search
main
0

Ямбург-сити. или Каким быть школьному сайту

Хотите завести школьный сайт? Пожалуйста. Но сначала следует понять: каким ему быть, зачем он нужен? Я проанализировала работу 26 сайтов образовательных учреждений одного из московских округов, и вот что получилось. Треть адресов оказалась недоступной по той или иной причине. Доступные сайты были условно разделены на три группы с точки зрения информационной ценности:

«живые» и интересные для любого посетителя (учителя, учащегося, родителя);

созданные учащимися (сайт-проект о жизни школы);

сделанные по заказу администрации к какому-либо событию, но не развивающиеся (сайт-визитка).

В первую группу попали школы «с именем», которым есть чем поделиться с коллегами, осознающие важность «сетевого имиджа», таких менее трети. К ним примыкают школы (их большинство), где «сайтостроением» занимаются неравнодушный учитель-энтузиаст и его ученики. И, наконец, в третью, немногочисленную, группу вошли ОУ, которым удалось найти ресурсы на разовое мероприятие, но не удалось организовать постоянную работу по обновлению контента. Однако в любом случае хорошо, когда у школы ЕСТЬ САЙТ даже в виде визитки, содержащей красиво оформленную справочную информацию для родителей и педагогической общественности.

Структура, внешний вид и наполнение сайта в каждой конкретной школе определяются целью его создания. Цели:

представить в сети особенности своего ОУ;

дать возможность педагогам и школьникам приобщиться к сетевым технологиям;

для отчета.

С точки зрения эстетической ценности также выделилось три группы:

интересный оригинальный дизайн;

дизайн достойный, но стандартный;

дизайн слабый.

В первую группу попало более половины сайтов, что легко объяснимо: в школе работают творческие люди. Остальные разделились примерно поровну.

Наконец, мы попытались определить, кто создает школьный сайт и наполняет его содержанием. Чисто «детский» сайт, где старшеклассники рассказывают о себе, любимых и чуть-чуть о школе, встретился один раз. Большинство сайтов разработано и сопровождается взрослыми, сильна педагогическая составляющая, а дети представлены видеорядом и творческими проектами. Сайты, созданные учащимися под руководством учителя, живо рассказывают о событиях школьной жизни и слабо – о педагогическом процессе.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьные сайты очень разные, нестандартные, и это хорошо. Это означает, что учителя и ученики используют возможности интернета для нерегламентированной творческой деятельности и общения. В то же время налицо технические и организационные проблемы, мешающие ряду школ участвовать в данном процессе.

Не претендуя на знание ответа на вопрос «как делать сайты?», мы расскажем о создании и развитии сайта Центра образования № 109 (www.sc109.ru).

Первый сайт появился в январе 1999-го и просуществовал три года. Это была инициативная работа сотрудника компьютерного центра школы, нашего выпускника. Директор помог составить перечень разделов: Ямбург-сити, Школа для всех, Инновации, Традиции, История, Проекты, После уроков и новостная лента «Жизнь школы». Обновление информации сначала выполнял автор сайта, затем другие сотрудники, тексты и фотоматериалы подбирал руководитель компьютерного центра.

Осенью 2001 года началась работа над новым сайтом в связи с организацией на базе ЦО-109 курсов по переподготовке педагогических кадров и необходимостью публикации в сети соответствующих материалов. К этому времени дизайн сайта устарел, а его создатель стал профессиональным веб-дизайнером. Его-то и пригласили делать новый сайт, на этот раз не «за интерес».

Разработка концепции проходила методом «мозгового штурма» в кабинете директора. Решено было сделать три раздела (Учителям, Родителям, Учащимся), каждый со своей структурой и системой меню. В приемке дизайна принимала участие вся школьная администрация, а в подготовке материалов – вся школа. Труднее всего было разместить постоянную информацию, слишком много ее собрали. В декабре под нажимом директора работу удалось завершить, первая «новость» гласила:

2001, ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ

Работа над новым сайтом школы

Затем сайт перешел в режим функционирования, когда новости обновляются регулярно, а остальные страницы – по мере необходимости.

В обслуживании сайта принимают участие несколько человек: руководитель проекта, Веб-мастер и технический специалист. Кроме того, в подготовке новостей всегда участвовала школьная редколлегия во главе с руководителем кружка. В 2003-2004 учебном году вместо бумажной мы решили выпускать электронную газету и размещать ее на сервере локальной сети. Однако газета получилась настолько удачной, что теперь она размещается на сайте, а из кратких новостей на нее даются ссылки. Ссылки даются и на отдельные страницы, посвященные значимым событиям, например, созданию школьного киноклуба.

Как и большинство школ, Центр образования № 109 публикует на своем сайте наиболее удачные творческие проекты учащихся. А вот педагогическому составу внимания уделяется недостаточно: отсутствует рубрика «Обобщение опыта работы конкретного педагога», нет ссылок на полезные образовательные ресурсы, нет общения школьного психолога с родителями (идея, «подсмотренная» на одном из сайтов).

Рассмотрим содержание раздела Учителям. Первый подраздел посвящен переподготовке педагогических кадров и включает образовательную программу и учебные планы. В подраздел Жизнь школы входят Новости, Традиции, История. Описанию модульной структуры Центра образования посвящен соответствующий подраздел. Особый интерес представляет подраздел Адаптивная школа, включающий страницы: Модель: теоретический аспект, Педагогическая философия и ценностные основания, Экспериментальная и научно-методическая работа, Система воспитательной работы, Медико-психолого-педагогическое обеспечение, Управляющая система. Перечень неплохой, здесь есть место и ученому, и психологу, и конкретному педагогу. Проблема обычная: отсутствие времени для документирования событий из-за активного участия в событиях. Если новостная лента «кричит» о том, что ее забросили, датой последней новости, то научно-методические материалы и результаты экспериментальной деятельности лишь косвенно показывают, когда они появились. Своевременное обновление данной информации – забота руководителя ЭД.

Раздел Родителям содержит конкретные данные об учебно-воспитательном процессе. В школе, где число классов в параллели порой достигает десяти, не удастся публиковать на сайте достоверную информацию о расписании и успеваемости учащихся. Достаточно давать результаты конкурсов и олимпиад, по возможности с видеорядом.

В разделе Учащимся информация структурирована по двум разделам: Где мы живем и Как мы живем. Здесь максимально используется работа детей, начиная с текстов, описывающих особенности модулей ЦО-109, и кончая творческими проектами и электронной газетой.

Второй сайт Центра образования № 109 существует два с половиной года. Это совсем немало. В «сайтостроении» изменились подходы к дизайну и навигации, появились новые технологические решения. Многие школьные педагоги овладели ИКТ и научились оформлять свои методические материалы в электронном виде. Школа активно работает над формированием единого информационного пространства. Пора подумать о модернизации сайта, определяющего лицо образовательного учреждения.

Один из главных вопросов: кто, когда и из каких побуждений будет осуществлять работу по модернизации и сопровождению сайта в новых условиях. По нашему мнению, дети обязательно должны участвовать в этой работе, но она будет успешной только при ведущей роли педагогов. В конечном счете, человек, принимающий решение, – это директор школы, он определяет, каким быть сайту и каким образом наладить работу по его созданию и администрированию.

Тамара СЕВЕРОВА, учитель информатики, зам. директора, по информатизации Центра образования №109, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте