Каждый год Московский городской Дом учителя радует москвичей сборниками стихов наших талантливых коллег, рассказами о судьбах педагогов, чье детство пришлось на годы войны. В этом году к традиционным изданиям присоединился альманах к 70‑летию Московского городского Дома учителя, который знакомит читателя с историей города и людей, сыгравших значительную просвещенческую роль. А еще сложился совершенно особый труд, посвященный Году педагога и наставника, «Идеи отечественной педагогики, или Как воспитать «совершенного человека». Это энциклопедия развития образования и формирования педагогической культуры. Книга протягивает связующую нить между прошлым и будущим и дает возможность ощутить пульс современности.
Под знаком указа Президента РФ, определившего 2023 год как Год педагога и наставника, проходит сегодня жизнь всех образовательных организаций в стране. Определение целого календарного года этим статусом – событие чрезвычайной важности для всех: нет человека на Земле, который бы вырос, сформировался без участия родителя, учителя, наставника. Думается, внимание к проблемам воспитания, образования, статусу педагога и наставника послужило консолидации общества.
На каждом переломном этапе исторического развития общество вынуждено ставить вопрос о воспитании человека, способного на основе национальных традиций, нравственных ценностей сохранить достижения российской культуры, построить будущее.
Чтобы найти безошибочный путь воспитания людей, способных без потерь сменить старшее поколение, надо признать, что вопросы образования и воспитания – это вопросы жизнеспособности нации, вопросы гарантии благополучного будущего страны. И совершенно естественно, что вопросы эти всегда были дискуссионными. Ведь люди часто имеют полярные представления о смысле жизни, о нравственности, о счастье… В последние десятилетия в мире появилось множество «педагогических» теорий, которые определяют процесс воспитания и образования как бесконечный эксперимент, в центре которого воспитатель и воспитуемый…
Появился и термин «проектируемый человек», то есть человек, у которого нет свободы воли, предназначения… Стоит ли удивляться, что мир стал таким неустойчивым в нравственном отношении?
Однако нам есть на что опереться и у кого поучиться, чтобы наши дети получили достойное гражданина великой страны воспитание и образование.
Когда-то Василий Ключевский сформулировал главную идею для национальной системы образования: «Истинное просвещение должно быть основано на совместном развитии разума и нравственного чувства, на согласовании европейского образования с национальною самобытностью». Сказано верно и точно.
Ключевский историк. В своем определении он обобщил взгляды на воспитание и образование великих граждан нашей страны – от Ломоносова до Макаренко и Сухомлинского. Все они решение педагогических проблем почитали главным делом жизни…
Сегодня, чтобы не случилось окончательной победы масс-культуры, чтобы не утратить ориентиры дальнейшего исторического развития, необходимо обратиться к опыту прошлого. А для этого нельзя оставить без внимания раздумья наших великих соотечественников над вопросами смысла творческой деятельности человека, веры, нравственности. Эти вопросы были стержневыми для русской педагогики, но ответы на них остаются еще недостаточно востребованными. Именно поэтому мы объединили в этой книге размышления наших современников, вкладывающих душу в развитие сегодняшнего образования, ученых, учителей и даже учащихся о том, как представляли содержание, цели и результат образования Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Николай Пирогов, Дмитрий Менделеев и другие мыслители прошлого, к каждому из которых применимо определение «великий» – так много они сделали для своей страны…
Книга родилась как результат дискуссионного обсуждения проблем образования, проблем профессиональной деятельности учителя на конференции, посвященной Году педагога и наставника, в Московском городском Доме учителя. Книгу нельзя рассматривать как некое методическое пособие публицистического толка. Материалы книги – это своеобразный жанр открытого микрофона для учителей. Желание осмыслить педагогический опыт великих людей нашими современниками подтверждает следующее:
– настоящий учитель, наставник, педагог всегда в профессиональном поиске;
– многогранность чувств и эрудиция тех, кто каждый день входит в класс к нашим детям, побуждает учителей самостоятельно профессионально развиваться и позволяет им широко и глубоко мыслить;
– педагогические идеи прошлого востребованы, так как принадлежат они людям, которые навсегда с веком наравне.
Опубликованные работы очень разные. Иногда это размышления «на тему», очень своеобразные и непривычные. Порой мнение, оценка взглядов Достоевского или Макаренко почти полярны. Но ведь затем и нужна профессиональная трибуна, чтобы через общение с коллегами учитель мог проверить свою точку зрения, найти нужный рецепт для своего становления. Работы ученых, писателей, публицистов, педагогов прошлых лет проникнуты любовью к детям. Любовью скорее жертвенной, но и строгой. Ибо ответственность за результат (не в баллах и рейтингах), стремление воспитать «совершенного человека» все они считали главным в педагогике.
С сожалением можно отметить, что далеко не все сегодня понимают, что мы не можем замедлить старт в освоении лучших достижений отечественной педагогики. Там оставлено нам заветное слово, там рецепты и помощь. Чтобы не наступили «сумерки просвещения», о которых писал Василий Розанов, надо знать, на каких основах развивалась наша школа, наше образование, давшее миру науку, вышедшую за границы планеты. В наши дни мысли русских ученых, писателей прошлого не только не потеряли актуальности, но и в своей главной интенции – охранительной функции по отношению к человеку – стали еще более значимыми. Чтобы подтвердить этот факт, в книге опубликованы некоторые работы, письма, воспоминания тех людей, жизнь и деятельность которых словно и состоялась для упрочения России.
Лариса ЧЕРНИЧЕНКО
Комментарии