Защитники Отечества. Кто они? Убеждена, мы, взрослые, должны сделать все от нас зависящее, чтобы передать нашим детям память и уважение к тем, кто в трудные времена вставал на защиту Отечества. А выбор форм для такой деятельности очень широк и разнообразен. Нужно только приложить к этому делу горячее сердце. Ведь именно благодаря такому человеку в нашей школе зародилось региональное общественное детско-юношеское поисковое движение «Солдатский платок».
От «Солдатского платка» до «Сирени Победы»
А началось все с акции «Солдатский платок», которую в 2000 году придумал и организовал бывший артековец, учитель истории Борис Семенович Павленко. Вместе со своим выпускным классом он сумел увлечь идеей сохранения памяти о солдатах Победы школьников и учителей. За изготовление платков с именами участников Великой Отечественной войны взялись дети, их родители. А когда в «Учительской газете» появилась статья Надежды Тумовой об акции, то ее перепечатали многие региональные издания. И к юбилею Победы на адрес школы пришли тысячи писем и посылок с платками и семейными рассказами о родственниках-фронтовиках. Это было задолго до захватившей весь мир акции «Бессмертный полк». Самый простой способ рассказать о защитниках, на плечи которых легла тяжесть военных лет, – это изготовить платок с именем и боевым путем бойцов, убеждал всех Павленко. С его легкой руки акция стала бессрочной. Когда же ушел из жизни организатор и вдохновитель (к сожалению, лучшие, настоящие люди так быстро уходят!), дело Бориса Семеновича продолжила его жена Наталья Васильевна.
Со своей неповторимой символикой на форме активисты движения «Солдатский платок» участвовали во многих мероприятиях, занимались волонтерской и поисковой работой. Регулярно в составе больших групп ветеранов на поездах памяти совершали поездки по местам боев.
Ребята с большим желанием стали помогать участникам акции «Сирень Победы». Лучшие сорта памятной сирени вывели ученые Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Они совместно с Фондом памяти полководцев Победы стали инициаторами замечательного памятного проекта. Ведь именно букетами сирени встречали советских солдат в столицах Чехословакии, Австрии, Польши, Болгарии, Югославии… А наши школьники сажали сирень необычайной красоты у мемориалов Вены, Братиславы, Берлина, Софии, Мадрида, Праги как знак памяти и дружбы с народами этих стран. В «сиреневые» поездки по странам Европы ребята отправлялись в особой форме. Это были безрукавки с эмблемой движения «Солдатский платок». Брали с собой в зарубежные поездки и памятные платки с именами тех, кто погиб в боях в этих местах. Именно эти безрукавки и сегодня надевают наши мальчики и девочки на трудовые и мемориальные мероприятия. Теперь в них участвуют уже младшие братья и сестры первых активистов движения «Солдатский платок». А полотно из нескольких тысяч сшитых вместе платков с мая 2005 года хранится в Центральном музее Победы на Поклонной горе. Часть платков находится также в музее нашей школы. Экземпляры книги, собранной из писем взрослых и детей, приславших свои воспоминания вместе с платками, переданы в дар музеям Бреста, Волгограда, Севастополя.
Когда дети становятся участниками таких знаковых дел, то преображаются на глазах. Они видят примеры настоящего патриотизма и стойкости, и это не проходит бесследно. Известно, что народ, который не хранит память о событиях прошлых лет, не извлекает из них уроки, подвергается испытаниям снова. Сохранение исторической памяти – цель всей нашей работы.
От «Битвы за Москву» к «Битве за Сталинград»
В начале осенних каникул вместе с пятиклассниками мы побывали в Музее Победы на Поклонной горе. Там проводился квест для школьников по теме «Битва за Москву. Первая Победа». Метод погружения в тематику экскурсии, который успешно используется современными музеями, очень увлек ребят. Действие с самого начала захватило их внимание целиком. При входе в первый зал участникам квеста вручили яркие маршрутные листы и объяснили правила совместной работы. С этого момента перед руководителем уже стояла команда, успех которой зависел от слаженности действий каждого из ребят. Переходя из зала в зал, команды получали нужную информацию по теме, находясь то в интерьерах квартиры на Арбате, то на призывном пункте для дивизий народного ополчения. Побывали они и в ДЗОТе вместе с Подольскими курсантами, и на командном пункте Жукова, спасали от зажигательных бомб свой дом, с оружием в руках стояли на Истринском рубеже…
В каждом зале после рассказа экскурсовода подводился небольшой итог, и на маршрутном листе появлялась особая печать – свидетельство того, что этап успешно пройден. Метод погружения в прошлое позволял держать внимание ребят все время, когда они переходили из зала в зал. Объемные декорации включали воображение. Любой человек, оказавшись в такой обстановке, запоминает больше, в памяти остаются живые образы и впечатления, включаются разные центры восприятия. Что-то и в душе обязательно происходит после всего увиденного и прочувствованного.
