search
main
0

Япония скопировала Америку. У каждой страны свой профиль

В зарубежных странах профильное обучение рассматривается в более широком контексте дифференциации обучения, необходимость которой нигде не оспаривается. Для современных квалифицированных работников любой сферы деятельности требуется как широкая общекультурная подготовка, так и глубокие специальные знания и навыки. Профильное обучение, признают зарубежные педагоги, не только способствует развитию личности ребенка и снижению перегрузки, но и делает процесс обучения более эффективным. В связи с этим в той или иной форме оно осуществляется уже в школе.

Педагогов разных стран беспокоят одни и те же важные проблемы: как выявить различия в учебных планах и программах, установить время введения дифференциации, каким должно быть соотношение обязательных дисциплин и предметов по выбору, обеспечивает ли оно полноправность каждого направления учебы, в какой мере учитываются индивидуальные способности и склонности учащихся, соответствует ли та или иная система дифференциации обучения конкретным нуждам национального производства. И эти вопросы до сих пор не получили однозначного решения.

В разных типах школ дифференциация осуществляется неодинаково. В настоящее время в большинстве западных стран она начинается уже в неполной средней школе на 8-9-м годах обучения и происходит главным образом в виде факультативных занятий или предметов по выбору. На них отводится от 2 до 4 часов учебного времени.

Проблемы дифференциации обучения особенно актуальны для старших классов средней школы, когда у 15-18-летних юношей и девушек более четко проявляются склонности и способности к углубленному изучению того или иного учебного предмета. Одновременно увеличиваются как объем, так и сложность учебного материала. И если школа игнорирует или недооценивает значение этих факторов, то учебный процесс все дальше отходит от оптимального режима.

Средние школы в разных странах решают эту проблему по-разному. Одни – с помощью организации стационарных потоков и секций, т.е. профилей (Франция, Италия и др.). Занятия здесь строятся в соответствии с государственными учебными планами и программами, предназначенными для того или иного профиля обучения. Другие – путем набора учащимися ряда предметов и курсов по выбору наряду с общими для всех предметами.

Ярким примером системы со стационарными профилями (потоками) является средняя школа Франции. Как известно, система образования здесь строго централизована.

Учащиеся коллежа – неполной средней школы – в течение четырех лет занимаются по единым учебным планам и программам. Общеобразовательная подготовка включает девять предметов: французский язык, математику, историю-географию-экономику, граждановедение, иностранный язык, технологию, биологию-геологию, художественное воспитание, спорт. В старших классах коллежа к ним добавляется предмет физика-химия. Всего 22,5-25 часов в неделю.

В 8-9-х классах (цикл ориентации) вводятся предметы по выбору. Подавляющее большинство учащихся коллежей (более 80%) в качестве обязательного предмета выбирают между одним из древних языков или вторым иностранным. На эти предметы отводится 2-3 часа в неделю.

Обучение в трехлетнем лицее – полной средней школе – ориентируется преимущественно на последующие занятия в высшей школе. На 10-м году обучения (класс определения) осуществляется единая общеобразовательная подготовка, которая дополняется предметами по выбору. Все учащиеся занимаются по единому учебному плану, в котором обязательные дисциплины – французский и первый иностранный языки, математика, физика-химия, биология-геология, история-география, спорт – всего 26 часов. Выбор факультативных предметов обширен – древние языки, второй и третий иностранный, биология-медицина, медико-социальные науки, искусство, управление и информатика, информатика и электроника, социально-экономические науки, технология автоматизированных систем. На них выделено от 2 до 4 часов в неделю. Обязателен выбор двух предметов.

Два старших класса (11 и 12-й годы обучения) высокоспециализированные. В этих классах ученики готовятся к экзаменам на поучение аттестата зрелости о полном среднем образовании (диплом бакалавра соответствующего отделения). Обучение идет по четырем профилям (сериям): три из них общеобразовательные – гуманитарный, естественно-научный, социально-экономический и один – технологический. Каждый в свою очередь делится на секции в зависимости от профилирующих предметов. Так, в гуманитарном профиле 4 секции: литература-иностранный язык, классическая литература, литература-математика, литература-искусство. В социально-экономическом – три: экономико-социальные науки, экономика-математика, экономика-иностранный язык. В технологическом – четыре: промышленная и лабораторная технология, медико-социальные науки, технология сферы обслуживания.

В каждом профиле среди обязательных имеются дисциплины, дополняющие обязательную общеобразовательную подготовку, а также 1-3 обязательных предмета по выбору. Так, у гуманитариев профильные дисциплины представлены французским языком, философией, первым иностранным языком, историей-географией; обязательные общеобразовательные предметы включают математику, второй иностранный, древние языки (греческий или латынь), естественно-научные предметы (физика-химия, биология-геология) и искусство. Обязательные факультативные – древние языки (на выбор), второй и третий иностранные языки, литература и математика.

Стационарные отделения и секции с особыми учебными планами и программами существуют также в старших классах средних школ Италии, Испании, Нидерландов и Дании и в некоторых других странах. При этом четко выявляются национальные особенности. Например, в трехлетней гимназии Дании (10-12-й годы обучения) образуются, как и во Франции, гуманитарные и естественно-математические профили. Но своеобразие датской системы состоит в том, что в 11-м классе гимназий различий в обязательных учебных планах разных секций меньше, чем в десятом, а в выпускном классе обязательные учебные планы абсолютно идентичны.

Если в одних странах профили организуют в рамках одной школы, то в других существуют целые сети подобных учреждений. Так, в Италии полное среднее образование, которое дает право поступления в вузы, можно получить в нескольких типах лицеев: классическом гуманитарном (здесь делается акцент на изучении латыни и греческого), лингвистическом (тут преимущественно изучаются современные языки и социальные науки), естественно-научном, экономическом, технологическом, актерском и музыкальном, а также в художественной академии. Внутри лицеев есть несколько направлений учебы по областям знания. Например, в классическом – отделения греческого, латинского языков, а также древней литературы.

В ФРГ полное среднее образование можно получить в гимназии. В 80-е годы к трем традиционным гимназиям (естественно-математическим, древних и современных языков) были добавлены специализированные гимназии – социальных наук, экономические, музыкальные, технические. В гимназиях обязательные дисциплины и предметы по выбору, составляющие в сумме 30 часов в неделю, находятся в соотношении 2:1. Обязательными являются: немецкий язык, иностранный язык, обществоведение (или история), география, социология, экономика, математика, физика, химия, биология, философия, религия, изобразительное искусство.

Старшие средние школы США включают три профиля: академический, общий и профессиональный, на которых занимаются соответственно 43%, 30% и 27% учащихся. За последние десятилетия выросло число учащихся на академическом и сократилось число занимающихся на профессиональном профиле. Некоторые школы вообще отказываются от профессионального профиля. В 11-12-х классах (двух последних годах обучения) за счет обязательных и выборных курсов необходимо набрать определенное количество зачетных единиц для получения диплома об окончании средней школы. За зачетную единицу принимается курс, изучаемый учеником в течение года по пять уроков в неделю. Если в 50-60-е годы достаточно было набрать 16-17 единиц, то в 80-е годы количество необходимых для диплома единиц возросло до 25-27, а в настоящее время в некоторых штатах и до 30 единиц. Обязательные предметы в 11-м классе включают английский язык, математику, обществознание и физкультуру. Все чаще включают обязательное изучение курса естественно-научных дисциплин хотя бы в течение одного года – в 11-м или 12-м классе.

Аналогичным образом строится профильное обучение в старших средних школах Японии, которая во многом копировала американскую систему образования после второй мировой войны.

Важно отметить, что учащиеся, окончившие школу по одному из академических профилей и получившие диплом, могут поступать в вузы без дополнительных экзаменов. Преподавателей для полных средних школ готовят университеты, где после окончания трех- или четырехгодичного курса обучения по специальности будущие учителя занимаются один год на педагогическом факультете.

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, зав. лабораторией изучения образования в зарубежных странах ИТОП РАО, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте