Наш музей – необычный. Он называется музеем Слова и расположен в обычном кабинете русского языка.
Начался он с нескольких витрин-стендов «Как писали раньше», «Что такое слово». Почувствовав интерес ребят к необычному материалу, я стала с ними оформлять новые стенды – «Как работает слово», «Слово и профессия», «Говори правильно» и другие. Кабинет небольшой, поэтому пришлось делать книжки-раскладушки «Рождение слова», «Биография слова».
Многие стенды живут со сменными полосами. Большой интерес проявляется у детей к выставке «Слово в тетради». Сначала идет история ручки, которая начинается с гусиного пера. Представлены перьевая и поршневая ручки, многие видят их впервые. Далее шариковые, масляные, капиллярные ручки… Есть и эксклюзивный экспонат – тетрадь по русскому языку, которой 50 лет. Слова в ней написаны перьевой ручкой с нажимом и волосными линиями. Сюда же выставляем лучшие тетради наших ребят.
Ценность нашего музея в том, что материал все время пополняется. Одиннадцатиклассники издают газету «МЫ», один номер ее хранится в музее, а 20 экземпляров вручаются подписчикам. Пополняется музей рукописными книгами, сборниками стихов. Их авторы – дети. Материал стенда «Слово о профессиях» сменяется регулярно. Иллюстрации с изображением повара, артиста, строителя, военного, шофера, парикмахера вывешиваются с сопровождающими словами из лексики указанных профессий. Ценен и дорог нам стенд «Слово и язык нашего региона». Он знакомит ребят с диалектами Волгоградской области, учит правильно выражать мысли. Здесь же вывешиваем вырезки из областных газет.
Есть архив музея. Изучая повелительное наклонение глагола, дети придумывали рецепты блюд. Получилась поваренная книга с образцами использования указанных глаголов. Знакомясь с разносклоняемыми существительными, дети создали книгу «Слово об именах», яркую, красочную, с фотографиями.
От урока к уроку работы становятся лучше, ведь образцы вывешиваются на стенде «Учимся у учеников». Есть у нас бабушкин сундучок – кладезь народной мудрости. В нем пословицы, поговорки, загадки, детские песенки. В сундучок может заглянуть каждый – он стоит на видном месте.
Старшеклассники облегчили работу учителю при изучении устаревших слов. Они изготовили светец, веретено, рубель, меч. Принесли дети прялку, невод, лапти. Работая над темой «Лексика», ребята создали «Словарь устаревших слов». Он оформлен по всем правилам библиографии. Это уникальное издание не только экспонат, но и учебное пособие для уроков литературы и русского языка. Другая творческая группа придумала «Сборник удивительных диктантов», в котором 35 работ. Каждый диктант имеет орфограммы на определенные правила. При использовании сборника или словаря обязательно называем авторов. В нашем музее вы найдете портрет прилагательного, числительного. Есть иллюстрация дружбы прилагательного с существительным.
Польза от нашего музея огромная. И не только в учебе. Ребята видят, что работы их значимы и в них есть необходимость. Они учатся ценить свой труд и труд других людей, любить свой край. С большой ответственностью проводят они экскурсии по музею.
Каждый ученик внес определенный вклад в работу музея, а значит, прочно усвоил то, над чем он трудился от души.
Татьяна РЕПИНА, учитель русского языка и литературы высшей категории, с. Новоникольское, Быковский район, Волгоградская область
Комментарии