search
main
0

Заколдованный текст и марсианские стихотворения

Путь в жизнь через инклюзию

По данным Всемирной организации здравоохранения, в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ОВЗ. И только родитель вправе решать, куда ему отдавать своего ребенка: в обычный класс, в коррекционный или в отдельную специализированную образовательную организацию.

В нашей школе №1248 учится много детей с нарушением здоровья. Но статус «с ОВЗ» дается только тому ребенку, который не может обучаться без создания специальных образовательных условий, удовлетворяющих его особым потребностям. Для установления статуса ребенку необходимо пройти обследование в Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Инициаторами прохождения ребенком обследования выступают родители или наши специалисты психолого-педагогической службы.

По результатам обследования комиссия выдает заключение, в котором указаны уровень образования и вариант программы. Заключение комиссии носит для родителей рекомендательный характер. Здесь же прописывается, нужен ли ассистент, какие учебники требуются, необходимы ли специальные технические средства. Также указываются направления коррекционной работы и специалисты, в которых нуждается учащийся. Представленное родителями заключение комиссии является основанием для создания рекомендованных специальных условий обучения и воспитания детей.

Предусматриваются использование специальных образовательных программ, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств, предоставление услуг ассистента, оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Из-за неоднородности состава учащихся разработаны варианты и сроки реализации программ для каждой категории детей с ОВЗ, которые обеспечивают охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям.

В школе №1248 проходят обучение дети с различной нозологией: c задержкой психического развития, слабовидящие, учащиеся с расстройствами опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи. Специалисты стремятся сделать все возможное, чтобы развитие детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей деятельности достигал более высоких результатов. Сотрудники стараются определить потенциальные возможности каждого школьника и создать такие условия, при которых коррекционное обучение становится более эффективным.

У этих ребят наблюдаются уменьшение объема получаемой речевой информации, нарушение ориентировки в пространстве, трудность в сохранении равновесия и воспроизведении ритмических структур. В познавательной сфере отмечаются нарушение формирования слухового внимания, трудность в переключении внимания с объекта на объект. Программа коррекционной помощи таким детям разрабатывается как часть адаптированной программы, которая включает работу дефектолога, педагога-психолога и учителя-логопеда. Дефектолог трудится над коррекцией дефицитных функций, мыслительных операций. Психолог работает над развитием когнитивных функций, познавательной и эмоционально-волевой сфер, оказывает помощь в адаптации, развитии навыков социального взаимодействия. Логопед занимается коррекцией и развитием всех компонентов речи, профилактикой нарушений письменной и устной речи.

Поскольку в школе №1248 учатся ребята с разными особенностями развития, то у каждой группы учащихся пользуются популярностью определенные виды деятельности. Для детей с нарушением зрения наиболее актуальными являются задания «Буквенные ленты» и «Интересные ячейки», в которых учащиеся с большим удовольствием находят спрятавшиеся слова. Эти упражнения помогают облегчить процессы запоминания, активизировать мыслительные операции, избежать зрительного перенапряжения. Задание «Пиксельмания», где, используя данные координаты, надо закрасить клетки определенными цветами и получить красивый рисунок, служит для корректировки пространственной ориентации.

Упражнения «Найди и обведи контуры», «Собери слово из рассыпанных по клеткам поля букв», «Буквы спрятались» пользуются большой популярностью у учащихся с дефицитом внимания. Выполнение этих заданий помогает осуществлять разнообразную поисковую деятельность, что создает благоприятные возможности для развития у учащихся способности планировать, а также является эффективным средством для борьбы с инертностью мышления, воспитывает зрительное восприятие, способствует концентрации внимания.

Для учащихся с нарушением чтения используются такие упражнения, как «Слоговые таблицы», «Слоговые цепочки», «Марсианские стихотворения». Очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия. Как мы знаем, многие школьники при чтении «глотают» окончания слов. Слова как бы отрываются друг от друга в самых неожиданных местах, нарушается фразовая связь, замедляется процесс восприятия. Для коррекции мы предлагаем детям задание «Волшебные словосочетания». Каждая группа словосочетаний представлена в 4 вариантах: 1‑й вариант – словосочетания напечатаны привычным для ребенка шрифтом; 2‑й вариант – эти же словосочетания, но напечатаны стилизованным шрифтом; 3‑й, 4‑й варианты – эти же словосочетания, но изменяются порядок их следования и вид стилизованного шрифта.

У учащихся с нарушением письма наиболее востребованными являются задания с ребусами, анаграммами. Они с удовольствием выполняют упражнения «Запутанное предложение», «Заколдованный текст». В процессе поиска правильного ответа ребята учатся рассуждать и делать необходимые выводы, у них развиваются необходимые предпосылки для грамотного письма. Таким образом, нам удается наиболее точно подобрать те приемы и методы коррекционной работы, которые способствуют успешности каждого ребенка.

Благодаря внимательным и высокопрофессиональным специалистам нашей психолого-педагогической службы особенные ребята получают весь комплекс необходимых им занятий, участвуют в различных фестивалях и конкурсах. Нашей задачей является не только обучение, но и социализация детей, включение их в жизнь класса и школы в целом. Так, учащаяся 4‑го класса с тяжелым нарушением речи, Лена, в этом месяце стала победителем московского конкурса сочинений на темы героизма и подвига героев, истории Отечества и 80‑летия начала контрнаступления в битве под Москвой, проведенного Российской ассоциацией Героев в рамках гранта мэра Москвы к Дню Героев Отечества.

В заключение хочу сказать, что дети с ограниченными возможностями здоровья, наши особенные дети, нуждаются в специальном обучении в условиях инклюзии, которое послужит им проводником в последующую взрослую жизнь. И чем успешнее будет проведено такое обучение, тем легче ребенку будет «подниматься по ступеням» в недалеком будущем.

Татьяна ДВАЛИ, учитель-логопед школы №1248

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте