search
main
0

Заслон бумагам,. или Не ждите милости от бюрократов

О том, что девятый вал бумаг стал серьезной угрозой для всех участников образовательного процесса, мы писали не раз. Для директора, загруженного справками, баллами, сводными таблицами. Для педагога, которому некогда из-за отчетов поговорить по душам с учеником. И самое печальное, для главного человека в школе, ребенка, который из личности превращается в статистическую единицу – обучающегося. Борьба с бумаготворчеством стала одной из главных тем для «Учительской газеты» в этом году (см. «УГ» №1 от 12 января, №10 от 9 марта, №22 от 1 июня 2010 года). Исключить из работы бумаги совсем невозможно, стандартизировать отчетность чиновники не могут. И многие школы, устав ждать милости от бюрократов, стали решать проблему сами. Причем вполне успешно.

Оказывается, можно избежать не только бумаготворчества, но и бумаг! Например, этому способствует проект «Цифровая школа». По словам Сергея Кувшинова, научного руководителя проекта,  директора Института новых образовательных технологий РГГУ, выглядеть современное образовательное учреждение должно примерно так:  мультимедийные классы и аудитории для стационарного обучения, интерактивный холл с информационными плазменными панелями для публикации новостей, смарт-фойе с интерактивной сенсорной доской для ввода информации, поливалентный актовый зал с центральным экраном, проектором, камерами, микрофонами и системой голосования для массовых собраний, а также мобильные компьютеризированные классы, которые благодаря беспроводным технологиям можно быстро развернуть в любом месте школьной территории. Всеми этими элементами управляет мощный сервер, поддерживающий административный процесс и предоставляющий доступ к образовательному контенту. В результате цифровая школа дает возможность не только принципиально изменить обучение – учиться можно  в любом месте и в любое время, но и  широко использовать электронный документооборот.  Картина кажется слегка фантастической. Но она вполне реальна – при поддержке государства и общественности. Благодаря объединению усилий администрации – правительства Вологодской области, мэрии города Череповца и бизнеса – компаний «Полимедия», «Аквариус», «Кирилл и Мефодий»,  в 2007 году была организована первая «цифровая школа»  №37 в Череповце. Ее, правда, оборудовали в честь  финала Всероссийского конкурса «Учитель года России». Но разработкой и созданием «цифровой школы» занимались и другие образовательные учреждения, причем даже раньше, чем проект был объявлен разработчиками и одобрен Президентом России Дмитрием Медведевым.  В барнаульской гимназии №42, например, еще с 2005 года начали строить единое информационное пространство гимназии на основе сетевой системы Net Школа. Постепенно внедряя все возможности Net Школы, учебное заведение перешло на полностью автоматическую генерацию отчетности для всех классных руководителей, учителей-предметников, учителя самостоятельно работают с электронными журналами и дневниками учащихся.  – Идея «цифровой школы» созрела  давно, – считает  Александр Ляпидевский,  руководитель Новосибирского института программных систем, вместе с областным Центром информационных технологий реализующий  проект «Цифровая школа». – Нам очень близка идея школы-лаборатории, которую развивает руководство школы №130. Здесь реализован ряд цифровых сервисов,  в частности, «Электронный дневник», «Электронное расписание», которые позволяют родителям через Интернет узнавать, что задано на дом их ребенку, его успеваемость, расписание занятий. Активно подключилась к разработке концепции «цифровой школы» и гимназия №21 наукограда Кольцово. В новосибирской средней школе №81  с углубленным изучением отдельных предметов  весь документооборот компьютеризирован. Создан банк документов различных видов, необходимых в образовательной деятельности: справки, формы отчетности, карточки, ведомости и т. д. Используется программно-методический комплекс «СПОРА» – Система подготовки расписания. Применяются общее расписание в компьютерном варианте, сводка свободных кабинетов, расписание для групп, расписание преподавателей.  Ксения Новоселова,  ведущий инженер отдела информационно-технического обеспечения Государственной педагогической академия Кузбасса, где создана «цифровая школа» в пригороде Лесная Поляна, рассказывает:  – Разработкой концепции проекта «Цифровая школа» занимается множество компаний,   таких как  Polymedia, «Аквариус», «Кирилл и Мефодий», «1С» . На сегодняшний день учебным заведениям, и в частности школам, в качестве комплексного решения для автоматизации образовательного процесса на рынке программного и аппаратного обеспечения предлагаются информационные интегрированные среды, например, «КМ-Школа», Net Школа, «1С:Образование. Школа» и др., а многие уже реализованы. Администрация школы получает систему школьного документооборота, автоматизированное составление расписания, отчетности, возможность ведения электронных баз данных учащихся, учителей и сотрудников, родителей, становится реальным получение оперативной информации об успеваемости учащихся, о посещаемости.  У учителей появляются автоматизированные  рабочие места, где имеется возможность не только подготовки к занятиям, но и ведения электронного классного журнала, заполнения электронных дневников учащихся,  в том числе автоматического, после проведения контрольных, самостоятельных, тестирования.Во многих регионах нашей страны ведется работа по разработке собственной концепции «цифровой школы» – у каждой школы свой путь. Но какими бы суперсовременными ни были технологии, главное – учитель. Он  двигатель прогресса. И это доказывает опыт школ, где уже избавились от бумажной волокиты. Алексей УШАКОВ,  создатель школьной локальной сети, кандидат технических наук,  учитель физики и информатики гимназии №42 Барнаула: – Барнаульская гимназия №42 относится к учебным учреждениям инновационного типа. Особое внимание  у нас уделяется информационным технологиям. Постепенно пришло понимание необходимости комплексного решения всех стоящих перед гимназией в данной области проблем. В качестве решения была выбрана сетевая система Net Школа. Благодаря наличию единого интерфейса существенно снижается время обучения пользователей – учителей, детей и их родителей. Благодаря обмену информацией между модулями снижаются трудозатраты на эксплуатацию каждого модуля в отдельности. Идет третий год эксплуатации Net Школы,  и теперь мы имеем опыт целого года полностью автоматической генерации отчетности для всех классных руководителей и учителей-предметников гимназии, хорошо подготовленных учителей, которые самостоятельно работают с электронными журналами и дневниками учащихся. Классные руководители нескольких классов наладили взаимодействие с родителями своих учеников с помощью электронной почты, встроенной в систему. Для родителей, не имеющих домашних компьютеров или не являющихся их уверенными пользователями, в систему Net Школа в прошлом году добавлен модуль sms-рассылки информации об успешности обучения ребенка по запросу с телефона родителя.  Мы заметили, что работа учителя с Net Школой становится тем естественнее и комфортнее, чем более доступен компьютер. Желательно, чтобы компьютер стоял в кабинете, в котором работает учитель. И в гимназии в большинстве случаев это именно так. Однако и в этом случае компьютер является стационарным рабочим местом, в то время как обычный, бумажный, классный журнал учитель привык всегда держать в своих руках. Для еще большего функционального приближения электронного журнала к обычному в гимназии был проведен эксперимент с мобильными компьютерами – ноутбуком и КПК (карманный персональный компьютер). Для подключения этих устройств к локальной сети гимназии использовалась беспроводная технология WiFi. Полный охват беспроводной сетью всех помещений гимназии и близлежащей территории обеспечивают две беспроводные точки доступа. Мобильные компьютеры показали себя с наилучшей стороны, продемонстрировав возможности электронных журналов не просто как не уступающие по удобству и функциональности обычным классным журналам, но и заметно превосходящие их. Увеличение их численности входит в планы дальнейшей эксплуатации Net Школы. Развитие в этом направлении может привести к полностью электронной школе, в которой и дети, и учителя вместо бумажных носителей информации (книг, дневников, журналов) используют различные типы мобильных устройств.  Ильяс КАСИМОВ, заместитель  директора по учебной работе и информационным технологиям, учитель информатики средней школы №3 Глазова, Удмуртская Республика: – Сбор, хранение, передача, обработка информации – один из основных элементов управления. И эту работу можно и нужно организовать с использованием вычислительной техники. Наша школа в этом направлении первая в городе, которая активно занимается внедрением информационных технологий в управлении образовательным учреждением. Созданы необходимые программные продукты для автоматизации деятельности заместителя директора по учебной работе: программы по замене расписания, по учету пропущенных и замещенных уроков, обработка данных на оплату по замещенным урокам, тестирующие оболочки-программы для внутришкольного контроля. Программа по расстановке расписания дает возможность сразу получать расписание уроков для учащихся, и при этом ведется контроль за количеством баллов. Это позволяет регулировать нагрузку по учебным дням, что позволяет решать проблему перегрузки учащихся. Таблица «Анализ успеваемости за 5 лет» дает ясную картину по успеваемости и количественному составу. Таблица «Сведения о неуспевающих учащихся» позволяет держать на контроле данную ситуацию и оперативно информировать социальную службу школы. Создана программа «Калькуляция», которая позволяет сделать калькуляцию себестоимости дополнительных образовательных услуг. Очень удобные таблицы, позволяющие вести контроль по количеству часов и нагрузок учителей, – «Тарификация», «Комплектование», «Нагрузка», «Учебные планы». В своей практике документооборот по деятельности заместителя директора по учебной работе мы организуем на основе технологий Microsoft Office. Возможности Microsoft Office позволяют экономить время, готовить разного рода шаблоны, электронные таблицы обработки информации, аналитические справки, презентации и т. д. Учитель-предметник вместо традиционного отчета сдает электронный за указанный период  – четверть, год. Все необходимые входные и выходные данные формируются и хранятся в виде таблиц в MS Excel. В течение учебного года промежуточные данные хранятся в электронном виде в соответствующих каталогах сервера. Автоматически формируются количественные показатели – плановые (на основе заполненных таблиц учителями-предметниками), фактические и относительные показатели фактических данных (в процентах). Фиксируется выполнение государственных образовательных программ по четвертям и году. Электронный отчет разработан для классных руководителей и администрации для автоматизации обработки результатов успеваемости учащихся по итогам четверти, года (полугодия). Все выходные данные обрабатываются автоматически.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте