Во время интегрированного урока на тему «Рациональное питание» по предмету «Обслуживающий труд» и программе «Здоровье» восьмиклассники не только усваивают теоретические положения о культуре питания, режиме питания, пищевом рационе, энергетических затратах организма, не только узнают о том, как вести экономические расчеты, но и самостоятельно создают меню завтрака, воскресного семейного обеда и ужина.
Что такое пища? Почему пища необходима каждому из нас? Какие главные питательные вещества вы знаете? – Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики» стр. 53-5 ы групп защищают проекты, используя инструкционную карту № Фото с сайта http://mirsovetovru.
Основные теоретические, методические и организационные особенности данного урока:
– Форма урока – традиционный, тип – комбинированный, место проведения – кабинет обслуживающего труда, количество часов – 2.
– Способы подачи или поиска информации: рассказ учителя, работа с учебником и дополнительной литературой, защита проекта.
Таблицы:
1. Рациональные нормы потребления продуктов на душу населения.
2. Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков,
3. Потребности детей в калориях в зависимости от возраста.
4. Основные источники белка.
5. Содержание жиров и углеводов в продуктах питания.
6. Содержание минеральных веществ и витаминов в ряде продуктов.
7. Прейскурант цен на готовые блюда и некоторые продукты.
Инструкционные карты:
1. Требования к составлению меню.
2. Перечень блюд и продуктов.
3. Практическая работа: мини-проект по составлению меню.
4. Оценка выполнения проекта.
Другие задействованные лица: экспертная группа из учащихся 9-х классов, учащиеся театральной студии гимназии.
Мероприятия подготовительного периода: подготовка инсценированного отрывка из пьесы В.Катаева «Квадратура круга», экскурсия с учащимися в школьную столовую, задания опережающего плана по теме «Ингредиенты пищи», подготовка таблиц, инструкционных карт.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке создается за счет доброжелательного отношения к детям, использование ситуации успеха, нестандартного подхода к организации урока. Предупреждение перегрузки обеспечивается за счет чередования различных видов работ.
Работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивается за счет чередования структурных элементов урока, привлечения наглядных пособий, практической работы, проведения физкультминутки.
Личностно-ориентированный подход в обучении позволяет учитывать уровень интеллектуального развития ученика, уровень его подготовки по предметам «обслуживающий труд», «биология», уровень его способностей и задатков.
Использование метода проектного обучения на уроке обслуживающего труда позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, интегрировать знания, полученные при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, с программой «Здоровье».
План-конспект интегрированного урока
Цели урока по школьному предмету:
1. Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятий «рациональное» и «культурное» питание человека, самостоятельному составлению меню, расчету калорийности и стоимости продуктов.
2. Развивать культуру потребления продуктов питания.
3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Цели урока по программе «Здоровье»:
1. Формировать представление о рациональном питании.
2. Формировать навык питания с учетом потребностей организма.
3. Формировать привычку соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни.
Литература:
Столярова С.И. Обслуживающий труд. М., 1985 г.
Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. Брянск, 1995 г.
Ход урока
1. Мотивационно-целевой этап.
Учитель организует просмотр отрывка из постановки пьесы Валентина Катаева «Квадратура круга», предлагает ответить на вопрос о совместимости продуктов, их калорийности и целесообразности употребления на ужин.
Ребята записывают тему урока в тетрадь, формулируют задачи урока: «Познакомиться с основами рационального питания и составить меню».
Повторение и закрепление ранее изученного материала по теме «Основные ингредиенты пищи». Использование таблиц «Основные источники белка», «Содержание жиров, углеводов в продуктах питания», «Содержание минеральных веществ в ряде продуктов питания» – стр. 132-133 учебника Столярова С.И. «Обслуживающий труд».
Учитель организует работу в группах, проводит вводный инструктаж и знакомит учеников с целью и задачами предстоящей работы; проводит текущий инструктаж для устранения затруднения и ошибок. Предлагает по итогам работы в группах подготовить выступления.
Вопросы для 1-й группы:
1. Что такое пища?
2. Почему пища необходима каждому из нас?
3. Какие главные питательные вещества вы знаете?
Вопрос для 2-й группы: роль белков, углеводов и жиров в жизнедеятельности человека.
Вопросы для 3-й группы: витамины и минеральные вещества, способы их сохранения в продуктах.
Ученики работают в группах, используют учебную литературу, обсуждают поставленные вопросы, делают сообщения для класса, формулируют общий вывод: пища – основной источник существования человека. Надо знать химический состав и пищевую ценность продуктов; уметь правильно составлять рацион питания, учитывать потребность организма человека в белках, жирах, углеводах.
Физкультминутка для профилактики зрительного утомления.
2. Оперативно-познавательный этап.
Рассказ учителя о культуре питания, режиме питания, пищевом рационе, энергетических затратах организма, экономических расчетах на питание. Демонстрация таблиц: «Рациональные нормы потребления продуктов на душу населения в год», «Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков», «Потребность детей в калориях в зависимости от возраста».
Выполнение практической работы по методу проектов.
Темы проектов для трех групп:
1 группа – ставить меню завтрака для школьников,
2 группа – составить меню воскресного обеда для семьи,
3 группа – составить меню ужина для семьи.
Задача для каждой группы:
1. Составить меню.
2. Рассчитать калорийность.
3. Подсчитать стоимость блюд, входящих в меню.
1. Требования к составлению меню (инструкционная карта №1).
2. Перечень блюд и продуктов (инструкционная карта №2).
Так же используется таблица «Прейскурант цен на готовые блюда и некоторые продукты» (к данному методическому материалу не прилагается).
Учитель проводит вводный инструктаж по выполнению проекта, текущий инструктаж для устранения затруднений у школьников.
Ученики самостоятельно распределяют роли в группе.
Бригадир – организация работы в группе, подготовка отчета о выполнении проекта и защита проекта.
Диетолог – подбор продуктов и блюд с учетом их питательной ценности.
Калькулятор – расчет калорийности блюд и продуктов, подсчет стоимости блюд и всего меню.
Учащиеся используют различные источники информации, в том числе:
– Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики» стр. 53-54.
– Столярова С.И. «Обслуживающий труд» стр. 135-138,
инструкционные карты, таблицы, дополнительную литературу.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Бригадиры групп защищают проекты, используя инструкционную карту №3.
Экспертная группа оценивает мини-проекты, используя таблицу «Оценка выполнения проекта».
Домашнее задание: Составить меню обеда для своей семьи с учетом полноценности питания и финансовых возможностей.
Людмила Белоусова, учитель обслуживающего труда гимназии №1 города Бийска Алтайского края, участница XII конкурса методической разработки «Сто друзей»
Во вложенных файлах инструкционные карты №№1-3, таблица «Оценка выполнения проекта».
Фото с сайта http://mirsovetov2.ru.
Комментарии