Когда все печати на маршрутном листе были собраны, команда и самые активные игроки получили фирменные дипломы и значки. Момент награждения, конечно, важен для любого игрока!
Пройдя вместе с ребятами все этапы квеста в Музее Победы, обладающем огромными ресурсами исторических материалов, увидев работу художников, декораторов, осветителей, наполнивших залы душой, я захотела повторить это в своей школе. Ясно, что у нас нет таких ресурсов, но сделать изучение военной темы близким и интересным для ребят в моих силах. Поэтому за первый квест по теме «Битва за Москву» я взялась вместе со своим активом музея – ребятами восьмого класса. Они сами побывали в Музее Победы, посмотрели документальные и художественные фильмы по этой теме. Ведь им доверили серьезное дело подготовки и проведения квеста между командами учеников. Квест – это одна из многих активных форм постижения, усвоения и проверки знаний.
За основу логотипа на дипломах и печатях я взяла логотип квеста Музея Победы. Это придало весомость данной награде. А документальные издания книг по истории Московской битвы мне вручили в нашем Совете ветеранов. Конверт-треугольник с последним письмом политрука Василия Георгиевича Клочкова с печатью движения «Солдатский платок» вместе с шоколадными медальками получила каждая команда. Когда наша первая совместная игра подошла к концу, то при подведении итогов приятным сюрпризом для меня стал вопрос: «А мы еще будем проводить такие игры?»
Я поймала своих помощников на слове. Следующий квест мы организовали в феврале к 80‑летию Сталинградской битвы.
Немного изменился состав ребят, способных взяться за подготовку мероприятия. Не каждый мог выполнить работу консультанта на высоком уровне. По нашему договору темы, вопросы и материалы к ним для своего этапа квеста восьмиклассники должны были сделать сами. И снова фильмы – документальные и художественные, теперь о Сталинграде. Проштудировано много статей в Интернете, мемуарные материалы участников битвы помогли сузить количество тем, выбрать и сформулировать задания командам.
В подготовке квеста важно все: количество и глубина вопросов, наличие наглядного и печатного материала, четкие правила (учитывая опыт первого квеста, мы очень конкретно сформулировали их для игроков), помощь и заинтересованность взрослых руководителей команд, поддержка во время игры. А еще важным атрибутом стала форма, в которой консультанты работали на квесте. Этот игровой момент очень дисциплинировал ребят, настраивал игроков на серьезную работу. Точно двигаясь по указаниям маршрутного листа, отвечая на вопросы, получая свои заветные печати о прохождении этапов, ребята до самого последнего момента не знали, сколько баллов они набрали. При подведении общего итога четко сработали восьмиклассники-консультанты, выбрав самых достойных игроков. Надо отметить, что действовали они честно и слаженно, набрали много баллов (в том числе поощрительных). Награды из рук ветеранов с пожеланиями будущим защитникам Отечества получали с нескрываемыми волнением и радостью. Совместные дела сплачивают людей разных возрастов и опыта. А значит, цель совместной деятельности патриотической направленности на данном этапе достигнута. Общая работа по изучению конкретного исторического события, в которую включились старшеклассники, облеченная в интересную активную форму – квест, – сблизила всех.
Такой опыт для нас был очень полезен. Патриотическое воспитание и должно происходить в активной совместной деятельности заинтересованных и увлеченных людей. Такими людьми я считаю своих юных помощников и замечательных классных руководителей. А теперь мы готовимся к поездке в Волгоград. Желающих побывать в городе-герое немало.
Ольга ДЕЕВА, педагог-организатор музея школы №1285, Москва
Комментарии