Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Зарубежный опыт. Брянские исследователи в Америке

Учительская газета, №11 от 22 марта 2005. Читать номер
Автор:

С 2003 года Брянская область, члены Брянского регионального центра гражданского образования подключились к участию в четырехгодичном международном проекте по граждановедению «Мозаика граждановедения». Основная цель проекта: внедрить сравнительный аспект в преподавание граждановедения. Одним из итогов проекта будет российское и американское учебное пособие для школьников по сравнительному граждановедению, созданное совместными усилиями американских и российских исследователей. В проекте участвуют с российской стороны представители из 12 регионов, таких как Московская область, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Камчатка, Красноярск, Волгоград, Орел, Брянск. Каждый российский регион имеет зарубежных американских партнеров.

Так, партнером брянских участников являются педагоги г.Хадсон (штат Массачусетс). В рамках проекта предусматривается ежегодная зарубежная двухнедельная стажировка участников: россиян – в октябре-ноябре, американцев – в апреле. В прошлом году в Америке по данной программе побывали наши коллеги – директор Центра гражданского образования Николай Коваленко и доцент кафедры педагогики БГУ им.акад.И.Г.Петровского Лариса Лупоядова. И вот сегодня своими впечатлениями о поездке такого же характера хотели бы поделиться мы – исследователи проекта – заместитель директора по воспитательной работе школы № 18 города Брянска Ирина Кеня и доцент кафедры педагогики БГУ Ирина Якимович.

Большую часть времени мы посвятили изучению особенностей учебно-воспитательного процесса замечательной школы в 16-тысячном американском городке Хадсон (штат Массачусетс). В Хадсонской школе очень ярко прослеживается демократический, личностно-ориентированный характер учебно-воспитательного процесса. Это видно прежде всего в содержании и методике преподавания учебных дисциплин. Мы посетили уроки Тода Валингфорда. Один из них был посвящен деятельности исполнительных органов власти и функций президента в государстве. Учитель, выступая в роли консультанта, при помощи мультимедийных средств дал школьникам познавательные задания, а те при помощи компьютера должны были подготовить необходимую информацию, переработать ее и выполнить обзор. Подростки, обрабатывая информацию, должны были обязательно выделить не понятный им материал, сформулировать вопросы по прочитанному. Таким образом, учитель видит главную задачу в том, чтобы научить школьника учиться, привить ему культуру умственного труда. Это прослеживается и в том, как тщательно преподаватель дает рекомендации по подготовке учащихся к экзаменационному тестированию.

Интересными были уроки Брайяна по интегрированному курсу «Этика и английский язык» (120 часов в год его продолжительность), который преподается в старших классах. Содержание курса, содержание обсуждаемых проблем выбирают дети, и в классе создается общий перечень тем. Например, это может быть проблема запрещения абортов, «Нужна ли демократия миру?», «Должны ли студенты утром произносить клятву американскому флагу?»

Важной воспитательной задачей курса педагоги видят следующую: «Обучать учащихся не соглашаться», помочь задуматься над вопросом «Что позволяет мне адаптировать свою точку зрения и продвинуться в решении вопроса вместе»? В самой технологии преподавания курса прослеживается направленность на формирование у учащихся толерантного сознания. Например, при работе над понятийным аппаратом ученику дается задание составить маленький рассказ, используя то или иное понятие, другой ученик на следующем уроке должен составить рассказ с другим понятием, но этот маленький рассказ должен быть по содержанию логически связан с предыдущим и должен быть помещен на том же листочке. И вне зависимости от того, понравился ли предыдущий рассказ или нет, ребенок отнесся к нему терпимо. Итак, должен получиться рассказ по 4-5 новым понятиям. Оценивается такая творческая коллективная работа самими учениками.

Американские коллеги используют дискуссионную технологию для формирования навыков толерантного поведения в сфере общения, причем наиболее распространенная форма – это «Круг Сократа». Мы видели такую дискуссию – «Беседу за чаем» при рассмотрении темы «Женское движение за независимость». Часть участников, точнее, участниц, получив роль жены одного из президентов, обсуждали ту или иную проблему, исходя из своей литературной и исторической роли (исходный материал изучался учащимися заранее самостоятельно). Участники во внешнем круге должны были оценить процесс дискуссии по ряду предложенных учителем критериев, например, таких, как артистичность, знание персонажа, активность в дискуссии, и др. Другая тема «Круга Сократа» – «Нужна ли демократия миру?». Ребята, работая во внешнем и внутреннем круге, поочередно с разных сторон обсудили положительные и отрицательные стороны демократии, универсальность идеи демократии и др. В ходе дискуссии и в процессе ее обсуждения педагоги особое внимание уделили дискуссионной культуре, навыкам слушания и умению принимать другую точку зрения.

