Родительское собрание подходило к концу, когда одна из мам робко сказала: «А теперь можно, Галина Васильевна, сказать о моем сыне?» Классный руководитель, старейшая, опытнейшая учительница начальной школы, не без волнения подхватила неуверенную инициативу: «Конечно! О таких вещах нельзя молчать!» Судя по всему, суть проблемы была ей хорошо известна. Мама с горечью сообщила, что ее темнокожего мальчика в классе дразнят и унижают «коренные петербуржцы». «Не может быть, вы уверены?» – изумились родители. Класс гимназический, сильный. Дети вместе учатся второй год. Есть среди них очень способные, есть – так себе. Есть слишком подвижные, шумные, есть тихони – все как положено. Но семьи у всех, что называется, хорошие, нормальные. Во многих есть бабушка или неработающая мама, сосредоточенная на воспитании. Откуда такая дикость?
Галина Васильевна умоляюще смотрит на маму, которая сжимается под градом нетерпеливых вопросов: кто это? Назовите, надо же с этими детьми разобраться! И только одна из присутствующих понимающе кивает: «Да, я тоже знаю, что дети очень обижают этого мальчика. Но мы же не будем сейчас устраивать публичное разбирательство на манер партийного собрания!» Галина Васильевна согласна. Богатый опыт подсказывает ей, что стоит сейчас вот так, с ходу, публично опозорить каких-то родителей и детей, они могут стать источником такой вражды в классе, по сравнению с которой сегодняшние беды чужестранца покажутся сущим пустяком. «Пусть каждый дома поговорит на эту тему со своим ребенком», – предлагает учительница. Ее решение всех, кажется, устраивает. И тут одна из бабушек – тоже, видимо, человек многоопытный – говорит веско: «Это ведь проблема не тех, кто обижает, а того, кому достаются обиды!» И в наступившей внезапно напряженной тишине рассказывает, что ее внуку пришлось пойти в первый класс в соседней стране. Хотя языком местных жителей он владел свободно, русское происхождение бросалось в глаза. Мальчика начали дразнить, задирать. Возникла похожая ситуация. Дипломатичные родители, достаточно хорошо узнавшие к тому времени местные нравы, решили, что сын должен справляться со своей бедой сам. «Ему жить среди людей, и по разным причинам конфликты будут возникать еще не раз. На всю жизнь соломки не подстелешь!» – решили в этой семье взрослые и предложили мальчику действовать по обстоятельствам. Как именно он себя повел, выяснить на собрании не удалось. Понятно было, что очень скоро ребенок оказался уже в Петербурге, в нашем классе. Здесь у него таких проблем, естественно, нет.
Это выступление разрядило обстановку. Родители с явным облегчением заговорили о том, как важно, чтобы дети учились выстраивать свои отношения с другими людьми, самостоятельно разрешать конфликты, пока это еще не так страшно, как в мире взрослых. Такая позиция и мне показалась было мудрой и зрелой. Но стоило потом мелькнуть где-то в глубине школьного коридора маленькой одинокой фигурке с тяжелым рюкзачком за плечами, как сердце болезненно сжималось: правильно ли оставлять их один на один с такими бедами? Долго ли сломаться? Озлобиться? Научиться отвечать на удар еще более сильным ударом?
В маленьком новозеландском городке русская мама, бежавшая туда вместе с восьмилетним сыном от бандитских разборок бывшего мужа, рассказывала мне, как решилась похожая проблема в новой школе. Кто-то из старшеклассников в туалете схватил куртку русского новичка и сунул ее в раковину. Мальчик, повидавший в России не такое, спокойно взял подмокшую одежду и даже не посчитал случившееся событием. Мама узнала случайно и тоже решила промолчать. Мокрую курточку заметил новый, новозеландский папа. Велел немедленно собираться в школу. «Жаловаться? – ужаснулся малыш. – Да они же потом не дадут мне спокойно жить!» Но папа был непреклонен. Он объяснил, что в любом действительно цивилизованном обществе кроме власти силы, наглости и богатства есть власть закона. Есть суд. И надо учиться этой властью пользоваться. Ни в коем случае нельзя «давать сдачи». Тогда виноватыми становятся обе стороны и судить придется обе. Но и молчать нельзя. Надо действовать по закону. В данном случае – обратиться в администрацию школы. Там разберутся, и тебя больше никто не тронет.
Так и случилось. Обидчикам пришлось извиняться, и больше они русского не задевали. Так взрослые продемонстрировали новому гражданину, что безнаказанность, как и самосуд, недопустима, что люди грамотные должны пользоваться помощью органов, специально для этого созданных, – будь то администрация школы или района или суд… Нам такое даже в голову не приходит!
Санкт-Петербург
Комментарии