Завершается очередной учебный год, подводятся итоги по разным направлениям деятельности образовательных учреждений. В апреле на протяжении многих лет традиционно заканчиваются региональные этапы Всероссийской акции «Я – гражданин России», предшествующие заочному отборочному туру финала акции, учредителями которой являются Министерство образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета», Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Самарский региональный центр гражданского образования, благотворительный фонд «Сивитас».
Каждый год акция «Я – гражданин России» становится истинным примером патриотизма и гражданской инициативы подрастающего поколения, смотром ярких социальных проектов, разработанных и реализованных в различных уголках Российской Федерации. Московская область – один из регионов, где сложилась устойчивая система проведения регионального этапа акции «Я – гражданин России». В 2012 году региональная конкурсная программа XII акции показала актуальность и злободневность представленных проектов, и это лучшее подтверждение того, что акция стала хорошим средством обретения гражданской зрелости для многих школьников Подмосковья, которые в очередной раз продемонстрировали высокий уровень социализации и активную гражданскую позицию. Как всегда, спектр решаемых проблем был достаточно широк: пропаганда здорового образа жизни, забота о безопасности граждан, восстановление исторической памяти, благоустройство своей малой родины, гражданская инициатива. Актуальность проектов не вызывала сомнений. Из представленных весьма злободневных, направленных на решение острых, неотложных проблем местного сообщества проектов авторитетное жюри определило лучшие среди участников московского областного этапа акции.Первое место заняла команда школы №12 с УИИЯ городского округа Электросталь (социальный проект «Велогородок своими руками», координаторы проекта Татьяна Сотникова и Андрей Мосолов.)Второе досталось командам Детско-юношеского дворца Каширского района (социальный проект «Чистый подъезд», координатор Татьяна Логотова) и дрезненской школы №1 Орехово-Зуевского района (социальный проект «Открытие подросткового клуба», координатор Елена Никитина).А третье место разделили команды Липецкой школы Серпуховского района (социальный проект «Деревенька моя… Возрождение», координатор Татьяна Краснова), реутовская школа №6 с УИОП (социальный проект «Лента памяти», координатор Елена Соенкова).Социальный проект «Велогородок своими руками» учеников 12-й школы Электростали решает проблему отсутствия тренировочной базы для отработки практических навыков поведения детей на дороге. Проблему увидели члены отряда ЮИД, которые постоянно организуют и проводят занятия с учащимися своей школы и воспитанниками подшефных детских садов. Трудность этих занятий – практическая часть. Постоянно возникал вопрос, где отрабатывать навыки пешехода и велосипедиста. Решение организовать школьный велогородок пришло после изучения выбранной проблемы, также его подсказали эксперты. В средствах массовой информации нашлись примеры организации школьных площадок для закрепления навыков управления велосипедами и поведения на дороге. Обратившись к начальнику Управления образования администрации городского округа Электросталь Марианне Кокуновой, инспектору по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД Алексею Трохину, директору школы №12 Наталье Строевой, участники проекта нашли поддержку, одобрение и конкретную помощь.В реализации проекта приняли участие не только школьники, но и педагоги и родители. Кто-то собирал макулатуру и обращался за помощью в управляющий совет школы, чтобы собрать необходимые для реализации задуманного средства. Другие изготовили на уроках труда дорожные знаки. Члены совета старшеклассников согласовали план велогородка с сотрудниками ОГИБДД и нанесли дорожную разметку на отведенном для него пришкольном участке.Было принято решение о переносе элементов велогородка в рекреацию второго этажа школы (для использования в зимнее время) – здесь работали родители. Сценарии занятий и соревнований готовили вместе с педагогами. Школьный велогородок открыт. Его открытие оценили не только дети, но и педагоги (организаторы и участники областного семинара для руководителей ЮИД), которым ребята показали мастер-класс и рассказали о своем проекте. Информацию о результатах работы над проектом разместили на сайте школы – участники проекта готовы помочь советом всем, кто захочет сделать такую же площадку на своей территории. Социальный проект другого плана представили воспитанники Детско-юношеского центра Каширского района. Их проект «Чистый подъезд» направлен на решение важнейшей для всего российского общества задачи – благоустройство подъездов жилых домов. Задумавшись над вопросом, как сделать мир вокруг чище, они поняли, что, выходя из дома, где каждый старается навести порядок, мы попадаем в грязный подъезд. Может, нужно навести чистоту в своих подъездах в первую очередь? Обратившись к жителям микрорайона, подростки выяснили, что большинство горожан считают проблему проекта актуальной. Изучив законодательную базу проблемы, публикации средств массовой информации, встретившись с экспертами, ребята составили грамотный план решения проблемы, в котором четко разграничили собственное участие и социальное взаимодействие.Своими силами участники проекта решили составить паспорта чистоты всех подъездов микрорайона, навести порядок в собственных подъездах, подготовить и регулярно проводить спектакли о том, как содержать в чистоте свои дома, рассказать о своем проекте всем жителям города через средства массовой информации и Интернет. Однако понимая, что все подъезды они не могут привести в порядок собственными силами, а тем более поддерживать там чистоту постоянно, ребята обратились к властным структурам и общественным организациям, которым передали паспорта чистоты подъездов и попросили помочь в проведении городского конкурса на лучший подъезд. По результатам первого конкурса победители получили таблички «Чистый подъезд» и ценные призы. Работа над проектом помогла найти союзников, участники получили навыки общения, провели профессиональные пробы и помогли навести порядок в нескольких подъездах, выступили на собраниях жителей микрорайона. Об их проекте рассказали на телевидении, написали в газете. Отклики жителей были только положительные. Люди говорили, что даже небольшое сообщество сознательных молодых людей может улучшить жизнь вокруг.Следует отметить, что деятельность участников акции, направленная на позитивное решение актуальных проблем, показала их личную заинтересованность в улучшении окружающей социальной среды, умение конструктивно взаимодействовать с различными представителями социума. Все участники Всероссийской акции «Я – гражданин России» считают, что социальный проект дает им возможность соотнести общие представления о социуме, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, их семьи, соседи, учителя.Татьяна ЧЕРНЫШОВА, Раиса МАКАРОВА, методисты Центра развития творчества детей и юношества
Комментарии