Нужно сказать, что американские педагоги, преследуя задачу формирования толерантного поведения у школьников, используют методы, направленные не на соревнование, а на кооперацию. Один из увиденных нами уроков Брайяна был посвящен теме эмиграции: «Разве мы эмигранты в нашем обществе?» Дети заранее получили от учителя задание взять интервью у членов семьи по ряду вопросов. Например, «Как и почему вы эмигрировали?» На основе взятого интервью готовится репортаж, который оценивается с точки зрения английского языка и с точки зрения истории США. Взаимооценка дается в парах учащихся. Один из распространенных приемов – это организация обсуждения литературных произведений, например, пьесы Артура Миллера «Инквизиция» и др. По ходу обсуждения ребята заполняют специальные формы «Твое мнение относительно персонажей пьесы».

На уроках по курсу этики педагоги вместе с детьми обсуждали такую острую проблему, как «Борьба с голодом», анализируя причины такого положения людей и выдвигая различные идеи по решению данной проблемы, на основе которых ребята участвуют в социальном проекте (проведение благотворительных лотерей, виртуальных распродаж и т.д.). Интересно, что ученикам до рассмотрения данной проблемы было предложено: «Один день мы должны не есть, чтобы прочувствовать ситуацию, в которую попадают дети».

Примечательно, что уже в элементарной школе ведется работа над формированием критического мышления у школьников, обладанием ими умением выбирать. Так, например, девятилетние дети участвуют в национальном движении «Первая поправка к конституции». Учащимся дается задание подобрать одну статью и фотографию о претендентах на пост президента положительной направленности и соответственно статью-критику и карикатуру. Затем оформляется соответствующий стенд. Таким образом, ребята готовятся уже в этом возрасте осуществлять осознанный выбор. Этот аспект деятельности американских педагогов нам было особенно интересно наблюдать в связи с тем, что мы были в Америке в эти важные для американцев дни – дни президентских выборов. Примечательно то, что некоторые избранные в Сенат люди в день голосования стоят на улицах и напоминают гражданам, чтобы они обязательно проголосовали. Стоят в холод – это люди и пожилого возраста тоже – и тем самым показывают «Я такой же, и я среди вас». Необходимо отметить также, что многие уроки, которые проходили в неделю выборов во всех типах школ, начинались с «открытого вопроса»: «Что значат для вас выборы? Поделитесь впечатлениями от присутствия вместе со своими родителями на избирательных участках». В средней школе проводилась игра, в ходе которой моделировались президентские выборы.

Уже на уровне дошкольного возраста – в детском саду мы увидели работу педагогов над решением задач по воспитанию толерантности у детей. О толерантном отношении педагогов к детям и о формировании доброжелательного отношения детей друг к другу, о внимании к личности каждого воспитанника свидетельствует уже содержание стендов, помещенных в комнатах детского сада, например: «На какую букву начинается твое имя?», «Сколько букв в твоем имени?», «Твоя любимая геометрическая фигура», «Твой любимый напиток». Мы присутствовали на празднике в детском саду, посвященном «Дню ветеранов». Дети подготовили специальные стенды, они принесли свои семейные реликвии о ветеранах в семье. Некоторые пригласили своих родственников – дедушек, дядей, которые являются ветеранами и пришли в военной форме. Ценно то, что у малышей вырабатывалась доброжелательная позиция, благодарная позиция по отношению к этим людям, и воспитатели обращали их внимание на необходимость говорить им свое «спасибо».

В элементарной школе продолжается работа по формированию у ребят навыков толерантного поведения. Каждый имеет возможность поместить на специальный стенд в специальный карман просьбу для медиатора – помочь ему разобраться в той или иной конфликтной ситуации и выбрать единственно верную линию поведения. При этом соблюдается принцип конфиденциальности. В классах помещены специальные стенды со следующими правилами:

Делись своими игрушками и играй со своими друзьями.

Слушай друзей и учителей.

Если ты хочешь чему-нибудь научиться – практикуйся.

Педагоги совершенно справедливо считают, что главное – предупредить, и проводят профилактику конфликтов.

Вопросу формирования навыков толерантного поведения у учащихся уделяется большое внимание в средней школе. В средней школе имени Джона Кеннеди действует «Пилотная программа против дискриминации». В рамках ее уделяется большое внимание содержанию обществоведческих курсов. Так, один учитель школы рассматривает соответствующие темы на уроках истории, например, «Проблема дискриминации в мировой истории». Более того, в школе существует специальный человек-медиатор, который призван рассматривать и предотвращать конфликты в подростковой среде. Ребята обращаются к медиатору с просьбой о помощи в анонимных записках, которые помещаются в специальный ящик, доступ к которому имеет только медиатор. Учитывая факт, что дети с большим вниманием и уважением относятся к мнению своих сверстников относительно тех или иных жизненных ситуаций в школе, педагоги включили в программу 50 учащихся, которые прошли соответствующую подготовку в старшей школе и выступают в качестве тренеров для своих одноклассников. Традиционными для учащихся 6-7-х классов стали часы общения (продолжительностью 30 – 40 минут) – «Круг уважения и власти». Примерные темы занятий: «Хороша дружба», «Как быть хорошим сотрудником?», «Как противостоять давлению окружающих?» и др. Задачи таких занятий – формирование модели толерантного поведения. Такое занятие вели два ученика, которые предварительно взяли соответствующий курс в старшей школе. Занятие было посвящено ситуациям унижения со стороны сверстников. Ребята рассматривали вопросы: «Каково это – быть в роли отверженного?», «Как быть в такой ситуации?» и отрабатывали навыки толерантного поведения.

Другой воспитательной формой, важной для процесса нравственного воспитания и воспитания толерантности, является «шеринг» – несколько минут общения в кругу, когда дети могут рассказать о самом важном для них вчерашнем событии, вчерашнем впечатлении, проблеме. Это может быть выступление на любую тему.

Мы обратили внимание на большое количество разработанных в школе материалов, направленных на выработку у ребят навыков толерантного сознания и поведения. Как правило, они носят очень простой характер и помещены на стендах в классных комнатах. Например, так выглядят «Правила для Круга уважения и власти», помещенные на стенде:

Говори только тогда, когда наступает твое время говорить;

Относись к другим людям так же, как хочешь, чтобы они относились к тебе;

Уважай других и себя;

Слушай, когда другие говорят.

В одном из классов помещены рекомендации «Как можно извиниться и добиться прощения?»:

Напишите открытку с извинениями.

Поговорите с тем, с кем вы поссорились.

Сделайте 10 комплиментов.

Специальные педагоги посещенной нами средней школы пришли также к мысли о том, что улучшить поведение «учащихся с проблемами» (умственно отсталых, детей с ЗПР) возможно, если эти ребята сами выступят в качестве менторов для более младших школьников. Основная их идея: «Помочь себе помогая другим!» Так, вместе с одним из специальных педагогов ребята-менторы создали пособие «Руководство для учащихся начальной школы», которое призвано помочь младшеклассникам адаптироваться к условиям жизни в школе. По наблюдениям специальных педагогов, такая деятельность по опеке тех, кто еще слабее, повышает уровень социальных умений и навыков таких учащихся, уровень их академической успеваемости и вовлеченность в жизнь местного сообщества и, что очень важно, дает ощущение равенства с другими, повышает их самооценку. Такой подход обеспечивает создание оптимальных условий для развития каждого.

Работу над формированием толерантности педагоги средней школы имени Джона Кеннеди проводят и во внеурочное время. Мы побывали на мюзикле «Наизнанку». Мюзикл посвящен проблеме нравственного выбора подростков. Интересно, что в такой песенно-танцевальной форме у ребят формируются такие нравственные ценности, как правдивость, уважение, ответственность, справедливость. Воспитательный смысл в данном случае имеет не только содержание мюзикла, но и система работы педагогов с участниками мюзикла. Так, в подготовке и представлении мюзикла участвуют все желающие дети: танцующие хорошо и совершенно не имеющие танцевальных способностей, стройные и не совсем, успешные в учебе и дети с проблемами (задержкой психического развития и другими аномалиями). По окончании спектакля представляются все актеры (их всего около пятидесяти), звукорежиссеры и осветители. Таким образом, каждый ребенок получает возможность самовыражения в атмосфере принятия и терпимости, а также имеет шанс на успех.

В ходе поездки мы имели возможность продолжить работу над сравнительным исследованием, анализом проблемы формирования толерантности у современных школьников двух стран. Так, совместно с американскими коллегами мы согласовали и скорректировали вопросы проведенного предварительно нами в России социологического опроса различных возрастных категорий учащихся, познакомили американских педагогов с результатами нашего исследования и договорились о проведении подобного у них.

Мы наблюдали демократический гуманный характер отношений между учителями и учащимися в различных школах. Особенно ярко это прослеживалось в особом типе учебного заведения – Бостонской академии, где присутствует и дневная и вечерняя форма обучения, где обучаются дети с проблемами (дети из неблагополучных семей, сироты, бездомные). Главная задача Бостонской академии носит гуманный характер – создать условия, чтобы дети с проблемами успешно социализировались и получили образование. Детям-переросткам, детям с отклоняющимся поведением, детям из неблагополучных семей дается возможность успешно закончить среднюю школу и перейти в высшую. Дети обучаются по нескольким направлениям: гуманитарному, естественно-научному и др. У каждого ребенка есть «эдвайзер»-куратор, который несет основную функцию поддержки 5-6 детей, функцию защиты и воспитания своих подопечных и имеет возможность общаться с ними на специальных часах общения. По мнению учащихся этой школы, с которыми мы разговаривали, «все учителя заботятся о них, в школе царит обстановка, которая не злит, и это отличает ее от обычной школы». Мы заметили, что обучение в Бостонской школе носит и практико-ориентированный характер. Так, например, изучая интегративный курс «История и английский язык», дети выступают в роли писателей и читателей, тренируют соответствующие навыки в рамках ведения литературных дневников и тем самым понимают, что значит быть писателем. Участвуя в криминалистической игре «Сыщики», подростки проводят расследование пропажи одного предмета из классного помещения. С этой целью они собирают вещественные доказательства, исследуют их при помощи микроскопов и своих знаний по химии, а опираясь на знания по праву и литературе, родному языку, пишут заключение по проведенному расследованию.

Мы имели возможность увидеть демократический характер школьного управления. Важную роль в управлении делами школы в Хадсоне играет попечительский совет. Членами его становятся избранные на срок три года местным сообществом люди. Как правило, кандидаты на место в Попечительском совете должны собрать определенное количество голосов, чтобы участвовать в выборах в качестве кандидата; в Хадсоне проходит традиционно большая и серьезная избирательная кампания. Суперинтендант и его секретарь – это люди, которые не входят в Попечительский совет и выбраны сверху, чтобы управлять школой. Задача суперинтенданта – все, что вырабатывается Попечительским советом, довести до каждой школы и воплотить в жизнь. Попечительский совет может уволить суперинтенданта, увеличить или понизить его заработную плату. Он же составляет и планирует местный бюджет – собирается специальная подкомиссия, местные власти контролируют, как тратятся деньги. Члены Попечительского совета обязаны собираться каждые два месяца.

Школьники участвуют в реальной жизни своего учебного заведения. Все ученики Хадсонской школы (это около 1200 человек) разделены на 6 команд. Причем две команды оформлены по признаку возраста (8-й и 9-й классы), остальные 4 – по интересам, например, таким областям, как «СМИ и искусство», «Наука, здравоохранение, окружающая среда», «Бизнес, инженерия, техника», «Общественная политика». Каждая из команд выбирает представителей в школьное правительство – совет школы, по 2 представителя от команды (учащиеся 8-9-х классов – по 4 представителя). Необходимо отметить, что в правительство входят и выбранные командами учителя, и представители школьной администрации (в ныне действующее правительство входят 3 учителя). Кроме этого, в школьном совете остаются свободными еще 6 мест, и члены школьного совета ежегодно вырабатывают процедуру обсуждения, в соответствии с которой эти 6 человек смогут занять эти места, принимают заявления от претендентов. Школьный совет работает в соответствии со школьным уставом. Каждый член правительства регулярно отчитывается перед командами, которые его избрали. Таким образом, дети получают опыт реального отчета перед своими избирателями. Присутствуя на заседании школьного правительства, мы увидели высокую степень активности ребят и демократический характер процедур, которые используются на заседании. Так, например, они в процессе тайного голосования выбирали ребят, которые должны вести заседания, отвечать за финансы, определять тематику заседаний. В каждом случае претендентов на данный пост было несколько, и каждый из них обосновывал, почему он должен занять это место: «мне отказали в прошлом году, я хочу попробовать в этом», «потому что у меня есть много знакомых и опыт обращения с деньгами». Благодаря деятельности школьного совета учащиеся имеют возможность участвовать в общественной жизни местного сообщества. Так, представители разных общественных организаций часто бывают в школах со своими заявлениями о необходимости решения тех или иных проблем. В результате рассмотрения создаются группы волонтеров, которые занимаются конкретными делами по улучшению жизни сообщества. Таким образом происходит реальное взаимодействие детей и власти.

Но, с другой стороны, члены школьного правительства сами изучают проблемы местного сообщества: посредством интервьюирования мэра и других чиновников, анализа материалов местной периодической печати и т.д. Дети пытаются не только выявить проблему, но и определить причины, почему так происходит. У школьников Хадсонской школы есть союзники – государственная организация, которая выделяет школьному правительству определенную сумму – около 7,5 тыс. долларов на финансовое обеспечение школьных проектов, которые реализуются только в штате Массачусетс. Затем школьный совет объявляет о конкурсе заявок на грант. Таких заявок в этом году было принято двенадцать. Среди таких проектов, которые интересно развивались, был проект «Еда для бедных». Но когда этот проект осуществлялся, взрослые жители города принесли не совсем качественную, невкусную еду, и дети, для того чтобы взрослые прочувствовали себя в этой ситуации, устроили ланч для взрослых. И только после этого была принесена совершенно другая еда.

В средней школе имени Джона Кеннеди дети имеют возможность оказывать влияние на внутреннюю жизнь класса. Так, в начале учебного года учитель обращается к учащимся с вопросами: «Какие мечты у вас есть? Что бы вы хотели, чтобы произошло у нас в классе?» Дети делают свои предложения. Учитель продолжает обсуждение: «Какими правилами мы должны руководствоваться, чтобы достичь этих перспектив?» Дети вырабатывают, например, такие правила внутриклассной жизни:

1. Уважай других и себя.

2. Поднимай руку, если хочешь что-то сказать.

3. Будь всегда с хорошим настроением.

4. Не шуми и не мешай остальным.

5. Сделай так, чтобы всем вокруг было радостно.

Нарушителей внутриклассных правил ждут последствия – меры, в разработке которых также принимают участие дети:

1. Устное предупреждение со стороны учителя.

2. Отделение, изоляция от классного коллектива.

3. Индивидуальные занятия в перерывах.

4. Звонок учителя домой.

5. Вызов родителей в школу.

Демократический личностно-ориентированный характер обучения прослеживается в целях американской школы и в требованиях к профессиональным и личностным качествам учителей. По мнению директора Хадсонской школы:

1. Важно подготовить ребенка к обучению в колледже.

2. Важно подготовить ребенка к продуктивному общению со взрослыми, чтобы он сумел успешно социализироваться.

3. Важно, чтобы по окончании школы ребенок смог работать в команде и принимать решения.

В этом заключаются основные задачи американской школы. Среди профессиональных требований выделялись следующие:

1. Учитель должен уметь вовлечь учащихся в разговор.

2. Учитель должен не давать знания, а учить размышлять.

3. Учитель должен иметь активную позицию в жизни.

Таким образом, мы увидели систему обучения демократии и воспитания ребенка гражданином своей страны. Демократический характер носит система управления школой; технология обучения – когда ученики являются равными партнерами учителя в процессе обучения. Благодаря профессионализму наших американских партнеров и управленцев, и учителей мы убедились, что центром усилий всех, главным лицом многих современных американских школ является ученик, его индивидуальность.

Наша поездка имела для нас большое мировоззренческое и общечеловеческое значение. Мы имели возможность побывать в четырех совершенно разных городах США: Нью-Йорке, Хатсоне, Бостоне, Вашингтоне. Мы посетили много культурно-исторических мест и памятников, побывали на нескольких экскурсиях. Незабываема наша поездка в Гарвардский университет, в Гарвардский профессорский клуб, незабываема поездка к Атлантическому океану. Мы имели возможность воочию познакомиться с бытом и традициями, образом жизни простых американцев, проживая в их семьях и общаясь на самые разные темы. У нас остались очень яркие впечатления от посещения парада в Нью-Йорке, посвященного празднику всех святых. Американские партнеры очень тепло и по-доброму относились к нам, проявляли чуткость и великодушие, внимательность и трогательную заботу. На конференциях в Нью-Йорке и Вашингтоне нам было интересно поделиться своими впечатлениями и наработанным опытом с российскими и американскими коллегами, а также расширить круг знакомств и сотрудничества с американскими учителями. У нас была возможность обсудить как профессиональные, так и общечеловеческие проблемы, попеть национальные песни и просто подружиться. Мы очень надеемся на продолжение совместной исследовательской работы и на продолжение дружбы между российскими и американскими специалистами.

Ирина ЯКИМОВИЧ, Ирина КЕНЯ, Брянск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту