search
main
0

Завтрак в исполнении бригадира, диетолога и калькулятора. Интегрированный урок по предмету «Обслуживающий труд» и программе «Здоровье» на тему «Рациональное питание» в 8 классе

Во время интегрированного урока на тему «Рациональное питание» по предмету «Обслуживающий труд» и программе «Здоровье» восьмиклассники не только усваивают теоретические положения о культуре питания, режиме питания, пищевом рационе, энергетических затратах организма, не только узнают о том, как вести экономические расчеты, но и самостоятельно создают меню завтрака, воскресного семейного обеда и ужина.

Что такое пища? Почему пища необходима каждому из нас? Какие главные питательные вещества вы знаете?                                             – Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики» стр. 53-5        ы групп защищают проекты, используя инструкционную карту №       Фото с сайта http://mirsovetovru.

Основные теоретические, методические и организационные особенности данного урока:

– Форма урока – традиционный, тип – комбинированный, место проведения – кабинет обслуживающего труда, количество часов – 2.

– Способы подачи или поиска информации: рассказ учителя, работа с учебником и дополнительной литературой, защита проекта.

Таблицы:

1. Рациональные нормы потребления продуктов на душу населения.

2. Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков,

3. Потребности детей в калориях в зависимости от возраста.

4. Основные источники белка.

5. Содержание жиров и углеводов в продуктах питания.

6. Содержание минеральных веществ и витаминов в ряде продуктов.

7. Прейскурант цен на готовые блюда и некоторые продукты.

Инструкционные карты:

1.     Требования к составлению меню.

2.     Перечень блюд и продуктов.

3.     Практическая работа: мини-проект по составлению меню.

4.     Оценка выполнения проекта.

Другие задействованные лица: экспертная группа из учащихся 9-х классов, учащиеся театральной студии гимназии.

Мероприятия подготовительного периода: подготовка инсценированного отрывка из пьесы В.Катаева «Квадратура круга», экскурсия с учащимися в школьную столовую, задания опережающего плана по теме «Ингредиенты пищи», подготовка таблиц, инструкционных карт.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке создается за счет доброжелательного отношения к детям, использование ситуации успеха, нестандартного подхода к организации урока. Предупреждение перегрузки обеспечивается за счет чередования различных видов работ.

Работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивается за счет чередования структурных элементов урока, привлечения наглядных пособий, практической работы, проведения физкультминутки.

Личностно-ориентированный подход в обучении позволяет учитывать уровень интеллектуального развития ученика, уровень его подготовки по предметам «обслуживающий труд», «биология», уровень его способностей и задатков.

Использование метода проектного обучения на уроке обслуживающего труда позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, интегрировать знания, полученные при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, с программой «Здоровье».

План-конспект интегрированного урока

Цели урока по школьному предмету:

1.     Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятий «рациональное» и «культурное» питание человека, самостоятельному составлению меню, расчету калорийности и стоимости продуктов.

2.     Развивать культуру потребления продуктов питания.

3.     Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Цели урока по программе «Здоровье»:

1.     Формировать представление о рациональном питании.

2.     Формировать навык питания с учетом потребностей организма.

3.     Формировать привычку соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни.

Литература:

Столярова С.И.  Обслуживающий труд. М., 1985 г.

Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. Брянск, 1995 г.

Ход урока

1.     Мотивационно-целевой этап.

Учитель организует просмотр отрывка из постановки пьесы Валентина Катаева «Квадратура круга», предлагает ответить на вопрос о совместимости продуктов, их калорийности и целесообразности употребления на ужин.

Ребята записывают тему урока в тетрадь, формулируют задачи урока: «Познакомиться с основами рационального питания и составить меню».

Повторение и закрепление ранее изученного материала по теме «Основные ингредиенты пищи». Использование таблиц «Основные источники белка», «Содержание жиров, углеводов в продуктах питания», «Содержание минеральных веществ в ряде продуктов питания» – стр. 132-133 учебника Столярова С.И. «Обслуживающий труд».

Учитель организует работу в группах, проводит вводный инструктаж и знакомит учеников с целью и задачами предстоящей работы; проводит текущий инструктаж для устранения затруднения и ошибок. Предлагает по итогам работы в группах подготовить выступления.

Вопросы для 1-й группы:

1. Что такое пища?

2. Почему пища необходима каждому из нас?

3. Какие главные питательные вещества вы знаете?

Вопрос для 2-й группы: роль белков, углеводов и жиров в жизнедеятельности  человека.

Вопросы для 3-й группы: витамины и минеральные вещества, способы их сохранения в продуктах.

Ученики работают в группах, используют учебную литературу, обсуждают поставленные вопросы, делают сообщения для класса, формулируют общий вывод: пища – основной источник существования человека. Надо знать химический состав и пищевую ценность продуктов; уметь правильно составлять рацион питания, учитывать потребность организма человека в белках, жирах, углеводах.

Физкультминутка для профилактики зрительного утомления.

2.     Оперативно-познавательный этап.

Рассказ учителя о культуре питания, режиме питания, пищевом рационе, энергетических затратах организма, экономических расчетах на питание. Демонстрация таблиц: «Рациональные нормы потребления продуктов на душу населения в год», «Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков», «Потребность детей в калориях в зависимости от возраста».

Выполнение практической работы по методу проектов.

Темы проектов для трех групп:

1 группа – ставить меню завтрака для школьников,

2 группа – составить меню воскресного обеда для семьи,

3 группа – составить меню ужина для семьи.

Задача для каждой группы:

1.     Составить меню.

2.     Рассчитать калорийность.

3.     Подсчитать стоимость блюд, входящих в меню.

1.     Требования к составлению меню (инструкционная карта №1).

2.     Перечень блюд и продуктов (инструкционная карта №2).

Так же используется таблица «Прейскурант цен на готовые блюда и некоторые продукты» (к данному методическому материалу не прилагается).

Учитель проводит вводный инструктаж по выполнению проекта, текущий инструктаж для устранения затруднений у школьников.

Ученики самостоятельно распределяют роли в группе.

Бригадир – организация работы в группе, подготовка отчета о выполнении проекта и защита проекта.

Диетолог – подбор продуктов и блюд с учетом их питательной ценности.

Калькулятор – расчет калорийности блюд и продуктов, подсчет стоимости блюд и всего меню.

Учащиеся используют различные источники информации, в том числе:

– Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики» стр. 53-54.

– Столярова С.И. «Обслуживающий труд» стр. 135-138,

инструкционные карты, таблицы, дополнительную литературу.

3.     Рефлексивно-оценочный этап.

Бригадиры групп защищают проекты, используя инструкционную карту №3.

Экспертная группа оценивает мини-проекты, используя таблицу «Оценка выполнения проекта».

Домашнее задание: Составить меню обеда для своей семьи с учетом полноценности питания и финансовых возможностей.

Людмила Белоусова, учитель обслуживающего труда гимназии №1 города Бийска Алтайского края, участница XII конкурса методической разработки «Сто друзей»

Во вложенных файлах инструкционные карты №№1-3, таблица «Оценка выполнения проекта».

Фото с сайта http://mirsovetov2.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте