорит:
– Я оказалась в студии случайно, меня привела туда подруга, мы там были самыми маленькими, десятилетними. На тот момент я была очень тихим и замкнутым ребенком, который любил (или вынужденно любил) сидеть дома. Наш преподаватель помогла мне раскрепоститься и перестать опасаться людей. Потом, слушая других, я начала писать сказки и рассказы, постепенно научилась озвучивать свои мысли и создавать яркие моменты в жизни. Добавлю также, что моя грамотность, интерес к книгам и чтению, любовь к творчеству – все это тоже ее заслуга.
– Раньше я думала, что пишу очень плохо, и никому не показывала то, что написала, – признается Злата Б. – И вдруг в студии мне говорят, что это интересно. С тех пор мне очень понравилось обсуждать то, что я написала, с педагогом и ребятами, я им доверила свои мысли. Начала писать чаще о том, что вызывало восхищение, – о природе, музыке, а потом, когда влюбилась, пошла любовная лирика. Когда я пишу, в основном испытываю положительные эмоции. Когда мне грустно, я не могу писать, не выходит ничего толкового.
Мария Я. рассказывает:
– Помню точно, что с раннего детства писала, прямо с такого раннего, когда еще не знала, в какую сторону буква «з» пишется. Плюс я в детстве была стопроцентным интровертом, мне не очень интересно было со сверстниками, я быстро от них уставала, так что много времени проводила сама с собой, в своих мыслях, вот и нашла, чем себя занять. Любила фантазировать, сочинять всякие сказки и рассказы. Кстати, даже писала стихотворения, причем один раз прямо целый день, залпом. Бабушка ходила за мной и записывала. Ну а после этого как отрезало, пока в 14 лет не попала в литературную студию.
А Соня Л. отмечает:
– Благодаря нашему педагогу я научилась копаться в материале, доходить до сути. Она показала мне много хороших маленьких и больших, смешных и умных людей. С ней мы побывали в самых камерных и атмосферных местах нашего края. И самое главное – с ней я написала небольшую историю на всю жизнь, которая для меня много значит, я обязательно расскажу ее «в телевизоре», когда стану великой личностью, ну и детям своим, конечно. Я уже ее рассказываю во всех новых местах – про то, с кого и с чего я начала становиться человеком.
Анализируя цитаты творческих детей, можно заметить также, что их отличает богатый внутренний мир, полный переживаний, эмоций, тонких переплетений, противоречий. Подобный ребенок способен остро реагировать на боль (даже чужую), глубоко (и часто некритично) воспринимает действительность. Такие дети испытывают потребность быть нужными, услышанными, донести до окружающих свои мысли, чувства, переживания, ощутить сопричастность чему-то доброму и прекрасному, познать единство со схожими людьми. В педагогике есть масса примеров, когда одаренные дети, лишенные таких возможностей, направляли творческую энергию в деструктивное русло, проявляли протест, нарушали правила и границы привычных жизненных установок, всячески привлекая таким образом к себе внимание. И наоборот, они способны замыкаться, постоянно сомневаясь в собственных способностях, силах, уникальности. Еще можно сделать вывод, что для подобных детей важна не только профессиональная помощь педагога, они ценят личность человека, который работает с ними, и готовы расти, совершенствоваться, если чувствуют к себе искренний и добрый интерес, уважение и принятие, душевность.
Но это ведь несложно – поговорить с ребенком по душам, подарить уверенность в том, что он особенный, талантливый и уникальный, поддержать в неудачах. Донести, что занятия литературным творчеством способны вдохновлять, наполнять оттенками и красками серую обыденность, а любовь к чтению обязательно раздвигает собственные горизонты восприятия бытия. Что читающий, пишущий человек – это человек думающий, что он всегда будет отличаться от окружающих глубиной восприятия мира, неординарностью, образом мышления. К таким людям тянутся, ведь с ними всегда интересно и никогда не бывает скучно.
Кстати, три года назад в качестве эксперимента я применила данную форму не только в работе с детьми, но и со своими взрослыми учениками из литературной мастерской «ПодТекст» («Московское долголетие»), слегка ее видоизменив. Если честно, не совсем верила в успех, но все получилось – стали писать те, кто не пробовал или боялся попробовать все свои 60, 70, 80 лет.
Так что формула оказалась вполне рабочей, получилось подняться до чувств тех, для кого ты педагог, учитель, удалось и удается понимать, принимать и вдохновлять, пробуждать или зажигать ту искорку творчества, которая живет в каждом ребенке, даже когда он вырос.
А своим ученикам от всей души хочется сказать:
– Мне очень приятно работать с вами, искренними и талантливыми, которые щедро дарят заряд творческой энергии, любви. Я вижу мир вашими глазами, он чист и светел. Спасибо за доверие, я испытываю особое чувство радости в момент соприкосновения с вашими душами и искренне верю в ваш талант!
Наталья СВИТАЙЛО, педагог дополнительного образования школы №556, магистр программы «Развитие детской одаренности» МГПУ
Комментарии