Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Опыт

Зал ожидания

Безопасная среда нового формата
УГ - Москва, №42 от 20 октября 2020. Читать номер
Автор:

Еще год назад словосочетание «дистанционное обучение» казалось фантастической альтернативой традиционному обучению, относящейся к далекому будущему. Но жизнь распорядилась иначе. Эпидемия COVID-19 заставила школы в экстренном порядке переходить на дистанционный формат, поставив ряд сверхсложных задач перед всеми участниками образовательного процесса. В данной статье освещены проблемы, с которыми пришлось столкнуться учителю во время дистанционного обучения, пути их преодоления, особенности удаленного обучения детей, а также перспективы использования этого формата в педагогической деятельности.

Сразу отмечу, что я знала про удаленную форму обучения, но считала, что такой формат может быть приемлем исключительно для индивидуальных занятий, а не для группового обучения в общеобразовательной школе.
Поэтому новость об экстренном переходе на дистант вызвала у меня замешательство. «Как?! Как сделать это эффективно?!» – терзалась я, а вместе со мной, я уверена, и все педагогическое сообщество. Изучив выданные учителям методические рекомендации и санитарно-эпидемиологические нормы, касающиеся дистанционного обучения, я пришла к выводу, что пытаться работать в традиционной манере, но в режиме онлайн, – это пустая трата драгоценных сил и времени. Условия таковы, что учителю необходимо адаптировать традиционный формат обучения под предоставляемые технические возможности.

И начать надо с изучения технической стороны организации дистанционного обучения. Когда школа выбрала образовательные платформы и программы для видеосвязи с учениками, мы с коллегами провели первый демо-урок при помощи МЭШ и Zoom, где испробовали все доступные функции на себе: включали и выключали микрофоны, камеры и чаты, использовали функции «демонстрация экрана», «реакции», «поднять руку» и многие другие. Ведь это все, что сегодня норма, тогда было внове! Таким образом, выходя на свой первый урок в Zoom с учениками, я понимала технические возможности организатора и возможности детей.

Далее было необходимо правильно организовать взаимодействие с детьми на уроке, поэтому я установила ряд правил. Учащиеся заходили на урок исключительно под своими реальными именами и фамилиями и через «зал ожидания», так как это не только позволяло мне быстро отметить отсутствующих на занятии, но и помогало создать безопасную среду для учеников, в том числе исключить кибербуллинг. Ребята работали с выключенными микрофонами во время групповой фронтальной отработки материала, а о желании ответить или возникшем вопросе информировали при помощи функции «поднять руку», после чего я давала разрешение на включение микрофона. Групповая деятельность в «конференц-залах» позволяла максимально вовлечь всех ребят в работу и обеспечить более качественное усвоение материала. Отследить вовлеченность учащихся в урок помогали опрос по отрабатываемому материалу и постоянный запрос учителя на обратную связь: нажать «поднять руку» при готовности, поставить реакцию на прослушанный при аудировании материал или ответить на вопрос.

Для эффективной работы в новом формате требовалось постоянное взаимодействие с классным руководителем. Поэтому очень быстро ребята поняли, что, отключив микрофон и камеру, они не смогут «прогулять» урок.
Необходимо отметить, что классическая схема этапов ведения урока не претерпела кардинальных изменений, но стала более сжатой по времени и насыщенной благодаря ресурсам МЭШ.
Таким образом, организационный момент, включающий в себя работу со списками учащихся, я совместила с повторением пройденного на предыдущем уроке материала: пока ребята повторяли активную лексику, я отмечала отсутствующих. Домашнее задание и контроль его выполнения были обеспечены ресурсами МЭШ, что очень помогало сэкономить драгоценное время и потратить его на объяснение и отработку новой темы. Объяснение всегда сопровождалось заранее подготовленной презентацией PowerPoint, включающей в себя основной материал в виде таблиц и схем, а также упражнения для закрепления. Такой подход к введению и закреплению нового материала обеспечивал наглядность, а также упрощал подачу и усвоение необходимых знаний. Для того чтобы проверить, как учащиеся усвоили материал, я прибегала к помощи МЭШ, обширная библиотека которой предоставляла доступ к большому количеству тестов по пройденным темам.

Ключевым понятием для подготовки качественного урока становится способность учителя к приоритезации материала и его лаконичной подаче. В процессе подготовки также необходимо ориентироваться на сложность и важность самого материала. К примеру, на уроке в 8‑м классе передо мной стояла задача повторить времена группы Past и возвратные местоимения. И та и другая темы были изучены ранее, но сложность системы времен значительно превосходит возвратные местоимения, поэтому было принято решение из отведенных на повторение этого материала 25 минут первые 20 минут уделить повторению времен группы Past и закреплению данного материала, а оставшиеся 5 минут использовать для повторения возвратных местоимений.

Перед экзаменами при помощи платформы Zoom было организовано проведение еженедельных консультаций, которые доказали свою эффективность: принимавшие участие в таких занятиях ребята набрали 75 и более баллов на едином государственном экзамене.

Подводя итоги дистанционного обучения, прихожу к выводу, что это эффективная форма обучения. Как и любой другой формат, дистант имеет как свои минусы, так и плюсы. Основным недостатком является полная зависимость от стабильности работы цифровых платформ и Интернета, но данная проблема решаема. Достоинств, на мой взгляд, значительно больше. Например, дистанционное обучение дает возможность учить и учиться независимо от местонахождения учителя и детей.

Разнообразие форм организации образовательного процесса помогает избежать монотонности в работе, а наличие и доступность огромного ресурса заданий, сценариев уроков и тестов с автоматической проверкой значительно упрощают подготовку к проведению занятий. Одним из бесспорных достоинств дистанционного обучения можно назвать открытость образовательного процесса, при котором работа учителя прозрачна, что позволяет родителям переосмыслить свое отношение к работе конкретного педагога, если до этого момента она вызывала у них определенные вопросы. Если говорить о воспитательной работе, то дистанционный формат способствует развитию в детях ответственности и способности грамотно планировать время, что является одним из условий формирования универсальных учебных действий. Дистант может быть использован во время обострений сезонной заболеваемости COVID-19, ОРВИ, гриппом, а также данный формат прекрасно подходит для организации надомного обучения.

Опыт дистанционного обучения был полезным и интересным, и нам следует признать, что, возможно, роль данного формата будет возрастать, но заменить традиционный школьный урок дистант вряд ли сможет.

Марина ПИУНОВА, учитель английского языка школы №2114


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
  • Пока не знаю, надо изучить систему 55%
    110 голосов 55%
    110 голосов - 55% из всех голосов
  • Нет 31%
    61 голос 31%
    61 голос - 31% из всех голосов
  • Да 14%
    28 голосов 14%
    28 голосов - 14% из всех голосов
Всего проголосовало: 199
Ноябрь 25, 2020 - Декабрь 1, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt