Собираясь писать о системе образования и воспитания в Новой Зеландии, я поймала себя на мысли: «В стране антипятов это самое анти-наше»! И действительно, вся новозеландская система школьного образования (и методика преподавания) совсем не похожа на нашу.
Самое «анти-наше»
Нашу школу принято ругать на все корки и требовать реформ – это одно из правил хорошего тона в приличном обществе. Кто ругает? Назовем по порядку: родители (а также бабушки, тети и дяди), школьники, учителя, директора школ, чиновники от образования, члены правительства, депутаты парламента и, конечно, журналисты. А кто знает, как немедленно сделать школу хорошей, а не плохой? Теперь повторите то же самое в обратном порядке, кроме, пожалуй, школьников, да и то они время от времени пишут сочинения на тему: «Если бы директором был я…» и предлагают множество замечательных идей – от превращения школы в клуб по интересам до бесплатного мороженого на большой перемене.
Теперь следующий вопрос: кого и за что именно ругают? Родителей (а с ними бабушек, тетушек и дядей) – за то, что они мало занимаются с собственными детьми, не прививают им любопытство, не развивают детские умы и души и перекладывают сложный процесс их образования и воспитания на школу. Школьников – за то, что они ленивы, непослушны, непонятливы, интересуются бог знает чем вместо того чем им положено интересоваться, и находятся под влиянием плохих родителей или улицы. Учителей – за… ох, тут так много всего, что лучше и не браться за перечисление. Директоров – за то, что они по-солдафонски требуют соблюдения общих для всех школьных правил, создают свои собственные правила и критерии отбора, не требуют ничего и ни от кого и держат на работе плохих (слишком хороших) учителей. Потому что, если хороший учитель, то ему надо в бизнес или «за бугор», а не в школе за «две тысячи» работать. Чиновников ругают за учебные планы (или за то, что они перегружены, или за то, что из них что-нибудь изъяли, например москвоведение и экологию), программы, учебники (слишком простые, либо слишком сложные), циркуляры и инструкции, высокую плату за обучение или бесплатность образования, что делает его легкодоступным и потому не ценимым. Членов правительства и депутатов парламента, естественно, – за плохие законы и низкую зарплату учителей, а журналистов – за то, что они ругают (хвалят) все и всех и везде суют свой нос (никогда не дозовешься, если надо). Ну, еще остается добавить всякие мелочи. Школу ругают, если она богатая (много денег берет с родителей), если бедная (что же это такое: компьютер на два класса и занавески чуть ли не рваные?!). Если физико-математическая (не развиваются души детей) и если она с гуманитарным уклоном (в нашу-то эпоху и как же без информатики!). Ругают за внимание к одаренным детям и брезгливое равнодушие ко всем остальным.
Мне довелось прочитать в одном интервью с директором физико-математического лицея такое его мнение: школа в принципе противоестественна (потому что люди все разные и не могут в одно и то же время с девяти утра до трех дня обучаться) и противопоказана детям; и что в обучении процесс состязательности важен, как в спорте, лучшее обучение – это когда школьники из его лицея побеждают на международных олимпиадах, а посредственности пускай привыкают к равнодушному к себе отношению, потому что во взрослой жизни их еще не так презирать будут. И тут же мне захотелось срочно его поругать за неравенство между детьми (раз все люди разные, зачем же заставлять их состязаться в том, что дано от природы кому меньше, кому больше?). И запальчиво сказать, что нельзя ставить знак равенства между образованием и спортом, потому что спортом занимаются по собственному желанию, а учатся все и всегда – это нужно для жизни.
Словом, если у вас хватило терпения и времени все это прочитать, то вы, наверное, человек, интересующийся школьными проблемами, и при желании сами можете продолжить тему и поругать кого-нибудь еще.
Но тем не менее каждый год, из десятилетия в десятилетие, бывает день выпуска, миллионы и миллионы юнцов перестают быть школьниками и двигаются по жизни дальше. И каждое Первое сентября – вот уж действительно всенародный праздник! – идут по улицам нарядные, торжественные и веселые первоклашки с цветами и ранцами, не менее довольные родители, приветливые и доброжелательные учителя, и никто никого не ругает. И между этими двумя днями лежит 10-11 лет нашей жизни, целая эпоха! Так или иначе, с плохими ли, хорошими ли учителями и учебниками, год от году мы знаем все больше, становимся все умнее, умнее и еще раз умнее.
А теперь попробуйте вспомнить, когда вы были счастливы в вашей школьной жизни? Вспомнили? Ну, тогда самое время переходить к новозеландским школам и школьникам. Потому что в новозеландской образовательно-воспитательной системе во главу угла поставлены не ум и знания, а… счастье.
Лучше быть умным или счастливым?
В общих чертах эта система выглядит примерно так. Начинается все с самого раннего детства, практически с нулевого возраста (в ту группу, куда ходим мы с моей трехлетней внучкой Соней, приносят и еще не умеющих сидеть малышей). Для детей в возрасте до 5 лет ничего обязательного нет – хотите, делаете что-то, чтобы ваш ребенок развивался в общении с другими детьми, не хотите, сидите дома. Однако в абсолютном большинстве дети два-три раза в неделю ходят в так называемые игровые центры и игровые группы. Основаны они на принципах соседской общины и предназначены для детей, которые живут в каждом конкретном районе. В Веллингтоне я таких игровых центров насчитала 78 (по телефонной книге). Они оборудованы всем необходимым для детей.
Чего там только нет! Полно всяких игрушек, игр, книги, велосипеды и качели с каруселями, песочница и музыкальные инструменты, самые разные краски и то, из чего можно лепить, как из пластилина, мячи и карнавальные костюмы, приспособления для игр с водой и в воде. И, главное, всем этим можно и нужно пользоваться. Свобода полная – хочешь, рисуй кисточкой на бумаге, а хочешь – всей ладошкой на заборе. Можешь куклу купать в ванне и воды кругом наплескать, и никто слова тебе не скажет, наоборот, похвалят, мол, молодец, чистая кукла теперь стала. Можешь возводить и разрушать дворцы из кубиков или песка. Можешь просто дудеть в какую-нибудь трубу или бить в барабан в свое удовольствие. Или готовить настоящее печенье из настоящих продуктов. Или какие-нибудь головоломки складывать. Или надеть красивое платье, корону и стать принцессой. Или бегать, прыгать, лазать, кататься и качаться. Потому что считается, что нет ничего более важного для ребенка, чем игра.
Находятся в таких группах дети на совместном попечении родителей, что, по-моему, очень важно и совершенно не представимо у нас. Родители и дети вместе проводят время в группе – вместе играют, вместе пьют чай. Родители общаются и друг с другом, и со всеми детьми. Обязательных и строго соблюдаемых правил очень немного: не «присматривать» за детьми, а играть, читать, считать вместе с ними (это относится и к ежедневной рутине уборки игрушек, мытья полов и т. д.); уважительно и ровно относиться ко всем детям (умным, глупым, красивым, некрасивым), то есть с самого начала новозеландской образовательно-воспитательной системы и вплоть до окончания школы и речи быть не может о «спортивно-состязательном» подходе, который так мил сердцу наших директоров физико-математических лицеев и прочих заповедников для особо одаренных; здесь невозможно себе представить, чтобы ребенка за что-то ругали и говорили, что он плохой, а кто-то другой хороший. Это удивительно, но хорошими считаются все дети и всегда, а если что-то и не так, то это просто случайность. А вот что совсем не удивительно, так это удовольствие, с которым дети ходят в эти группы.
Есть здесь и детские сады, которые могут посещать дети 3-5-летнего возраста. Родители отводят сюда детей либо пять дней в неделю с 9 до 12 утра, либо три дня с часу до четырех дня. В детских садах с детьми занимаются не родители, а воспитатели, получившие специальное образование, но там все то же, что и в игровых группах: уважительное отношение к каждому ребенку, несложные песенки и танцы, игры и обязательное совместное чаепитие, во время которого дети по очереди рассказывают, что с ними происходило накануне и какие у них новости. Чай, кофе и молоко в Новой Зеландии предлагают везде, от игровых групп до парикмахерских или государственных учреждений, а бутерброды и фрукты или что-то, что дети любят, они приносят с собой.
Десять школьных лет
Затем начинается десятилетие школьного образования, обязательного для ребенка и бесплатного для родителей (как и за игровые группы, платит государство, родители покупают только школьно-письменные принадлежности и форму, если она в выбранной школе принята).
По новозеландским законам школьное образование продолжается с шестого по шестнадцатый день рождения, но, конечно, здесь есть и известная гибкость – дети могут оставаться в школе и до 19 лет, если это им нужно, и до 21 года, если имеют какие-то болезни, инвалидность или что-то в этом духе. И сейчас практически все новозеландцы отдают детей в школы после пятого дня рождения, а не после шестого. Школьный день начинается в девять утра и заканчивается в три часа дня, с обязательными перерывами на два «перекуса» по полчаса и на часовой ланч – это святое.
Школа делится на начальную и старшую, распределение по классам зависит только от возраста. Учебный год обычно начинается в конце января или начале февраля, никакого Первого сентября в Новой Зеландии нет. Прийти в школу ребенок может в любом месяце после пятого дня рождения. С 13 лет начинается старшая школа – это старшие классы, колледжи или частные (церковные или платные) школы.
Разнообразие типов новозеландских школ просто поразительно. Есть школы, где в старых английских традициях почитается дисциплина, но все больше родителей отдают своих детей в школы, работающие по системе Марии Монтессори (у нас в Москве тоже есть Центр Монтессори), где главным, говоря языком наших методистов, является индивидуальный подход к детям. Есть школы, где преподавание ведется на маорийском языке. Школы только для мальчиков и только для девочек, хотя основная масса школ – смешанные. Школы церковные и такие, какие у нас принято называть малокомплектными сельскими. Школы, где вы должны сами платить за обучение ребенка, и немало, но зато можете диктовать свои условия – набор учебных предметов, дисциплина, домашние задания и т. д. Словом, выбрать школу – это большая родительская головная боль. Списки школ со всеми их педагогическими системами и особенностями публикуются регулярно, родители выбирают несколько им подходящих, ходят в эти школы, разговаривают с учителями, школьниками, другими родителями, думают, спорят, волнуются.
Но вот пятилетний ребенок в школу отправлен, и на этом все родительские мучения заканчиваются, потому что никто ничего с них больше не требует – ни проверки уроков, которых до 13 лет детям на дом вообще не задают, ни присутствия на родительских собраниях, где прилюдно кого-то хвалят за успехи детей, а чаще всех скопом ругают. Конечно, если вы или ваш ребенок чем-то недовольны, вы можете предъявить свои претензии учителю или директору школы и, если это хоть как-то возможно, вам обязательно пойдут навстречу. Точно так же вас поставят в известность, если в умственном или поведенческом развитии вашего ребенка заметят какие-то уж совсем неприемлемые отклонения. Но в подавляющем большинстве случаев родители получают по почте раз в год описание достижений (заметьте, достижений, а не неудач) их ребенка в учебе и общении со сверстниками и взрослыми, и этим их участие в школьной жизни на все 10-11 лет исчерпывается.
Министерство образования разрабатывает и распространяет программы в семи учебных ареалах: английский и иностранные языки, математика, естественные науки, технологии, социальные науки, искусство и физическое развитие, а также примерные стандарты восьми «существенных умений» – коммуникативных, умений считать, добывать информацию, решать учебные и жизненные проблемы, организационных умений, умений действовать в команде, чисто физических умений (бегать, плавать, лазать и т. д.), умений самостоятельно и ответственно работать и учиться. То же министерство предлагает и примерный перечень дисциплин для начальной и старшей школы. Однако это только рекомендации, для того чтобы учителя имели сколько-нибудь ясные ориентиры.
Для нас новозеландская школа выглядит ошеломляюще непривычно. Моя старшая внучка Настя проучилась в веллингтонской школе год, и вот как это происходило. Ей было 10 лет и училась она в 6-м классе. У них в классе было 15 человек. Уроки – математика, английский язык и занятия по интересам. То есть детей в этом возрасте все еще учат читать, писать и элементарно считать. Настя с ее умением решать задачи из нашего учебника (она параллельно дома самостоятельно осваивала курс 4-го класса российской школы) выглядела на этом фоне чуть ли не академиком. Английскому языку ее обучали отдельно и, по-моему, достаточно успешно, во всяком случае, она довольно быстро научилась понимать и немного говорить по-английски.
А еще ученики без конца делали так называемые проекты, например, модель дома для кота или велосипед из бумаги, рыбок и птичек из папье-маше, ожерелья и браслеты из бисеринок, то есть то, что детям приятно делать, это же игра. Главный лозунг – ребенку должно быть интересно, не скучно, чтобы он чувствовал себя как можно лучше. В классе у них стояло такое двухъярусное сооружение с подушками, и если во время уроков кому-то захотелось книжку почитать или с хомячком любимым поиграть, – пожалуйста.
Учительница ориентировалась даже не на среднего по интеллекту, а на самого слабого, чтобы никто не чувствовал себя ущербным. Но и тем, кто посильнее, индивидуальные задания давала, чтобы им не было скучно. Домашних заданий, повторюсь, никаких, ни-ни. Физкультура довольно часто, но опять-таки такая, которую дети любят – соревнования на самокатах, бассейн, игры всякие. Я не могу судить об уровне образованности учителей начальных школ, думаю, несколько ниже нашего, но зарплату они получают вполне приличную. И насколько же они внимательнее и доброжелательнее относятся к детям.
В классах чего только нет! Компьютеры – сиди в Интернете сколько хочешь, играй в компьютерные игры. Животные всякие живут в клетках, и их можно брать на выходные домой (если мама, конечно, вытерпит дома каких-нибудь мышек или ежиков), аквариумы. Все для лепки и рисования, элементарных занятий музыкой. Всемерно поощряется пользование школьной библиотекой. Только чтобы ребенку не было скучно, чтобы он мог всегда найти себе занятие. Если дети в Настином классе выражали такое желание, учительница им просто сказки читала.
Такое понятие, как «школьный коллектив», ведомо, по-моему, только в нашей стране. Здесь дети обязаны быть вежливыми по отношению друг к другу и взрослым – и только. Вместе они после школы не играют, как у нас, а в три часа дня разъезжаются по своим домам. Но когда девочка из Настиного класса по ошибке раскрасила не свою, а Настину рыбку и Настя расплакалась, то утешала ее не только учительница, но и все дети.
Оценок никаких не ставили, хотя довольно часто проводили различные тесты. Особо гениальным выдают какие-то наклейки, а также конфеты и игрушки, а так как гениальными являются все в равной степени, то наклейки получают по очереди все. Задача учителя – найти повод за что дать наклейку, например, за самое хорошее настроение.
Все это настолько не похоже на наше школьное обучение детей с 6 до 12 лет, что кажется просто растянутой старшей группой детского сада.
Почему так
Я наткнулась как-то на объяснение, почему в Новой Зеландии дети так учатся. Якобы дело в том, что до недавнего времени это была фермерская страна, и дети – будущие помощники родителей на ферме – в основном ходили в школу до 13 лет. За это время им надо было научиться чтению, письму и четырем действиям арифметики, а потом они помогали родителям на фермах и в конце концов сами становились фермерами. Положение резко изменилось после второй мировой войны. Молодые люди, вернувшиеся с войны, стремились заменить ручной труд на фермах машинным, чтобы самим жить в городах, и процесс урбанизации (а потом компьютеризации) был очень быстрым. Школа, как всегда и везде, отстала и теперь нуждается в реформе, о чем и говорят уже лет 20-30.
Мне такое объяснение кажется в корне неверным, и вот почему.
С тринадцати лет все дети (собственно, уже и не дети) идут в старшую школу. Там работают обычно преподаватели с учеными степенями, и зарплата у них выше, чем в среднем по стране. Ученики два года изучают набор обязательных предметов: математика, физика, английский язык, литература и искусство, информатика, естественные науки и науки об обществе, экономика, право. Кроме того, в перечне рекомендуемых Министерством образования предметов обозначены биология, биология человека, здоровье, домоводство, сельское хозяйство, садоводство, физическая культура, музыка, живопись, драма, ткани и дизайн одежды, география, история, графика и дизайн, медиа- и дизайнтехнологии, фотография, языки – маори, французский, немецкий, итальянский, испанский, японский. Ф-у-у, кажется, всё. По-прежнему никакого принуждения, никакой состязательности (кроме как в рэгби) ни в школе, ни дома, но школьники все это в той или иной степени осваивают. Затем выбирают какую-то определенную область знаний и специализируются в ней еще год, два или три – это тоже зависит от желания ученика. И – получают документ об окончании средней школы. Вывод из вышесказанного может быть, по-моему, только один: все предыдущие годы «детского сада» школьники готовятся к реальной учебе, как бы в свободной игре, но учатся учиться. Не усваивают огромное количество информации, как у нас, а учатся тому, как наиболее эффективно ее использовать.
Экология в школе и в жизни
Ну, а теперь еще об одном отличии, уже напрямую связанном с экологическим воспитанием.
Вы заметили, что такой предмет, как экология, ни в одном перечне школьных предметов не упоминается? И это в стране, где найдено равновесие между развитой цивилизацией и природой, где от чистоты окружающей среды зависит вторая по значению отрасль экономики – туризм! Как уже было сказано, новозеландцы вовремя поняли, что единственная возможность развивать экономику страны – это сохранение и использование, а не разрушение ее уникальной природы. Обыкновенные люди, фермеры, бизнесмены, ученые, восстанавливали в XX веке то, что разрушили в XIX. И работали они, и сейчас работают в деле охраны природы вместе со своими детьми и внуками.
А теперь – знакомое. Вернусь к интервью все с тем же российским директором лицея и позволю себе привести цитату из него. Директор описывает конкретный случай и рассуждает: «Весна – трудное время, потому что люди соскучились по зелени, и поэтому все ломают. Я посадил 12 березок – их все за год выдернули. Потом я посадил дубки, и пятиклассник моей школы один дубок выдернул. Я выгнал его из школы. Кто-то из учителей воспринял это как правильную меру, кто-то равнодушно отнесся. А этот мальчик сказал своей матери, что человек выше дерева. Пришла его заплаканная мама забирать документы и передала мне его слова. Я сказал: «Я ошибся. Приведите сына, я перед ним извинюсь». Но мать сказала, что ее сын, возможно, и не захочет оставаться у такого директора. Я говорю: «Не захочет – уйдет, но я бы хотел извиниться».
Интересно, за что извиниться, за то, что пятиклассник умным оказался, умные слова умеет говорить, а его из школы выгнали? Я думаю, что если бы пятиклассники сами вместе с директором сажали дубы и березки, вряд ли бы они стали их выдергивать и ломать, даже весной.
Я не знаю, почему в Новой Зеландии так принято – все делать вместе с детьми. Может быть, потому что законом здесь запрещено оставлять детей до 14 лет без присмотра взрослых ни дома, ни на улице, ни в общественных местах, и взрослые просто вынуждены везде и всегда быть с детьми? Здесь просто невозможно встретить на улице компанию праздношатающихся подростков. Они слишком заняты учебой и созиданием своего ближайшего будущего и на разрушение у них не остается ни сил, ни времени.
* * *
В третье тысячелетие своей истории все народы и страны мира вступили, имея в чем-то схожие проблемы. Поучительность новозеландского опыта, пожалуй, заключается в том, что, по крайней мере, некоторые из них, в отличие от ситуации в других странах, не представляются теперь такими катастрофически остроконфликтными.
Конечно, никто не может знать, каким будет завтрашний день даже такой небольшой страны, как Новая Зеландия. Однако сегодняшних своих достижений новозеландцам вполне достаточно, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом.
Татьяна Рюмина, доктор исторических наук, Веллингтон (Новая Зеландия)
Комментарии