Рейтинги в образовании теперь дело общественности, а значит, меняются правила игры и наша общая социальная ответственность возрастает. Таковы выводы круглого стола на тему «Роль общества в формировании рейтингов качества образования», прошедшего в МИА «Россия сегодня».
О том, что власть передает эстафету в оценке качества образования родителям и экспертам, свидетельствовал состав участников круглого стола: это и первый зам. министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, и министр образования Московской области Марина Захарова, и директор гимназии №56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес, и председатель Российского студенческого союза Артем Хромов, и ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев. Теперь заказчиками рейтингов могут быть не только органы управления образованием, но и родители, и другие заинтересованные лица. Это позволяет принятый 21 июля этого года Федеральный закон №256-ФЗ, внесший соответствующие изменения в законодательные акты по вопросам проведения независимой оценки качества образования, подчеркнула Наталья Третьяк. Причем критерии и темы рейтингов могут быть самыми разными – от качества питания в школьной столовой до успеваемости учеников. Это не значит, что власть совсем устраняется от мониторинга качества образования, скорее она привлекает на свою сторону активную часть общественности, тем более что курировать мониторинг призваны общественные советы при органах управления образованием. Наталья Третьяк утверждает, что власти нужна такая независимая оценка, и в качестве примера обратной связи приводит введенное в этом году требование ко всем вузам по созданию доступной среды для обучения инвалидов, иначе они просто не получат лицензию. Родилось это требование именно в результате анализа соответствующего мониторинга вузов.Как ни странно, общественность еще не совсем готова к такой активной жизненной позиции, и, по словам Алексея Гусева, новый закон должен простимулировать «молчащее большинство» родителей. Последние, судя по опросам, доверяют не себе, а профессиональным экспертам. Скорее всего в их роли выступят специалисты центров оценки качества образования. А заказчиками – общественные советы. Платить же за проведение мониторинга, вероятнее всего, будут управления образования на местах. Темы для рейтингов предложит главный подобный орган – Общественный совет при Минобрнауки РФ. Как рассказала нам член ОС Майя Пильдес, первые темы должны появиться приблизительно в декабре этого года. А там уже дело за общественностью.
Комментарии