search
main
0

Закрытая школа

Новый учебный год начался, но не все оказались к нему готовы

Омская гимназия №75 только на днях закрылась на ремонт. 800 учеников вынуждены уйти в другую школу. 27 августа ремонта еще не начинали: в гимназии была только объявлена перекличка – собрались дети, учителя.

– Будем в другую школу ходить пока, – доложили мне старшеклассники Всеволод и Владислав, сбегавшие с переклички через забор. – Так-то ничего, вместе с классом, и не очень далеко. Но учиться будем со второй смены, значит, только после 20.00 закончим. Как с репетиторами быть? Днем они тоже работают.

На плачевное состояние гимназии родители активно жаловались еще в прошлом году. В соцсетях появилась анонимная публикация: «Потолок во многих кабинетах сыплется прям на голову, стены расходятся, лестница падает. Школу отремонтировали в этом году». Зданию гимназии больше полувека, в 2002 году его уже пытались отремонтировать, стянув трещины металлическими стяжками, но помогло мало.
Прокуратура требовала начать капитальный ремонт пять лет назад, но денег город найти не мог. В 2019 году сумели привести в приемлемое состояние наиболее опасные лестницу и крыши. Но настал момент, когда тянуть стало больше некуда – прошлым летом депутаты горсовета подняли вопрос о критическом состоянии гимназии. Старший помощник прокурора Омска Ольга Арефьева рассказала, что в мэрии объясняют: все необходимые меры приняли, но отсутствует финансирование.

– В целом по городу достаточно много учебных заведений нуждаются в этом, но гимназии №75 и 88 особенно, – подтвердила она. – Хотелось бы, чтобы в бюджете на 2021 год было предусмотрено финансирование, не нужно до закрытия доводить.

Капитальный ремонт гимназии удалось внести в адресно-инвестиционную программу на 2021 год. В марте мэр Оксана Фадина пообещала, что на него будет выделено 15 млн рублей. Контракт планировалось заключить до июня, а до сентября закончить работы. Не вышло.

На сайте школы обещают, что ремонт закончится через два месяца. Но поверить трудно: список работ внушительный – усиление стен, для чего требуются кольцевые стяжки по периметру, доработка уже существующих стальных конструкций, зачеканка зазоров, окраска стальных элементов, заделка трещин, усиление надоконных перемычек, выполнение электромонтажных работ в спортзале, раздевалках, тренерской и коридоре, ремонт крыльца, пола, цоколя, замена системы отопления и канализации. На вопрос о том, когда все это завершится, заместитель директора Лилия Макеева, единственная, кто из администрации обнаружился в гимназии №75, ответила коротко:
– Обращайтесь в Департамент образования, я не уполномочена говорить.

И тут же убежала.

Родители, почему-то предпочитающие ждать детей за забором, в скорое разрешение проблемы не верят. Мария Иванова жалуется:
– Что делать-то? Их в другую школу переводят, там на первом этаже детский сад, на втором, третьем учатся. Даже кабинетов на всех не хватит, на головах друг у друга сидеть будут. А как мой пятиклассник после второй смены домой ходить будет? У нас зимой 6 часов – это уже ночь. А у меня тоже смены… И вообще, нехорошее ощущение: говорят, стены будут стягивать. В Светлом несколько лет назад казарма обрушилась, сколько солдатиков погибло, а тоже ведь стянули стены, сверху сайдингом прикрыли…

Не смогла добавить оптимизма и пресс-секретарь Департамента образования мэрии Яна Фабрициус:
– Ну, не знаю, этот вопрос надо со специалистами согласовывать, потом с нашим руководством, потом еще с Главным управлением информационной политики области.

В гимназии №88 сроков ремонта тоже не знают, хотя она не работает уже год. Перед началом 2019-2020 сезона ее приняли, но уже 4 сентября на старшеклассницу обрушился кусок потолка, подарив сотрясение мозга вместо знаний. Причем не в первый раз – родители борются за ее ремонт давно. Одна из мам, Мария Заздравных, рассказывает, что штукатурка падала еще в 90‑х, когда она сама училась в школе.
Капитального ремонта не было, хотя в 2016‑м организация «Гипропроект», проведя инструментальное обследование четырехэтажного здания, признала его ограниченно годным, то есть нашла массу недостатков, но уверила, что внезапно оно рухнуть не может.

«Какие программы действовали и действуют с 2010 года по настоящее время по капитальному ремонту школ города Омска? – безуспешно спрашивала Мария Заздравных у департамента еще в 2018 году. – Сколько школ города Омска и какой вид работ по капремонту получили они по этим программам за этот период? На какие сроки запланирован капитальный ремонт гимназии №88, каких именно конструктивных ее элементов и систем? Отсылки к физическому износу, указанному в техпаспорте школы, который был формально заполнен в советский период или в период перестройки нашей страны любо просто перенесен при обновлении документов, не являются объективными. В ближайшие годы это здание будет разрушаться дальше, внутренние коммуникации его тоже, создавая прямую угрозу жизни детей.
Частичные и косметические ремонты должны быть продуманы технически и логически, а не носить хаотичный характер, создавая видимость безопасности. Законы физики нельзя обмануть, остановить или купить, так же как и время, но вовремя принятый комплекс взаимоувязанных решений по текущему капитальному ремонту школ может спасти жизни детей».

К тому времени уже и прокуратура предписала немедленно приступить к ремонту. Тем не менее 88‑ая все равно открыла двери для 750 учеников при проектной мощности 450. Просто на всякий случай линейки перенесли на улицу. Но выборы, как говорит Мария, там проводили стабильно, хотя поток людей еще больше…

В августе 2020‑го гимназию все же закрыли. 500 ее учеников пошли пешком в школу №40, а 250 старшеклассников поехали на общественном транспорте в гимназию №43. Сказать, что там было все в порядке, тоже нельзя – например, в 40‑й, по словам Марии, туалеты без перегородок и не соответствуют СанПиНам. Но хоть здания не разваливаются на глазах. Будет ли капитальный ремонт гимназии качественным, Мария Заздравных, исполнительный директор регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, не уверена – в старой, 65‑летней школе, по ее мнению, главная проблема в перекрытиях. Заменят их или нет, поможет это или нет, неизвестно. Директор гимназии Виталий Воронов говорит, что ремонт будет, деньги выделены, за остальным отправляет в Департамент образования, все к тому же пресс-секретарю Яне Фабрициус, которая отвечает все то же: «Не знаю»… Единственное, о чем сообщили родителям: работы по проектированию капитального ремонта здания гимназии №88 должны быть выполнены до 30 октября. Но это не точно, судя по истории с гимназией №75.

В конце прошлого года в интервью омским СМИ глава региона Александр Бурков рассказывал, что Омску нужно 16 новых школ. Оговорился, что начали строить только две, но пообещал, что в 2021 году возведут еще две, в том числе в микрорайоне Ясная Поляна. Правда, Илья Дубин, занимавший с 2007 по 2013 год должность директора Департамента образования администрации города Омска, утверждал, что Омску нужно не меньше 40 новых школ: физический износ большинства из 152 городских учебных заведений превышает 60%. Построены они в основном в 60-70‑х годах прошлого века, хотя есть и те, что воздвигались в 1910-1911 годах. Но об этом теперь ни СМИ, ни чиновники предпочитают не вспоминать. По моим примерным подсчетам, новых школ в городе с 2013 года всего три. Одна из них, №30, открылась на днях. Самая большая в регионе за всю его историю – рассчитана на 1122 места. Но приняли 1500, и не всем хватило мест… Окраины Омска, притом что из города уезжают жители, неустанно прирастают сельчанами и беженцами из Казахстана.

В Ясной Поляне, тоже на окраине города, где проживают более 8000 человек, несмотря на обещания начать строительство в 2021 году, за 12 лет ничего не изменилось. Микрорайон ждет школу и детский сад, о которых начали говорить, как только появились новые дома. Но в яме с вбитыми сваями растут только молодые деревца. Микрорайон находится практически за городом, дети не знают, как возвращаться из городских школ: как говорят родители, после 19.00 на остановках приходится стоять часами, да ведь еще до дому дойти надо, а тропинка идет по темному бездорожью. Кружки тем, кто учится во вторую смену, недоступны, что бы ни говорила власть про равные возможности.

– Я первый раз писала к губернатору по поводу школы в 2015 году, – рассказывает активистка Светлана Киселева. – Потом обращалась регулярно. У нас есть ответы и губернатора, и лидера «Единой России» Дмитрия Медведева о том, что в 2020 году школу запустят. Потом обещания сместились на 2021‑й, 2022‑й. По факту я вижу, что ее не будет и в 2023‑м…

Пожалуй, трудно назвать случайной оговоркой слова заместителя председателя Законодательного собрания Омской области Александра Артемова: «Подарить российским школам новые образовательные пространства – основная задача программы партии «Единая Россия»». Не новые школы подарят детям, а кабинеты в старых назовут по-новому: именно так происходит с «Точками роста» и «Кванториумами», открытыми в Омской области по нацпроекту «Образование». Задача на ближайшие годы в нашем регионе – не столько строительство, сколько ремонт школ.

– В мае 2021 года мы получили положительную экспертизу на проект школы в Ясной Поляне, но на том все и затихло, – рассказывает депутат Совета Омского муниципального района Антон Николаев. – В августе обратились в Минстрой, провели рабочую встречу. Получили ответ, что не хватает 140 миллионов.

Удивительное дело: о том, сколько прекрасных школ скоро будет, омские СМИ сообщают регулярно. А вот о том, что из этих обещаний выполнено, на сайтах департамента и Министерства образования, а также мэрии и областного правительства данных нет. Как нет и новых школ. Будем ждать, пока рухнут последние, и верить, что не на головы детям…

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте