Уже почти год Департамент образования с привлечением различных институтов, экспертов-практиков, коллективов, реализующих различные воспитательные системы, решает важнейшую задачу: создание эффективной городской политики воспитания, которая должна затем быть переведена в систему воспитания. Программа развития воспитания в системе образования Москвы должна стать инструментом объединения усилий всех участников воспитательного процесса, заинтересованных в развитии воспитания: педагогических коллективов, вузов, научных институтов, окружных управлений образования, методистов, образовательной общественности, родительской общественности.
Работа по созданию городской политики воспитания шла непросто, что было связано с некоторыми объективными трудностями. На мой взгляд, для того чтобы обсуждать программы развития воспитания, надо отвечать на три вопроса – это вызовы к системе образования со стороны изменяющегося общества, внутренние проблемы развития образования и педагогического профессионализма, наконец инфраструктура детства, проблемы самого взрослеющего ребенка, для которого нужнее взрослый, педагог как собеседник, как партнер, как соратник, вводящий его в мир взросления, тот, кто может его понять, защитить, предостеречь от беды. За этим стоит важнейшая гуманитарная ценность и сохранение детства – важнейшего антропологического периода жизни человека.Разрабатывая программу развития воспитания, в частности, необходимо было ответить себе на вопросы: что значит воспитание в усложнившемся мире, как понимать его роль в современном образовании, какие необходимы новые возможности и задачи? Тем более что в связи с ФГОС нового поколения, инициативой президента «Наша новая школа» вопросы воспитания становятся приоритетными.Что может задавать стратегический горизонт для воспитания, существует ли идеологическая рамка, которая могла бы стать ориентиром? Несмотря на продолжающиеся дискуссии на тему «Нужна ли России идеология?», все большему числу политологов, философов, экономистов, общественных деятелей, педагогов становится очевидно, что без некоторой широкой проблемной идеологической рамки, объясняющей разным социальным группам и стратам, какую экономику и какое общество мы строим в ближайшей и отдаленной перспективе в ситуации глобального кризиса, нормальной устойчивой социальной системы быть не может. Другое дело, что закончился период массовых однообразных идеологий, насильно идоктринируемых с культом вождя, характерных для исходных форм индустриализма. В современных условиях идеология все больше становится похожа по своей структуре на мировоззрения, которые предполагают осуществление личных выборов и самоопределения по отношению к открытым нерешенным проблемам развития общества и опираются на личные образцы действия в коммуникативных сетях.Формирование такой рамки нисколько не противоречит Конституции РФ.Отсутствие на сегодня прорисованной идеологической рамки и корпуса вполне определенных идеологических идей, которые разделяют основные общественные группы, по поводу которых у них есть договор, согласие, делают задачи воспитания подрастающих поколений более трудными. В этих условиях необходимо опираться на понимание общей ситуации, в которой находится наша страна, и значимые ориентационные идеологические идеи, сформулированные российским руководством, – модернизация, инновационность, единство страны, уважение ее истории, сохранение памяти о Великой Победе, а также на систему ценностей, образующих культуру общества. Нам нужна такая система воспитания, где бы становилось возможным обеспечить: инициативную включенность молодого человека в общественную и культурную жизнь страны, ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации; формирование ответственной личности, ориентированной на служение стране, активную гражданскую позицию и интеллектуальное творчество; развитие способностей общественного действия и сотрудничества, формирование предпринимательского потенциала; приоритет духовно-нравственных ценностей над диктатом массового мнения; возрождение в молодежной среде ценностей семьи; приобщение молодых людей к ценности производительного и эффективного постиндустриального труда; развитие умения действовать в демократическом, поликультурном и многонациональном социуме; формирование активного отношения школьников к задачам создания инновационной экономики, научно-инженерной деятельности.В сложившейся ситуации воспитание должно выстраивать систему практик, которая бы отвечала на набор вызовов, ставить такие новые цели воспитания, как: российская идентичность и конкурентоспособность мировоззрения учащихся, система ценностей; способность социального действия; инновационность, самоопределение по отношению к перспективным типам жизни креативного города, за которыми стоит мировоззрение.В условиях быстрого изменения социальных систем, общественных институтов социальная адаптация к изменениям становится неадекватной воспитательной технологией, все большее значение начинает приобретать неадаптивная социализация на основе обучения ребенка методам социального проектирования, самоопределения, выдвижения общественных инициатив, формирования переговорных площадок. Речь идет об инициации гражданско-активной личности, которая правопослушна, уважает законодательные нормы, но готова активно отстаивать свои личные интересы и интересы общественных групп, выступать с новыми инициативами.На основе подхода неадаптивной социализации новые практики воспитания должны решать следующие задачи:I. Российская идентичность и конкурентоспособность мировоззрения учащихся, система ценностей – свободное отождествление себя с российским народом; инициативная включенность человека в общественную жизнь страны; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации.II. Способность социального действия – способность к кооперации, ответственному социальному действию.III. Инновационность – в условиях, когда основная стоимость и капитал в мире все в большей степени оказываются связанными с экономикой знаний, сверхзначима правильная личностно-смысловая ориентация учащегося на возможность занять ключевые позиции в новой формирующейся постиндустриальной экономике развития; правильная профориентация, связанная со значимостью усвоения знаний, – важнейший момент воспитания.В условиях поставленных задач модернизации страны все большую значимость приобретает профессиональное формирование ученых, инженеров, людей, которые могут работать с технологической инфраструктурой, используя постиндустриальные эпистемические подходы к формирующейся экономике знаний. Создание или усиление этих новых практик составляет содержание первых трех перспективных проектов развития воспитания в структуре программы.Встает вопрос: каковы могут быть приоритеты воспитания?Методы воспитания, социализации, формирования людей, уважающих закон и базовые культурные ценности в условиях резких изменений, происходящих в обществе, становятся более важными, чем осваиваемые ЗУНы или информация, но не более чем способность рассуждать, мыслить, понимать, действовать, воображать, сопереживать, умение учиться. Очень важно осознавать, что мы сегодня реально действуем в образовании в условиях конкуренции трех укладов: эволюционировавшего уклада старой советской школы с ЗУНами; информационного, подкрепленного своим инструментом оценки (ЕГЭ); инновационного деятельностного и мыследеятельностного, в том числе закрепляемого в новой генерации стандартов. Приоритеты воспитания и обучения в каждом из этих укладов разные. В условиях деструктивных тенденций в обществе формирование устойчивой системы ценностей, принципов социально приемлемого поведения может рассматриваться как более приоритетная задача, чем усвоение информации. Но не так в инновационно-деятельностном подходе, поскольку основной вопрос в инновационной педагогике – как осваивается то или иное содержание. Учащийся сам должен сделать выбор, принять определенную систему ценностей, а не мимикрировать, не приспосабливаться под навязываемое ему мнение.Соединение форм работы со знаниями и выработка компетенций – институционально востребованных способностей, которые всегда личностно окрашены (человек нечто умеет, что нужно, востребуемо в институциональной структуре, и знает про это), создает условие для глубинной интеграции обучения и воспитания.Одним из важнейших этапов формирования эффективной системы воспитания как равнопозиционной обучению практики внутри единой системы образования мы видим в интеграции и развитии методов воспитания в рамках базового образовательного процесса на основе специального содержания образования (мировоззренческого, личностно ориентированного, метапредметного), внеурочного воспитания, дополнительного воспитания. Важнейший вопрос – создание оптимальных условий для воспитания в конкретном учреждении образования. Здесь очень много для развития современных подходов к воспитанию сделал А.Тубельский. Это связано с развитием среды школы, развитием детско-взрослого уклада школы. Нам важно, на каких культурных образцах, вживленных, включенных в саму ткань повседневной жизни школы, воспитываются дети, каковы стиль взаимоотношений и содержание коллективной деятельности. По-прежнему очень сложной остается проблема разговора на равных без панибратства и присюсюкивания на основе понимания самого подростка исходя из восприятия его проблем, его жизненной ситуации. Без достижения того, что именно педагог становится доверенным лицом подростка, который может оказать помощь в трудной жизненной ситуации, воспитание как способ допитывания до полноценной жизненной дееспособности («юпитрофейн» – это слово пришло из древнегреческого) становится труднодостижимой задачей, подменяемой на морализаторство и формальную чисто вербальную назидательность. Именно здесь необходимо широкое применение игровых методов, арсенала психолого-педагогических подходов.Говоря об укладе школы, мы не можем не упомянуть о необходимости работы с разными контингентами детей. В любой школе в классе учится очень разнородный контингент детей: дети из разных семей, дети с маргинальным поведением, дети разных национальностей, все чаще – дети с ограниченными возможностями и иногда дети из детских домов. Важно, чтобы уровень педагогического профессионализма педагогов, социальная среда школы продвигали все контингенты детей, открывали им новые возможности, обеспечивали эффективную социализацию. Развитие среды и уклада школы – самостоятельное, очень важное направление деятельности, которое также вошло в структуру программы как перспективный проект.Важнейшими вопросами развития воспитания, вошедшими в перечень перспективных проектов, стали: создание системы оценки качества процесса воспитания, аппарата диагностики его результатов; совершенствование системы управления процессом воспитания, в частности, создание в Москве единого воспитательного пространства, опирающегося на эффективную социальную инфраструктуру детства, где возможна интеграция усилий образования и других социальных институтов по воспитанию и социализации детей, общественности. Возможно, важнейший вопрос – развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области воспитательной деятельности: методистов, управленцев, педагогов-предметников, классных руководителей, вожатых, поскольку эффективность педагогов-воспитателей в итоге определит эффективность реализации воспитательных программ.Список проектов открытый – возможны новые предложения по заполнению проектами структуры программы при условии, что это именно проекты по развитию системы воспитания, а не простое вписывание направлений и мероприятий в рамках ранее существовавшей практики воспитания. Воспитательный подход, конституирование единого воспитательного пространства Москвы с ее возможностями на основе единства методов обучения и воспитания может стать маркой следующей программы «Столичное образование».В структуризации программы мы опирались на анализ десятков воспитательных систем в столичном образовании, таких как системы Караковского и Тубельского, воспитательные эффекты информационных подходов к образованию и обучению детей с особыми нуждами Семенова и Булин-Соколовой, проблемы качества воспитания вместе с Московским центром качества, работы по формированию единой инфраструктуры детства Западного округа, формирование инновационных систем в Северо-Западном округе. Но дальше основная проблема – прорыв в педобразовании, подготовке и переподготовке учителя новой формации, который мог бы освоить новые подходы к воспитанию. Программа должна стать основой работы экспертного совета по выдвижению новых экспериментальных площадок и закрытию, подведению итогов на старых. Мы специально чуть задержали работу экспертного совета по приему экспериментальных площадок, чтобы руководствоваться в своей деятельности новым принятым документом. Предлагаемая структура программы, куда вошли приоритеты развития воспитания, основные задачи и приоритетные проекты, должна стать ориентиром для создания целостных воспитательных систем на уровне школы, программ развития воспитания на уровне округа и создать прецедент городской политики воспитания в Москве как инициативный проект московской научной и образовательной общественности.
Комментарии