Обогащение культуры речи и умение использовать разнообразные языковые средства является одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве. Эта задача не теряет своей актуальности и в наши дни. Грамотное владение родным языком не просто крайне необходимо человеку в любой из сфер деятельности, но по тому, насколько правильно человек умеет использовать свою речь, насколько грамотно и красиво он умеет выстраивать свои мысли, мы можем судить об уровне его внутренней культуры и духовного развития.
Речь дошкольников отличается естественностью и неповторимостью, и развитие такой ее черты, как образность, может начинаться уже с 5 лет.
Так, зная правила построения связанного текста, педагоги нашей школы учат детей обогащать отдельные фразы с помощью одинаковых по смысловому значению слов. Самый простой и доступный для дошкольников способ связи слов – цепной, где выражается непрерывная последовательность мыслей. Например, дети по двум картинкам могут составлять предложения, обогащая их дополнительными глаголами (Мама варила, собирала, купила, принесла сливы).
Обучая детей составлению рассказа, мы знакомим их с различными средствами связи между предложениями. Например, лексические повторы (Папа принес щенка. Щенок был очень милый.), подбор синонимов (Кукла лежала на полу. Саша не очень любила убирать свои игрушки.), а также местоимений (Поэт сочинял стихи. Он любил творить по ночам.).
Уже в старшем дошкольном возрасте мы учим детей подбирать синонимы и антонимы к разным словам, помогая им составлять более разнообразные высказывания. В игровой форме ребята с удовольствием составляют синонимический ряд. Например, мы предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопрос разными словами. (Какая погода бывает зимой? Холодная, студеная, снежная, морозная).
Для придания эмоциональной направленности речи мы учим детей использовать фразеологизмы. Сначала мы объясняем им значение отдельного устойчивого сочетания, после чего они могут его использовать, украшая свою мысль. После накопления в словаре фразеологических единиц у дошкольников начинает формироваться понимание переносного значения устойчивых выражений с дальнейшим внедрением их в самостоятельные высказывания. Мы стараемся выбирать фразеологизмы с мотивирующим значением и применять их в различных контекстах в повседневной жизни. Например, «как в воду опущенный», «дать слово», «заячья душа», «надуть губы», «сломя голову», «в поте лица», «прибавить ходу».
Большую роль в осмыслении ребенком значений слов играет игровая стихия детской речи. В загадках, считалках, стихах-потешках дети экспериментируют со значениями слов. При разгадывании загадок мы стараемся обратить внимание ребят на образные выражения, которые содержат это описание. Например, при работе над загадкой «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара» (лиса) мы задаем вопросы: «Как ты догадался, что это лиса?» (понимание метафоры), «С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем?» (выделение сравнений), «Как можно по-другому сказать о лисе? С чем ее можно сравнить?». Таким образом, оцениваются понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, вычленение сравнения, эпитетов, осознание метафор.
Важнейшим средством развития образности речи является наблюдение за природой. Малыши, видя объекты живой и неживой природы, начинают выделять и строить образы, которые в дальнейшем превращаются в слова. Мы учим ребят передавать впечатления об окружающем их мире, облекая их в сказочную форму, используя олицетворения, сравнения и эпитеты. Важно помогать ребенку при составлении рассказа или сказки наводящими вопросами, ключевыми из которых будут «Какой?» или «Как?».
Большую помощь в работе по данному направлению нам оказывает использование детской художественной литературы, особенно произведений устного народного творчества. Знакомство с ними способствует развитию чуткости к красоте образного слова. Мы стараемся обратить внимание детей не только на то, о чем произведение, но и на то, какими словами выражается его содержание.
Итак, высокий уровень развития связной речи, появление произвольного воображения и выразительности, готовность к восприятию метафор делают старший дошкольный возраст благодатным для формирования образной речи. Мы стараемся не упустить возможности данного периода и создаем условия для развития воображения, стимулирования речевой активности, стараясь обеспечить благоприятную языковую среду, в которой формируется богатая и красивая речь наших детей.
Оксана ШИЛКИНА, Наталья СИРОТКИНА, воспитатели школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии