Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

За гранью возможного

Учительская газета, №17 от 28 апреля 2020. Читать номер
Автор:

Как побеждать, несмотря ни на что, но обращая внимание на все

Если посмотреть на нашу жизнь с философской точки зрения, то непременно окажется, что все происходящее с нами аккуратно укладывается в гегелевские законы и принципы всеобщей взаимосвязи, перехода количества в качество, развития, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей. А еще внезапно выяснится, что мы живем, трудимся, достигаем чего-нибудь либо благодаря, либо вопреки кому-то или чему-то. Например, преподаватель биологии Аграрного лицея-интерната Республики Тыва Сайзана Владимировна ЧОМУЖУК имела все предпосылки к тому, чтобы стать общественным деятелем, ученым, политиком. А стала учителем. Почему? Давайте послушаем ее собственные рассуждения…

В биологию я пришла благодаря…

За это огромное спасибо нужно сказать прежде всего моему учителю Любови Петровне Шумовой. Честно признаюсь: биологию как предмет и науку в школе я не любила, а вот учителя обожала как личность и как человека. Она обладает удивительной способностью повести за собой, зажечь даже тем, что вроде бы и неинтересно поначалу. С ней мы занимались научно-исследовательской работой, ставили опыты, выезжали на конференции, участвовали в республиканских и федеральных конкурсах, занимали призовые места. Я полюбила поездки и походы на природу, увлеклась, мне понравилось изучать растения. Поэтому за годы учебы я превратилась в полевого ботаника с большим опытом практической деятельности и огромным портфолио. И когда пошла поступать в Тувинский государственный университет, на факультет биологии и экологии, там меня приняли как свою, ведь преподаватели уже хорошо знали меня по конференциям и научным работам.

…и вопреки

Судя по всему, я сделала это наперекор судьбе. И жизнь могла бы сложиться совсем иначе, если бы я начала развиваться в том направлении, в котором у меня с самого начала все получалось гораздо успешнее. На самом деле мне лучше давались точные предметы, а геометрию я просто обожала именно как науку. Пожалуй, с такими перспективами мне бы однозначно светил технический вуз. Но, как я уже сказала, мне не захотелось плыть по течению, и я решила проложить собственное русло туда, куда меня звал мой учитель. И ни на секунду не пожалела об этом.

В школу попала благодаря…

Я человек неусидчивый, люблю динамику, люблю, чтобы все было оригинальным, самобытным. По­этому, как только поняла, что в школе меня на каждом шагу ждут самые невероятные приключения и сюрпризы, поняла: это мое! Но, справедливости ради, надо признать, что осознание это пришло отнюдь не сразу, пришлось, учась на факультете, попробовать себя в разных ролях. Как известно, многие молодые специалисты, будущие учителя, нередко сталкиваются с трудностями, которые кто-то способен преодолеть, а кто-то нет. Мне повезло, ведь я училась у людей, сумевших внушить мне уверенность в собственных силах, давших возможность поверить в себя. А потом повезло еще раз – я попала в школу, где потрясающий коллектив, с которым не страшны никакие трудности. Конечно, приходится каждый день тратить немало времени на дорогу из города, где я живу, в лицей, где я работаю. Но оно того стоит. Ведь это аграрный лицей, где нужна профильная биология, и для профессионального развития трудно придумать что-либо лучше.

…и вопреки

Вы не поверите, но долгое время далеко не все из тех, кто меня окружал, видели во мне учителя и верили, что у меня получится. Однокурсники и даже некоторые преподаватели считали, что мне с моими математическими способностями имеет смысл пойти работать в банк, переквалифицироваться на бухгалтера или экономиста. К тому же я была общественницей, активисткой, хорошо училась, но люди не думали, что я пойду в школу, скорее в аспирантуру. А некоторые почему-то считали, что я буду развиваться по общественной линии. И когда на 5‑м курсе преподаватель спросил нас, кто не пойдет в школу работать, я подняла руку. Сейчас вспоминаю: те, кто тогда поднял руки, сегодня все в школе! А кто промолчал, те в других структурах.

Проработала в школе вот уже 10 лет благодаря…

Здесь нужно сказать огромное спасибо не только коллегам, но и в первую очередь моим ученикам. Всегда очень приятно, когда выпускники, которые поступили в медицинские и сельскохозяйственные вузы, на День учителя звонят из разных уголков нашей страны и благодарят за все. Это дорогого стоит. Благодарность детей и родителей дарит ощущение того, что ты кому-то нужна. Но благодарность бывает разной: иногда спасибо говорят после урока, а порой спустя годы. Есть дети, которые убеждены, что биология им вообще не нужна. Но после какого-то периода в жизни они все-таки признаются: «Вы лучшая, а знания, которые вы давали, пригодились в жизни». Вот это тоже дорогого стоит!

…и вопреки

Наверное, это в пику всем тем, кто думает, что профессия наша перестала быть престижной. Я хочу помочь им понять: учителей надо беречь и уважать, ибо без них никуда не деться, именно мы помогаем детям сформировать тот фундамент, на котором они в дальнейшем строят здание своей жизни. По крайней мере, раньше было так повсеместно, а сейчас не всегда и не везде. Но надо возрождать былые традиции и делать все, чтобы вернуть уважение общества к благородному труду педагога. Как это сделать? Нужно помогать детям, давать им то, в чем они нуждаются, – любовь, уважение, знания. Но кому я все это хочу доказать? Наверное, все-таки некоему абстрактному сообществу критиков, недовольных учителями, а не каким-то конкретным людям. По крайней мере, я с такими не сталкивалась за все 10 лет работы в школе. Но мы же видим, какой негатив сегодня льется на педагогов со всех сторон. Это неправильно!

На конкурс «Учитель года» благодаря…

Тут снова все упирается в мою тягу к приключениям и неуемную энергию. В 2009 году, когда только начала работать после университета, уже в самый первый год решила попробовать себя в новой роли и поучаствовать в региональном этапе конкурса «Учитель года» в номинации «Молодой специалист». Вы не поверите – заняла 1‑е место даже совсем без стажа! А все благодаря моим вузовским преподавателям и школьным учителям, они дали хорошую базу знаний и практических навыков. К слову, я тогда была еще и в положении, на 7‑м месяце… После этого конкурса (спустя шесть лет)в 2015 году снова решила испытать себя и вышла на региональный этап конкурса «Мой лучший урок», который проводил Благотворительный фонд наследия Менделеева. Там надо рассказать о технологиях, методах, приемах, которые я применяю на своих занятиях. По его результатам меня отправили в Москву, на всероссийский этап. И там я, на удивление, тоже заняла 1‑е место! После этого, как говорится, вошла во вкус. На самом деле я участвую в конкурсах, чтобы обогатить багаж знаний, ведь только в сравнении узнаешь, что многого не знаешь, и понимаешь, чего именно не хватает. Поэтому в 2019 году решила принять участие в самом главном профессиональном испытании страны – Всероссийском конкурсе «Учитель года России». После победы в региональном этапе, где мне пришлось состязаться с более чем сотней коллег, при­ехала в Грозный. Я очень рада посетить этот потрясающий город, увидеть местный колорит, сравнить с нашим регионом. Я поняла, что хоть мы очень далеко друг от друга, многие традиции у нас общие, однако немало и серьезных различий.

На всех этапах подготовки мне помогала любимая учительница Любовь Петровна, которая, кстати, сама участвовала в этом конкурсе, но очень давно. Мне очень приятно, что она в меня верила, делилась секретами и давала ценные советы. Особая благодарность коллегам, директору лицея и всему педагогическому коллективу республики, все меня поддерживали, помогали кто чем может. Помню, когда в регионе мы дошли до финала и стало уже ясно, что я в пятерке, самые разные люди, знакомые и незнакомые, подходили и говорили, что болеют за меня. А самый главный человек в моей жизни – это мой сын, все мои победы благодаря ему и ради него.

…и вопреки

Очень многое на конкурсе я делала наперекор самой себе. Через не могу и не хочу. Да, люди помогают, это замечательно, но все ведь приходится делать самой, поэтому все те месяцы, пока длится подготовка к конкурсу, – это всегда очень тяжелый период в жизни каждого участника. Зато он помогает развиваться, повышает уровень профессионального мастерства, а главное – мою самооценку. Идя на конкурс, я боролась со своей неуверенностью. И доказывала что-то не кому-нибудь, а себе. Если думать, что мой предел возможностей находится вот здесь, то я всегда буду о нем помнить и никогда не сумею продвинуться. Но стоит попасть в ситуацию, которая заставляет меня превысить границы возможного и прыгнуть выше головы, неожиданно выясняется, что пределы допустимого заметно расширяются. В этом главное пре­имущество конкурса.

На всероссийском этапе было очень комфортно благодаря…

Конечно же, хочу поблагодарить народ Кавказа за его гостеприимство. Мы чувствовали себя тут как дома, ни в чем не нуждались. Дети везде одинаковые, но так приятно видеть, когда мальчики и девочки горячо и искренне пытаются помочь каждому педагогу, не важно, какой предмет он ведет и из какого региона приехал! Мы все испытывали стресс, но ведь и они тоже, а уж каково пришлось организаторам… Тем не менее все прошло на высшем уровне и было сделано так, чтобы сгладить любые шероховатости, без которых не обходится ни один конкурс. А еще, конечно же, хочу сказать спасибо «Учительской газете», ведь именно благодаря ей конкурс и появился 30 лет назад.

…и вопреки

На первом уроке у меня получилось не совсем то, что хотела. И я это сразу поняла. Все мы любим заниматься самокопанием, тем более что самоанализ всегда рискует перерасти в самоистязание. И вот как раз вопреки этому я сказала себе: несмотря на то что все складывается не так, как планировала, нужно собрать волю в кулак и идти дальше, ведь кроме урока есть еще и другие испытания. А вообще умение принять удары судьбы тоже полезный опыт, это значит, надо двигаться вперед, несмотря на шишки и ушибы, вопреки неудачам, назло судьбе. И это самое главное, чему мы должны научить наших детей. Жизнь на этом ведь не кончается, значит, надо встать и идти.

Я не отчаялась, хотя и не вошла в «пятнашку», благодаря…

Меня глубоко вдохновили и до сих пор продолжают окрылять педагоги, которых я встретила на конкурсе. Мне довелось работать с ними вместе, преодолевать испытания, бороться со стрессом, помогать товарищам и искренне переживать за них.Как-то даже язык не поворачивается назвать все это соперничеством, конкуренцией. Тут нет такого, что кто-то радуется чужим промахам, поскольку это сразу повышает твои и понижает чужие шансы. Каждый готовится к занятиям сам, со своей группой поддержки, но стоит попросить любого конкурсанта, и все без исключения обязательно придут на помощь, подскажут, принесут что нужно. Тут нет атмосферы жестокой борьбы за существование, как в природе, а есть огромное желание больше узнать друг о друге, о том, кто и как работает, поделиться своими идеями. Страна у нас очень большая, и условия в разных ее уголках тоже разные, поэтому всегда интересно, каким образом люди решают те же проблемы, что и ты. Ради таких курсов повышения квалификации можно пережить любое нервное напряжение и колоссальные конкурсные нагрузки, вынести все и дойти до финишной черты без потерь, а только с приобретениями. Эта мысль всех нас поддерживала не только на конкурсе, но и после него, несмотря на то что кто-то вышел в пятерку, а кто-то не попал в «пятнашку». Это не так важно, на самом деле главное, что все мы остаемся людьми, учителями.

…и вопреки

Все, что случается, к лучшему. И даже если на пути встречаются какие-то темные силы, которые пытаются вставить палки в колеса и сделать так, чтобы все пошло не по плану, надо воспринять ситуацию философски. Ведь это тоже испытание, которое помогает нам стать сильнее, умнее, добрее.

Вадим МЕЛЕШКО, Республика Тыва, фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt