Московские школы славятся своими традициями, образовательные организации чтут и берегут те ценности и принципы, из которых складываются неповторимый стиль и дух, но это отнюдь не мешает им оставаться открытыми современному, интересному, важному. Ведь в воспитании гармоничной и социально активной личности несущественных деталей не бывает. А нового в жизни школы сегодня появилось немало.
Над тем, что позволит растущему поколению расширять духовные и интеллектуальные горизонты, работает огромная команда специалистов из самых разных сфер деятельности. Вот и тренды воспитания в системе московского образования на итоговой в этом календарном году пресс-конференции журналистам представляли и эксперты Департамента образования и науки Москвы, и лидеры общественных движений, и психологи. Инициативы, о которых удалось поговорить на этой встрече, уже прочно вошли в общую образовательную практику, наполнив школьные дни новыми смыслами.
Город как школа
К тому, что образовательные и воспитательные практики могут осуществляться не только в школьной среде, но и в университетах, колледжах, музеях москвичи уже привыкли. «Субботы московского школьника», «Университетские субботы», «Профессиональные среды» пользуются огромной популярностью и у подростков, и у их родителей.
– Мы придерживаемся принципа, – отмечает заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев, – что воспитательный процесс может реализовываться не только в школе, возможностей для создания образовательной среды немало.
Москва, безусловно, обладает мощным ресурсом и такой особенностью, что в процесс воспитания встроено социокультурное пространство города. Как пример – взаимодействие с Музеем Победы.
– Департамент образования и науки города Москвы тесно сотрудничает с Музеем Победы в рамках образовательных и тематических проектов, – рассказывает начальник управления координации воспитательной работы, дополнительного образования и профилактики правонарушений ДОНМ Николай Антонов. – Это церемония принятия клятвы кадет и юнармейцев, награждение победителей проекта «Кубок героев», Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений», реализация образовательных проектов «Исторические субботы», «День кадетского класса в Музее Победы», «Историческое путешествие в Музее Победы», «Лето побед», образовательно-исторический квест «Подвиг народа», интерактивная экскурсионная программа «Битва за Москву. Первая победа», интерактивная экскурсия «Путешествие в историю: вера в победу», реализуемая совместно с Русской православной церковью.
Проект «Подвиг народа» стартовал всего год назад, а уже более 130 тысяч школьников посетили данную экспозицию. Это увлекательный квест, благодаря которому школьники на час-полтора погружаются в хронологию Великой Отечественной войны, а экспозиция музея создает антураж подлинности. Интерес к сюжету с заданиями, в которых надо проявить смекалку и знание переломных моментов войны, вдохновил творческую команду музея и Департамента образования и науки г. Москвы на создание аналогичного интерактива «Битва за Москву. Первая победа». Это еще более личностный квест, раскрывающий судьбу родного города через подлинную историю конкретной семьи. А в ноябре стартовал третий проект, он разработан совместно со столичным Департаментом образования и науки и Русской православной церковью. «Путешествие в историю. Вера в победу» – это интерактивная экскурсия о вкладе верующих людей различных религиозных конфессий в Победу. Она рассказывает ребятам о единении, об общей истории, общей цели, о движении к Победе.
Территория успеха
И все же для того чтобы получить незабываемые впечатления, не обязательно покидать школу, в ее стенах ребята могут осуществить все свои мечты. Сегодня в каждой образовательной организации есть школьный спортивный клуб, объединяющий многие виды спорта и помогающий приобщиться к здоровому образу жизни.
Любому ребенку очень важно ощущать причастность к какому-либо сообществу, и Российское движение детей и молодежи позволяет почувствовать себя членом одной огромной команды.
– Ключевой особенностью этого нового движения является то, – подчеркивает директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара, председатель Московского регионального отделения РДШ Надежда Куранина, – что сами ребята его соавторы. Они выбирают название движения, символы, кричалки, традиции, формируют систему роста, которая будет внутри движения. Очень важно отметить, что учредителями движения стали не только крупные всероссийские организации, такие как Российское движение школьников «Юнармия», движение «Большая перемена», но и небольшие региональные организации. Это говорит о том, что интересы каждого ребенка нашей страны в движении будут учтены. Очень важным является то, что ребята формируют содержание движения и могут активно участвовать в управлении движением. На съезде выбран большой детский совет. Для того чтобы в Москве у нас ребята тоже могли активно включиться в эту историю, мы с сентября запустили акселератор проектов «О! Идея».
Эта инициатива появилась для определения максимального количества команд, которые уже реализуют или готовы реализовать свои инициативы. На сегодняшний день в акселератор проектов подано 227 идей, зарегистрированы 612 лидеров команд, 127 педагогов-наставников.
Московское региональное отделение РДШ дает возможности проявить себя каждому: в столице проходят конкурсы «Вожатый и его команда», «Лидер будущего», «РДШ в эфире», фестивали «На взлет!», «Азбука школьных талантов».
В Москве деятельность органов ученического самоуправления представлена во всех образовательных организациях. Ведь это форма реализации прав детей на участие в управлении, а значит, создание территории успеха своими руками.
Система роста
Педагоги-психологи – важные члены той междисциплинарной команды, которая решает задачи обеспечения психологической безопасности для всех школ, в которые приходят дети.
– На базе каждого межрайонного совета директоров образовательных организаций, – разъясняет директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Любовь Олтаржевская, – созданы и достаточно активно работают психолого-педагогические службы. К ним может обратиться каждый школьный психолог, здесь помогут в любой трудной ситуации.
В каждой московской школе создаются службы примирения. Их цель – развитие психологической культуры и обеспечение психологически безопасной образовательной среды. Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, считают эксперты, будет гораздо эффективнее, если восстановительными практиками овладеют классные руководители, а дети – волонтеры Школьной службы примирения – смогут организовать собственные сообщества.
Специалисты, бесспорно, должны пройти соответствующую подготовку, их деятельность направлена на восстановление отношений между ребятами в тех случаях, когда профилактика не сработала. Проект учит детей разного возраста слышать, понимать и принимать позиции друг друга.
– Если же дети находятся в трудной жизненной ситуации или опасном положении, есть отдельное городское подразделение – служба неотложной психологической помощи. Там работают эксперты, которые готовы прийти на помощь не только ребятам, но и их семьям, – подчеркнула Любовь Олтаржевская.
Инклюзивная культура города складывается из множества событий. Самое яркое, наверное, Открытый московский фестиваль «1+1»: равные условия – равные возможности». В нем каждый, невзирая на здоровье и медицинский диагноз, способен почувствовать себя звездой.
Форсайт профессионального успеха: форсайт-сессии для школьников, направленные на развитие гибких навыков и стрессоустойчивости, стали хорошим подспорьем для юных москвичей. А для взрослых, несомненно, им стал логопедический скрининг «Дар речи», который дает возможность воспитателям, учителям и логопедам овладеть стандартизированными методиками для своевременного выявления речевых нарушений у детей, что позволяет прогнозировать потребности в логопедической помощи в дальнейшем.
Школа – центр притяжения. Это среда для творчества, место, где происходят самые яркие и запоминающиеся встречи, а его неповторимую атмосферу люди, вырастая, помнят всю жизнь. Здесь учатся мечтать и находить пути для воплощения того, что станет главной жизненной ценностью. Значение этих ценностей формируется здесь и сейчас семьей, школой, городом, страной, книгами и фильмами, людьми и событиями. Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, невозможно. Дать правильные ориентиры и пробудить чувства уважения, доброты и отзывчивости – важные стратегические цели для всей системы воспитания.
Лариса ЛИХАЧЕВА
Комментарии