search
main
0

Закрыть нельзя оставить. Точку решено поставить… в пользу детей

1 сентября для учеников школы деревни Мстинский Мост – двойной праздник. Вопреки слухам о закрытии их девятилетка, в которой учатся всего 16 человек, будет работать в обычном режиме весь следующий учебный год. Явление, что и говорить, редкое для разгара процесса реструктуризации российских сельских школ. Почему «школа на Мсте», как ее коротко называют в округе, не разделила участь двух тысяч малокомплектных сельских школ, закрытых за последние три года в стране?

Статфакт На сельского ученика в зависимости от географических особенностей региона тратится в 10-20 раз больше бюджетных средств, чем на городского. Две трети российских школ находятся в деревнях, при этом в них учатся всего 30 процентов общего числа учеников. Если в Центральной России доля сельских школ достигает 40процентов, то, например, в Амурской области – более 85. Ориентация только на крупные сельские школы неприемлема для ряда регионов из-за расстояний, бездорожья и отсутствия транспорта.

Комментарий «УГ» В Эвенкии, где между селами огромные расстояния, реструктуризация идет по пути создания комплексов «школа-детский сад», превращения малокомплектных школ в филиалы крупных школ и создания пришкольных интернатов. В Приамурье на одного учителя приходится в среднем 10-12 учеников. Большая отдаленность между населенными пунктами ведет к развитию сети пришкольных интернатов, в которых дети занимаются 5 дней, а на выходные уезжают домой. Таких учреждений в области уже 14.В Польше массовое закрытие малых сельских школ привело к созданию негосударственных организаций (НГО), ставящих целью сохранение таких учебных заведений. Согласно польскому законодательству основателями учебных заведений могут быть общественные организации. Между НГО и органами местного самоуправления подписывается договор перехода сельской школы под администрирование НГО. Став общественной, школа продолжает получать финансирование из государственного бюджета.Местная община за счет собранных или привлеченных средств ведет в общественных школах ремонт, закупает оборудование, осуществляет доплаты учителям. Эти школы хорошо оснащены, имеют компьютерные классы. В общественных школах задействовано меньшее количество технических работников, бухгалтерию десятков таких школ ведет один офис НГО.

Шестеро на том берегу

Когда придет зима, река Мста покроется льдом, белым от припорошившего ее снега. Может быть, будет голубое безветренное утро с обжигающим щеки морозом. А может, нагрянет непогода, и Мста почти пропадет в метели. Но шесть маленьких силуэтов, как всегда, появятся на дальнем берегу реки и будут постепенно приближаться к деревне Мстинский Мост. Они идут каждое утро в школу по льду реки Мсты из деревни Льзи, что находится в четырех километрах от Мстинского Моста. Огнева Даша и Огнева Оля – восьмиклассницы. Огнева Алена – первоклассница. Огнев Егор и Ефимов Руслан – второклассники. Их сопровождает кто-нибудь из родителей. Другие варианты пути этих детей в школу – затратная поездка на электричке или в весенне-осеннее время – путешествие через Мсту на лодке.

Ольга Сергеевна Иванова – мама четырех других воспитанников «школы на Мсте»: четвероклассника Артема, первоклассницы Яны и двух солидных посетителей дошкольного отделения школы – Анатолия и Ульяны. Прежде эта семья жила в деревне Ильичево, что находится в 6 километрах от Мстинского Моста. Ольге Сергеевне и ее сынишке Артему приходилось добираться до школы сквозь глухой лес. «Зимой, если выходили в 8 часов утра, приходили в школу только к 10 часам, – вспоминает Иванова. – Если наметало снега, шли по сугробам. Поэтому я приняла решение – уехать из Ильичева и снимать жилье в деревне Мстинский Мост, чтобы все мои дети ходили здесь в школу».

Большинство родителей учеников школы на Мсте – против ее закрытия. Они возражают и против варианта, предложенного районным комитетом образования – придания их школе статуса филиала 11-летней школы, расположенной в деревне Бурга Маловишерского района. Согласно этому варианту дошкольное отделение и начальные классы остались бы в школе на Мсте, а детей с 5-го по 9-й класс – их 8 человек – привозил бы в Бургинскую школу школьный автобус. Родителей тревожат две основные проблемы. Первая: дорога от Мстинского Моста до Бурги в плохом состоянии. Второй вопрос – режимный.

«Из-за того, что часть детей живет далеко, уроки у нас начинаются в 10 утра, чтобы дети успели дойти из своей деревни до школы», – объясняет Ольга Иванова. – Если ребят будут возить в Бургу, им придется вставать в 6 часов утра, пешком идти из своей деревни 4-6 километров до Мстинского Моста и оттуда ехать на автобусе 12 километров до Бурги по разбитой дороге! Лично у меня есть еще проблема: мне разрешают снимать жилье в деревне Мстинский Мост, пока мои дети учатся здесь. Если дети перейдут в Бургу, в найме жилья откажут. И я с четырьмя детьми снова буду ходить 6 километров через лес? У других родителей свои проблемы: например, у Анны Борисовны Матвеевой сын – инвалид по зрению. Как он будет добираться до школы в Бурге?»

Окно в мир

Ираида Борисовна ЕРМОЛАЕВА, заместитель председателя Комитета образования Маловишерского района, сравнивает школу на Мсте с Бургинской школой:

– На одного учителя в Мстинской школе приходится два ученика. Почти индивидуальное обучение! Но так ли это хорошо? Когда детей много, есть стимул тянуться за лучшими. Единственный ученик в классе учится хуже, чем мог бы, потому что не сравнивает себя ни с кем.

Крупная школа предоставляет детям современные условия обучения. В Бургинскую школу поставлены интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, скоро откроется компьютерный класс с выходом в Интернет. В Мстинской нет канализации и водопровода, уроки физкультуры проходят в коридоре. В Бургинской – новый спортзал с большим количеством инвентаря, новая мебель, проведен ремонт. Важно и общение: если подросток начинает с 5-го класса ездить в большую школу, он легче привыкает к социуму, к коллективу. Школу в деревне Мстинский Мост никто не собирается закрывать: предлагается ее только реорганизовать, оставив там начальные классы и дошкольное отделение. Если в будущем в этой деревне станет больше детей, мы снова откроем классы, и будут ребята заниматься в этой школе.

Обучение одного ученика в Мстинской школе обходится в 169000 рублей, в Бургинской – в 33000. В течение этого учебного года мы будем работать с родителями ребят из Мстинской школы. Предполагаем вывезти их в Бургу, показать, где будут обучаться их дети, какие услуги им будут предоставляться. Кстати, в рамках процесса реструктуризации в нашем районе закрылась другая школа, Карпиногорская. Там не было дошкольников, в начальных классах учились 3 человека, и родители были согласны с таким решением. Ребята из этой школы ездят на школьном автобусе в Бургу. Что касается трудоустройства учителей, то всем педагогам как Карпиногорской, так и Мстинской школ предложены новые места работы.

Инна Михайловна Зайцева, директор школы в деревне Мстинский Мост, подтвердила слова Ираиды Ермолаевой: всем ее коллегам обещано трудоустройство. «С 1 сентября 2008 года нас переведут на подушевое финансирование, мы в зарплате будем терять из-за недостаточного числа учеников, – отметила Инна Михайловна. – Как я оцениваю ситуацию? Конечно, дети должны учиться в современных условиях. Но родителей беспокоит, что дорога от Мстинского Моста до Бурги очень плохая. Я думаю, если бы дорогу отремонтировали, родители спокойнее реагировали бы на переход детей в новую школу».

…Как в любом конфликте, каждая из высказавшихся сторон по-своему права. Социум лучше одиночества, и Windows иногда действительно окно в мир… Но есть нюансы. Именно их имеют в виду руководители федеральной системы образования, когда подчеркивают в своих выступлениях, что реструктуризацию сельских школ в России нужно проводить с учетом местных особенностей. Для каждой малокомплектной школы надо индивидуально ставить точку в фразе «закрыть нельзя оставить»… Пример Новгородской области достоин подражания потому, что здесь при выполнении глобальной и стратегически оправданной задачи внимательно отнеслись к проблемам, высказанным родителями учеников конкретной школы. Часть этих проблем решить, наверное, несложно – например, немного изменить расписание Бургинской школы, разрешить Ольге Ивановой снимать жилье в деревне Мстинский Мост, выделить сопровождающего для ребенка с нарушением зрения. А вот главную проблему, связанную с ремонтом дороги, органы управления образованием, к сожалению, решить не могут – она зависит от другого ведомства… Есть в деревне Мстинский Мост одна особенность, и я вижу эту особенность, как наяву. Через год с небольшим придет зима, и на другом берегу Мсты утром, гораздо раньше, чем обычно, часов в семь, а не в девять, появятся несколько маленьких фигурок. В шесть-семь часов утра небо зимой еще черным-черно. А лед не всегда такой прочный, каким кажется…

Маловишерский район, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте