Любой учитель знает: приятно работать с мотивированным учеником. Любому руководителю ясно, что лучший работник – это мотивированный работник. Разные методы и приемы применяются для того, чтобы вызвать интерес к учебе или работе и впоследствии его поддерживать. У каждого этот опыт свой. Для школы №376 Московского района Санкт-Петербурга тема мотивации учеников и педагогов изначально была важной, и, возможно, поэтому комплексная программа «Мотив» родилась совершенно естественным путем. Сегодня эта программа помогает учиться детям и работать взрослым. В 2016 году коллектив школы №376 стал победителем городского конкурса среди образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы. В чем изюминка программы и почему в школе «зазвучал» данный «Мотив», рассказывает руководитель образовательной организации Мария ДМИТРИЕНКО.
– Прежде чем говорить о реализации комплексной программы мотивации педагогических работников «Мотив», которую мы недавно презентовали в рамках городского семинара «Школа молодого директора», организованного кафедрой управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, наверное, нужно пояснить, где находится наша школа, – подчеркнула директор. – Мы молодая образовательная организация, отметившая свое пятилетие. Школа расположена в районе новостроек, и этим объясняется социальный состав населения. У нас проживает большое количество разных людей, в том числе приезжие, многодетные семьи, семьи, нуждающиеся в особой социальной заботе, и т. д. Поэтому контингент детей очень разнообразный. Каждый ребенок, по сути, пришел к нам со своим багажом знаний, и частенько этот багаж заметно отличается от багажа его товарищей. Выстраивая образовательную политику школы, мы исходили именно из особенностей контингента.
– Мария Александровна, что было приоритетным на момент открытия образовательной организации?
– Уже в самом начале, когда наша команда (педагоги и администраторы школы №507 Московского района) пришла в школу, мы поняли, что необходима особая единая система взаимодействия «учитель – родитель – ученик». В центре нашей эмблемы, которую мы создали практически сразу, знаменитый герой – защитник Отечества Александр Пересвет. Он изображен на фоне трех сфер, которые и символизируют это триединство, а также отождествляют прошлое, настоящее и будущее. Почему я говорю об эмблеме? Потому что нужно было сразу найти то, что может нас объединить, стать нашей школообразующей опорой.
Конечно, созданием символики и разговорами о единой образовательной системе мы не ограничились, а начали слова подтверждать делами. Например, уже в сентябре 2013 года у нас прошел первый праздник Александра Пересвета. Это можно считать особым субботним днем, когда в школу приглашаются родители и принимают участие во всевозможных спортивных праздниках, мастер-классах, интеллектуальных играх, родительских посиделках, встречах с психологом и т. д. Так, с самого начала работы школы мы привлекли родителей, чтобы они изнутри увидели нашу работу, могли что-то подсказать, направить. Родительские субботы стали традицией, из них вырос родительский совет, который мы называем советом партнеров. Это не формальная, а жизнеспособная общественная организация, которая помогает родителям и администрации взаимодействовать. Накануне общешкольных собраний я всегда приглашаю членов этого совета и рассказываю о тех проблемах, которые есть, о задачах, которые ставим, о нашем общем будущем. Родители вправе задавать любые вопросы, обсуждать любые темы, и таким образом мы все вместе вырабатываем общие идеи, которые затем транслируются в классах на родительских собраниях.
– Стоит ли озвучивать проблемы, ведь сейчас наблюдается тенденция сор из избы не выносить?
– Я не согласна с этой позицией, поскольку считаю, что нужно говорить и обязательно обозначать проблемы, чтобы их решать. Если проблемы замалчивать, то как же мы справимся потом с потоком трудностей, которые такая политика на нас навлечет? Я всегда открыта для родителей и стремлюсь, чтобы и учителя тоже были открытыми, чтобы не боялись говорить родителям: «Я сегодня не знаю ответа на этот вопрос, но давайте вместе подумаем и будем выстраивать «дорожные карты» решения проблемы». Это очень важно: не бояться и не увиливать. Что скрывать, сегодня в школах очень много гиперактивных детей, с которыми мы пока не умеем правильно работать. Поэтому родители – наши верные помощники. Мамы и папы зачастую берут небольшой отпуск и сидят в классе вместе с ребенком. Родитель видит все своими глазами и оказывает педагогу неоценимую помощь. И, безусловно, индивидуализации образовательного процесса очень помогают и те маршруты, которые мы стараемся построить для своих учеников. Например, у нас в 10‑м классе обучаются 90 учеников, и для них выстроено 90 индивидуальных учебных планов.
– Расскажите, пожалуйста, о программе мотивации педагогических работников «Мотив».
– Повторюсь, с самого начала при наполняемости классов в 32 человека с разным уровнем подготовленности детей мы поняли, что работать будет сложно. Несколько таких сложных классов у нас сразу определились. И как-то раз, в день празднования Масленицы, родилась идея силами детей и взрослых провести историческую реконструкцию. Целый месяц ушел на подготовку. Спонсоры помогли достать костюмы, дети разучили танцы эпохи XIX века, мы провели костюмированный день. Эффект от реконструкции был потрясающий. Дети, которых мы считали сложными, принимали самое активное участие в игровом действии, а уже на следующий день вежливо здоровались и церемонно кланялись при встрече. Это и стало предпосылкой для создания программы «Мотив». По сути, она дает возможность создать единую игротехническую среду, в которую вовлечены практически все участники образовательного процесса. Что особенно ценно, эта идея родилась внутри коллектива. Командой мы сумели оформить наши мысли в идею и реализовать ее.
Конечно, было много проблем, но постепенно появилась система начисления баллов, которые и ученик, и педагог зарабатывают, выполнив какое-то конкретное действие. Это так называемые мотивирующие баллы. Чтобы было наглядно и понятно, мы, например, будущим директорам на семинаре «Школа молодого директора» предложили самим заработать баллы, поучаствовать в аукционе и реализовать выигранные лоты. Дали командам задание, чтобы, выполняя его, они набрали баллы. Затем команды на эти баллы «купили» себе лоты, и в ходе их реализации ознакомились с особенностями нашей учебной, воспитательной, хозяйственной деятельности и т. д.
В школьной реальности свои баллы наши ученики могут обменять на различные образовательные лоты – от внепланового посещения бассейна до встречи с известным человеком. Что касается педагогов, то учитель часть начисленных баллов, к примеру, может потратить на отгул, прибавку к зарплате, поход в театр. Причем накануне окончания четверти мы разыгрываем лоты, а реализацию лотов осуществляем в последний день четверти, и это получается таким красивым завершением образовательного процесса.
Важно, что в процессе игры мы что-то поправляем, корректируем, и это не указка сверху, а решение самого коллектива. Такие решения самые ценные. Тот же дополнительный выходной, который можно заработать за баллы, придуман был педагогами. Люди пришли к выводу, что можно честно заработать отгул, а не просить выходной за свой счет.
– Мария Александровна, программа работает в школе уже три года. На ваш взгляд, каков самый очевидный эффект от ее применения?
– Мне кажется, главное, чего нам удалось добиться, – это то, что мы, дети и взрослые, настроены на одну волну. Выстроена общая мотивационная среда, где интересно учиться, работать, жить. Наши дети с гордостью защищают честь школы. Например, недавно наши мальчишки-десятиклассники участвовали в муниципальном конкурсе по пейнтболу. Потом они рассказывали в соцсетях: «Мы вошли в зал парадным маршем со словами: «За 376‑ю, за Марию Александровну!» Это было нашим спортивным девизом». Мне хочется надеяться, что уже для многих наших детей школа стала родной.
Комментарии