search
main
0

Юные исследователи

Почему лед плавает в воде?

Сегодня, в эпоху информатизации и компьютеризации, очень важно научить ребенка не только овладевать знаниями, но и развивать у него навык умения добывать знания, мыслить творчески.

Дошкольный возраст предполагает наличие у детей жажды нового, любопытства, стремления экспериментировать.

Исследовательская и проектная деятельность как одна из главных согласно ФГОС ДО мотивирует ребенка на освоение окружающего мира, формирует исследовательское поведение, является фундаментом, для того чтобы психическое развитие было процессом саморазвития.

Исследовательская деятельность с раннего возраста способствует дифференциации восприятия, освоению сенсорных эталонов. Дошкольный возраст – это период, когда познавательно-исследовательскую деятельность развивают сначала в игровой форме, а в старшем возрасте ребенка мотивируют на осознанное понимание, как устроены вещи и мир вокруг нас, и дошкольный педагог помогает упорядочить представление дошкольника о какой-либо сфере жизни.

Развитие познавательного интереса является важной составляющей общего развития ребенка и основой его дальнейшей успешности на школьных ступенях.

Любознательность, интерес ребенка ко всему вокруг, желание освоить новое – основы формирования познания. Эффективным методом познания было и остается экспериментирование, и ребенок готов к тому, чтобы познавать окружающий его мир в процессе практической деятельности.

Развивая познавательно-исследовательскую деятельность у ребенка, педагог развивает и исследовательский тип мышления, который на старших школьных ступенях может способствовать формированию и развитию инженерных направлений в научно-исследовательской деятельности.

2021 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом науки и технологий, а успех будущего ученого закладывается уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольные педагоги, понимая важность задачи, стараются использовать ТРИЗ-технологии, суть которых состоит в побуждении ребенка к самостоятельному решению поставленной задачи и проблемы, детское экспериментирование, которое связано с игрой, трудом и, конечно же, базируется на наблюдении, вовлекают детей в экспериментально-исследовательскую работу.

Важным аспектом экспериментально-исследовательской деятельности является и возможность развития речи ребенка, когда дошкольник формирует цель вместе с педагогом, обсуждает ход опыта, в словесном рассказе описывает все этапы деятельности.

В своей практической деятельности мы сформировали алгоритм, который включает постановку цели проектно-исследовательской деятельности, создание методического пособия – макета как объекта познания, который в дальнейшем будет использоваться непосредственно для образовательной деятельности в дошкольных группах.

Вместе с ребятами были созданы два макета: «Байкал – природная лаборатория» и «Космос – мир неизведанного». В течение нескольких месяцев, во время вечернего круга – самостоятельной деятельности, мы шаг за шагом, поэтапно, используя природные материалы, имеющиеся возможности, создавали методические пособия – макеты, при этом возникало ощущение не только сплоченности детей группы, но и постоянно возрастающего интереса в ходе работы.

Маркером для нас были те многочисленные вопросы, которые возникали у детей в ходе деятельности. И чем больше вопросов задавали ребята, тем сильнее мы, педагоги, понимали, насколько глубоко они входят в тему. Детей интересовало все – от названия космодрома до понятия «Галактика», интерес вызывали и названия планет: Красная планета, Холодная планета, Солнечная система. Уверены, что у дошкольников сформировался стойкий интерес к космосу и неизведанному.

Наличие макета, сделанного собственными руками, вызывало радость и гордость у нас и у ребят, желание у детей и родителей дома прочитать литературу о космосе, найти интересную информацию, а это в свою очередь повышает самостоятельность ребенка, является предпосылкой к развитию познавательного интереса при восприятии окружающего мира.

С другой группой ребят мы создавали макет «Байкал – природная лаборатория». Из рассказов и презентаций дошкольники узнали много нового и интересного об этой мировой жемчужине, о животном мире озера, его особенностях. Особо хотелось донести до детей самое важное – нужно беречь все, что дает нам природа!

Дети активно включались в исследовательскую деятельность, изучая животный мир, свойства и характеристики пресной воды озера.

В исследовательской работе мы с воспитанниками использовали лабораторный инструментарий: лотки, колбы, трубочки, что также вызывало немалый интерес у ребят.

По результатам исследований дети узнавали, что:

– вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей, значит, жидкая вода не имеет формы;

– вода может менять свои физические свойства, переходить из твердого состояния в жидкое, но это происходит при плюсовой температуре, способность изменять свое физическое состояние – это также одно из свойств воды.

Ребята задавали вопрос: «Почему лед плавает в воде?», а мы, педагоги, объясняли, что он легче воды, поэтому и не тонет, что свойства воды могут меняться от растворенных в ней веществ.

Важно, что ребята усвоили самое главное – вода необходима для жизни, запасы воды ограниченны. Нужно беречь и охранять воду от нерачительного использования.

Интересно было наблюдать с ребятами за прорастанием луковицы, помещенной в колбу с пресной водой, они ежедневно наблюдали за увеличением корешка, понимая, что рост обеспечивается наличием воды как компонента питания.

У ребят вызывали интерес и опыты, и работа с макетом, а нам, педагогам, было важно видеть, как мыслит ребенок, как расширяется круг его познания.

В современном обществе востребованы люди, оригинально мыслящие, интеллектуальные, которые в нужное время смогут принять нестандартные решения.

В целом детская исследовательская и экспериментальная деятельность отвечает требованиям концепции модернизации российского образования – воспитание любознательных, конструктивных, с развитым чувством ответственности за судьбу страны граждан.

В основе любой экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности дошкольника лежит жажда познания, потребность в умственных впечатлениях, задача дошкольного педагога – удовлетворить эту потребность ребенка, развивая его интеллектуально и эмоционально, сформировать стойкий интерес к познанию, который сохраняется в школьном возрасте и на всю жизнь.

Лариса ЦХОВРЕБОВА, Олеся ЕРЕМИНА, воспитатели школы №1212

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте