Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Москва и москвичи

Юные дипломаты

УГ - Москва, №39 от 29 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Как школьники осваивают территорию культуры мира

Школа №2042 имени Лазаревых с углубленным изучением восточных языков (армянский, арабский, персидский) стала продолжателем традиций Лазаревского института восточных языков, ведущего свою историю с конца XVIII – начала XIX веков. Его главная задача – дать возможность детям любых национальностей изучать языки и культуру Востока, воспитываясь при этом в традициях преданности и приверженности российскому государству.

Школа имени Лазаревых стремится стать территорией культуры мира, где мировоззрение и ценности учащихся формируются на основе общности, объединения. Воспитание толерантности в такой многонациональной и поликультурной стране, как Россия, – задача, выходящая за рамки образования. Это поистине вопрос государственной безопасности и гармонии в обществе. Где, как ни в школе, эту задачу решать?! Ведь толерантность, терпимость по отношению ко всему иному предполагает, прежде всего, знание многообразия мира, в котором живешь, традиций и основ культуры других народов.

На первом плане как основного, так и дополнительного образования в школе Лазаревых – этическая доминанта культур, толерантная культура и навыки межнационального и межкультурного общения. И общение это таково, что более пятидесяти русско­язычных учеников школы выразили желание изучать армянский язык, а дети из армянских семей с неподдельным интересом изучают русскую культуру и историю и демонстрируют большие познания в области русского языка и литературы.

И такой дух царил здесь всегда: и во времена особого училища для армянских детей, и в эпоху Лазаревского института восточных языков. У заведения, продолжателем традиций которого по праву считается школа №2042, богатая история. Учреждение и развитие института Лазаревых неразрывно связано с деятельностью династии Лазарян (Лазаревых), оставивших значительный след в становлении системы образования Российской империи и в общественно-политической ситуации в российском государстве. Эта известная дворянская семья из Ирана, но родом из Армении, сыграла значительную роль в истории армянского освободительного движения во второй половине XVII века и присоединения Восточной Армении к России.

В России семья Лазаревых активно занималась благотворительной и общественной деятельностью, что с завещанием Ивана Лазаревича Лазарева стало фундаментом для создания в конце XVIII – начале XIX века особого училища для армянских детей-беженцев. Именно с этого момента началась история «Лазаревского института восточных языков». В 1814 году произошла торжественная закладка нового здания для училища и вскоре состоялось открытие преподавания и первый набор слушателей. С первых лет работы училища проводились попытки поставить его в ведение Министерства народного просвещения. Предлагались проекты преобразования училища в академию, в армянскую гимназию Лазаревых. Указ 30 июня 1825 года привел к подчинению армянского учебного заведения Москве Главному начальству графа А.А. Аракчеева, а уже в 1827 году училище получило название «Лазаревский институт восточных языков».

В 1834 году император Николай I посетил институт Лазаревых и даровал ему права и преимущества правительственных заведений второго разряда. Помимо подготовки учителей для армянских школ с этого времени открывается отделение для подготовки воспитанников для «торгового поприща».

В 1848 году проводится реформа института и принимается его новый устав, согласно которому Лазаревский институт становится учебным заведением 1‑го разряда. Институту дарованы права лицея. Здесь сохранено духовное отделение, а также отделения для подготовки воспитанников к торговой деятельности и службе в Закавказском крае.

Интересны выдержки из институтского устава того времени – они актуальны и сегодня.
«1) Главная цель Лазаревского института состоит в обучении восточным языкам…в том размере, как они читаются в Санкт-Петербургском университете.

2) установить тесное духовное и политическое соединение обитателей Кавказа с прочими странами России.

3) доставить юношеству средства к воспитанию и образованию в науках, служащих приготовлением к государственной службе, военной и гражданской, и к поступлению в университет, академию…»

С 1872 года институт переходит в ведение Министерства просвещения, позже тут начинают преподавать в качестве факультатива восточные языки: арабский, персидский, турецкий. Особое внимание уделяют истории и культуре стран Ближнего Востока. В советские времена появилась идея о создании института востоковедения и в 1920 году принимается «Постановление об учреждении Центрального института живых восточных языков» (ЦИЖВЯ) на базе Лазаревского института.

В разные годы в Лазаревском институте бывали Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Жуковский, Лев Толстой, Вяземский, Айвазовский, Туманян, Исаакян, Сарьян, граф Лорис-Меликов. Сохранилось письменное свидетельство о том, как встречали в Армянском переулке немецкого ученого и путешественника Александра фон Гумбольдта, приезжавшего в Москву в 1829 году.

Институт стал одним из центров востоковедения и совместно с Московским университетом способствовал созданию московской школы отечественной ориенталистики. В его стенах преподавали и вели научную работу академики Корш, Миллер, профессора Гордлевский, Крымский, Назарянц, Мсерианц, Эмин. Студенты и преподаватели института внесли значительный вклад в русскую науку и культуру.

Школа №2042 имени Лазаревых продолжает сохранять лучшие традиции Лазаревского института восточных языков. Ее коллектив стремится создать в стенах школы «территорию культуры мира», где осваиваются знания русского, иностранных (английского, французского, арабского, армянского, персидского) языков и культур на лингвострановедческом материале, формируются мировоззрение и ценности, объединяющие жителей столицы. А с нового учебного года начинается изучение турецкого языка в сотрудничестве с институтом им. Юнуса Эмре. Кроме восточных языков, в программу базового и дополнительного образования вводится цикл предметов по русскому и армянскому этнокомпонентам. На первом ученики будут изучать древнеславянскую культуру, традиции и обычаи русского народа, современную русскую литературу, на втором – древнеармянскую культуру, традиции армянского народа.

Кроме непосредственно обучения, школа имени Лазаревых тесно сотрудничает с посольством Республики Армения, которое ведет свою деятельность на территории усадьбы Лазаревых, с посольством Исламской Республики Иран, представительством Лиги арабских государств, а также с дипломатическими представительствами ряда арабских государств, которые проявляют и поддерживают инициативы по укреплению межнационального сотрудничества в сфере образования. Такое взаимодействие послужило основанием для создания в школе нового проекта – «Юный дипломат». И, возможно, в недалеком будущем наши выпускники, наученные понимать и принимать все многообразие современного мира, хорошо владеющие восточными и западноеропейскими языками, станут уже дипломированными дипломатами.

Анна МЕЛИКСЕТЯН, учитель обществознания школы №2042 имени Лазаревых

 


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt