search
main
0

«Яблочко», крепость, импровизация

Танец учит понимать друг друга

Танец выражает характерные черты каждого народа, особенности нравов и уровень цивилизованности общества.

Комитас

 

Мы живем в непростое время, когда особенно актуален вопрос сохранения национального культурного наследия, ведь это способствует воспитанию в обществе патриотизма и национального духа. Использование комплексного подхода становится необходимым для эффективного воздействия на целостное развитие человека. Уникальным средством комплексного воздействия на патриотическое воспитание подрастающего поколения является народный танец.

Народные танцы помогают приобщить детей к истокам своей культуры, а также учат уважать другие народности. Среди воспитательных функций можно выделить также формирование эстетического вкуса, нравственных качеств, чувства коллективизма.

Искусство танца помогает развивать личностные качества ребенка. Занимаясь хореографией, дети учатся выдержке, проявлению эмоций. Танцы раскрепощают, помогают справиться с застенчивостью, тренируют характер, учат добиваться целей. Когда ребенок занимается народными танцами, он не только воспитывает свой характер, формирует эстетический вкус, но и познает традиции своего народа. Народные танцы учат уважительно относиться к своим корням, сохранять память поколений, приобщая детей к истокам и традициям народной культуры.

В школе №2042 имени Лазаревых учатся представители более 70 народностей. Мы назвали нашу школу территорией мира. Но невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, уважать культуру других народов. И здесь народный танец также выступает средством воспитания толерантности.

Любая концертная программа в школе включает блок народных и стилизованных народных танцев. Это русские народные танцы (хороводы, кадриль, калинка), кавказские (лезгинка, исламей, зилга кафт), армянские (кочари, ярхушта, берд), греческие (сиртаки, зейбекико), цыганские, таджикские, узбекские, киргизские.

В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера и души русского человека. Он отличается индивидуальностью. Для мужской пляски характерны удаль, широта души, юмор. Женский танец отличается плавностью, величавостью, легким кокетством. Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца – это пляска. К русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы.

Кавказские танцы – это не просто разнообразие движений, широкий диапазон сложных ритмов, пластика тела, но и отражение культурной среды, особенностей этикета, манеры поведения. В этих танцах отражаются мужское начало партнера, экспрессия, глубокое уважение мужчины к женщине.

Лезгинка – самый известный и популярный танец у народов Кавказа. Изначально танец носил символическое значение, его исполняли перед битвой и охотой. Карачаевцы называют его «стемей», дагестанцы – «лезгинка», кабардинцы – «исламей», абхазцы – «апсуа», осетины – «зилга кафт».

Армянские народные танцы сформировались и достигли расцвета еще в дохристианское время на территории Армянского нагорья. Армянские танцы дошли до нас с небольшими трансформациями, сохранив свои движения, а также структурную и музыкальную характеристики. Существует множество видов армянских танцев: мифические, лирические, военные, танцы – поклонения божествам, связанные с охотой.

Например, кочари – это имитация движений овна, который символизирует силу, мощь и борющийся дух. Первоначально это был танец военной победы, который исполнялся только мужчинами.

Берд (крепость) – военный танец, малой родиной которого является Васпуркан. Его танцуют только мужчины. Изначально была такая игра – гмбетахах, во время которой люди, стоя на плечах друг друга, создавали крепости. Позже эта забава перешла в танцевальную композицию. Танцоры во время исполнения показывают процесс возведения оборонительных стен крепости, которая строилась для защиты территории.

Тема эта безгранична. Но лучше, конечно, смотреть, как исполняют эти танцы наши учащиеся и воспитанники.

Таким образом, приобщая детей к танцевальному искусству, мы воспитываем в них патриотизм и гражданскую идентичность. Значение обучения танцу многогранно, воспитательный потенциал – огромен. В этом важном деле нам помогают педагоги дополнительного образования, лучшие хореографы, которые обу­чают и воспитывают наших детей. Их роль велика. Они занимаются эстетическим воспитанием детей.

Исполнительское мастерство педагогов восхищает детей. Они подражают педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить стиль работы педагога. Занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания.

Еще древнегреческий философ Платон сказал: «Настоящее образование включает умение хорошо петь и танцевать».

Роза МНОЯН, документовед школы №2042 имени Лазаревых

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте