У Валентина Пикуля в повести «Реквием каравану PQ-17» есть такие слова: «война – время большого доверия к юности». Пикуль сам в 15 лет стал рулевым на эскадренном миноносце и в Великую Отечественную служил на Северном флоте. Готовили его к службе в Соловецкой школе юнг. Вместе с ним осваивали флотские специальности сотни других мальчишек со всей страны, в том числе ульяновцы.
Из Ульяновской области Соловецкую школу юнг в 1942-1944 годах окончили более сотни ребят. Их юности, их горячему стремлению защищать свою Родину, мстить за своих погибших отцов и старших братьев доверились без ссылки на их возраст. У каждого из этих мальчиков своя трагическая судьба. Многие осиротели в войну, потеряли родных и рвались в бой. В пехоту не брали – слишком малы, прибавить себе возраст удавалось не каждому. А юнга – вроде сына полка, только на корабле. По сути, ученик матроса. Служили юнги и на надводных кораблях, и на подлодках.
Сначала школа юнг была открыта на Валааме. Это произошло еще до войны, в 1940 году. Но как следует подготовиться к службе и стать настоящими матросами ученики школы не успели – осенью 1941 года в боях за Невский пятачок и при обороне на берегах Ладоги и Волхова полегли почти все – из 200 мальчишек в живых осталось не более десяти.
Между тем подготовленные матросы Красной армии требовались безотлагательно, потому что очень много опытных моряков погибло в начале войны, а неподготовленные новобранцы, не видевшие моря и не знавшие корабельной техники, заменить их не могли. Командование это понимало, и в мае 1942 года вышел приказ народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н.Г.Кузнецова о создании на Соловецких островах школы юнг Северного флота. В школе должны были готовить радистов, сигнальщиков, рулевых, электриков, механиков, мотористов и флотских боцманов.
Указом Сталина принимать ребят с 14 лет в Школу юнг военкоматы могли только с разрешения их родителей. Зачисляли лишь добровольцев. В приоритете были комсомольцы. Формально возрастной ценз установили в 14-16 лет, но мальчишки всеми правдами и неправдами приписывали себе годы, умудрялись «потерять» документы, в итоге самому младшему юнге-курсанту на Соловках… едва исполнилось 11 лет. Юноши проходили штурманское дело, кораблевождение, изучали флажной семафор, учились работать на веслах, становились на выходе корабельными электриками, пулеметчиками, мотористами, рулевыми, радистами, боцманами, механиками.
Соловки выбрали во многом из тех же соображений, что и Валаам: море со всех сторон, монастырские помещения под классы и казармы прекрасно приспосабливались, техническая база была, плюс острова находились достаточно близко к зоне боевых действий, при этом прямой угрозы для курсантов не было.
Школа на Большом Соловецком острове базировалась в монастырском кремле и бывшем Савватьевском скиту (12 км от кремля). Практика в школе юнг продолжалась 9-11 месяцев, по 10-12 часов в сутки. Учили не только морскому делу, но и общеобразовательным предметам – русскому языку, математике, естественным наукам. Была даже своя школа танцев: юнга должен мечтать о карьере, а флотский офицер обязан уметь танцевать.
Соловецкая школа юнг Военно-морского флота успела подготовить пять выпусков – три во время войны и два после. 4111 соловецких юнг Северного флота начиная с 1943 года образцово служили на кораблях ВМФ. Они участвовали в речных сражениях на Волге, Днестре, Дунае, Амуре, Днепре, воевали на Дальнем Востоке, проявляли себя в ходе взятия Сейсина и даже в штурме Берлина в качестве морских пехотинцев. Многие юноши получили награды. Из четырех с небольшим тысяч соловецких юнг более 1000 погибли.
Юнги Северного флота, получившие образование на Соловецких островах, стали самыми юными профессионально подготовленными участниками Великой Отечественной.
Светлана БОЙКОВА, преподаватель детской школы искусств №7, Ульяновск
Комментарии