Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Заточка мозгов. А дальше ты можешь заниматься и физикой, и математикой, и экономикой

Учительская газета, №08 от 22 февраля 2011. Читать номер
Автор:

В Сергиево-Посадском физико-математическом лицее доверили оценивать знания учеников независимым экспертам уже давно. Во время зимней сессии первое время сюда приезжали преподаватели Московского госуниверситета леса, сейчас – физического факультета МГУ имени Ломоносова. Вузовские эксперты привозят свои билеты, свои задачи, и весь день десятиклассники показывают им, на что способны. На этих встречах школьный педагог, готовивший ребят к подобному экзамену, не присутствует. Такие же испытания выпадают в зимнюю сессию на долю одиннадцатиклассников. Ради них выезжают в Подмосковье дотошные специалисты по отбору будущих студентов с кафедр общей физики и высшей математики МИФИ. Значит ли это, что к ЕГЭ ребята и школа были готовы на все сто баллов?

Директор физико-математического лицея, кандидат технических наук, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Международной академии общественных наук Вячеслав СУХОВ:- Наш выпускник психологически готов к разговору с экспертом, с сотрудником приемной комиссии, с преподавателем вуза. Независимую оценку знаний наших учеников вузовскими мэтрами мы ввели двадцать лет назад. И очень довольны, что это у нас есть. Ребят вообще надо планомерно готовить к процессу поступления, к апелляции. И попробуй только не отработать тему! Заболел ли, какие-либо другие причины – не важно, пробел аукнется. Надо готовить ребенка по всем разделам, по всем планам, по всему, что положено. В лицее семь физиков, семь математиков. Закончился экзамен – вместе с гостями они обсуждают, на что следует обратить внимание. Хорошая высшая школа присматривает себе студента заблаговременно. Физтех, например, выездную олимпиаду уже провел, заочный тур олимпиады закончился, 25-26 марта его преподаватели приедут к нам проводить олимпиаду «Физтех-2011», имеющую статус вступительного экзамена. Тот институт, который борется за свою аудиторию, хорошего студента получит. Это происходит в том случае, если он не ждет абитуриента пассивно, а работает со школами. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» уже четвертый год сам приезжает, чтобы провести здесь олимпиады для седьмых – десятых классов. Потому что там заинтересованы в том, кто к ним придет! Всероссийская отраслевая физико-математическая олимпиада «Росатом» выявляет тех, кто сможет учиться в МИФИ, по ее результатам туда берут 40 процентов призеров! Финансовая академия при Президенте РФ отслеживает школы, которые показывают хорошие результаты. И нами они тоже заинтересовались. И это закономерно. В октябре обычно вузы проводят срезы по уровню учебы первокурсников, нам звонят те высшие школы, куда поступили наши выпускники, и говорят: «Результаты качества знаний подтвердились».Учитель математики лицея, почетный работник образования РФ, победитель нацпроекта Галина МАСЛОВА:- Первая часть ЕГЭ проверяет школьные базовые знания. И проверяет капитально. Вторая часть – С-1 – С-2 – это задания для хорошего ученика, они подобраны так, что там надо немножко подумать. Предпоследнее задание может выявить только такого ученика, который логически мыслит, который в состоянии принимать решения в нестандартной ситуации. А вот против С-6 я бы возражала. Потому что олимпиада есть олимпиада. А это задание олимпиадное, и дети в школе никогда этими вещами не занимались. В обычной школе. И даже если взять нашу «углубленку» – физмат, то мы такими вопросами тоже не занимаемся. Потому что, чтобы это знать, надо усиленно заниматься с 5-го класса, в 9-м это наверстывать уже поздно, сознание сложилось. И, мне кажется, спрашивать надо то, чему мы учим.Учитель математики лицея, почетный работник образования РФ, победитель нацпроекта, дважды победитель Всероссийского конкурса учителей физики и математики фонда Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых» Татьяна МРАЧКОВСКАЯ:- Любой математик, который составляет задание С-6, конечно же, скажет: «Да здесь нечего делать! Здесь принцип четности-нечетности, элементарные вещи». Но дело в том, что этим в школе не занимались! Да, давали основы, азы этих понятий. А время-то с 5-го класса прошло… Я даже могу сказать, что задание, которое дается с параметрами, или логарифмические уравнения с неравенствами ученикам обычной школы, в которой занимаются по обычной программе, не решить. Максимум – С-1. С-2 – уже с натяжкой. Уметь оценить логарифмическое выражение, положительное оно или отрицательное, когда времени на изучение этой темы отводится не так много, очень сложно. Перед самими экзаменами начинается учеба какого толка? Как правильно записать ответ, зачеркнуть, как не заострять свое внимание на условиях задачи, не имеющих отношения к математике. То есть мы говорим, как оформить. Мы выигрываем потому, что не готовим к ЕГЭ специально, просто проходим тот материал, который мы обязаны пройти. Притом тщательно.Заместитель директора лицея, заслуженный работник образования Московской области Валентина СУХОВА:- Наш лицей может похвалиться тем, что ученики на первых курсах вузов не испытывают особых затруднений в обучении. У них есть основа, на которую они могут опереться, которую могут использовать. И это касается не только предметов, но и «лихорадки» самого учебного процесса. Потому что ученики уже знают, что такое сессии. Они научились писать лекции. Они знают, что такое защита лабораторной работы, что такое коллоквиум. Они привыкли в лицее, что каждая шестая неделя – контрольная работа, зачет по пройденному, и им психологически комфортно, мы их постепенно подготовили к новой жизни.Преподаватели лицея разрабатывают собственные интегрированные образовательные программы и курсы, методические пособия по углубленному изучению физики. Выпустили свой физматовский лабник – большой сборник лабораторных работ.Лицеисты много участвуют в научно-исследовательской работе, их труды публикуют в сборниках вузов. Научные изыскания проводятся как в лаборатории лицея, так и в летних физических школах. Ежегодно лицеисты вместе с преподавателями МФТИ и физфака МГУ при участии бывших наших выпускников, а ныне студентов старших курсов выезжают для проведения серьезной исследовательской работы.Выполнение экспериментальных заданий, выбор методик их проведения, процесс измерений и оценки погрешностей, обсуждение результатов, участие в конкурсах «Старт в науку» (МФТИ), «Юниор» (МИФИ), Балтийский конкурс (Санкт-Петербург) и Харитоновские чтения (Саров) дают замечательный результат. Ребята, можно сказать, на кончиках пальцев учатся понимать окружающую природу, порой проникая в микромир без микроскопа.Успехам в исследовательской деятельности во многом способствовали и наличие школьной физической лаборатории, разработанной МФТИ, и желание специалистов Физтеха и преподавательского коллектива лицея создавать методические пособия по экспериментальной физике, по уровню сложности занимающие промежуточное положение между лицеем и высшей школой, но не выходящие за рамки углубленных программ.В лицее говорят, что здесь занимаются «заточкой мозгов», развитием интеллектуальных возможностей. Научившись мыслить, ты сможешь быть и физиком, и математиком, и экономистом. Мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство берет начало из контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног. А мысли зависят от качества ума, подобно тому как растения зависят от качества земли, в которую они посажены.Победы на конференциях, олимпиадах, конкурсах – это важный шаг в образовании. Но главное не награды, а опыт и знания, то счастье, которым ребята обладают здесь, – счастье быть умным.Сергиев Посад


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту