search
main
0

Я так думаю

Развитие любого общества зависит от одаренных, талантливых людей, причем, чем их больше, тем выше скорость развития, на подъеме оказываются и наука, и производство. Естественно, чем меньше талантов, тем «серее» общество. Одно дело, когда перед тобой взрослый человек, определившийся на своем жизненном пути, закаленный обстоятельствами и временем, совершенно другое – когда речь идет о талантливом ребенке, делающем лишь первые шаги в своем личностном развитии. Ведь ему еще предстоит пройти через образовательную систему, и только если она не будет агрессивна к нему, маленькому человеку, таланту, гению, раскроется его природная сущность. А ведь возможна ситуация, когда то, что заложено природой и могло бы привести к научному открытию, к прогрессу, никогда и не раскроется. И никто, даже сам человек, не узнает, что мог бы сделать этот мир чуточку лучше и счастливее.

В столичных городах для таких самородков создают специальные программы, специализированные образовательные учреждения. Но сколько одаренных ребят из глубинки, юных «ломоносовых» не дойдут до столицы и никогда не раскроют себя. К сожалению, в настоящее время не отлажена система по работе с этой категорией детей, начиная с их поиска в самых удаленных уголках нашей бескрайней России, заканчивая их обученим в специализированных лицеях, гимназиях, вузах. Если на первых этапах педагоги еще как-то пытаются осуществлять поиск маленьких гениев, выезжают в отдаленные поселки, убеждают родителей, организовывают заочные школы, то внедрение индивидуальных образовательных программ для одаренных детей идет с большим скрипом.

Но предположим, что все сложилось удачно: одаренный ребенок был вовремя обнаружен, его пригласили на обучение в школу именно того направления, которое позволит раскрыться природным задаткам личности. Ребенок заканчивает школу и… Поступает в вуз? Да, поступает, но опыт показывает (вот она, самая серьезная проблема), что на первом и втором курсах такие студенты пребывают в полном недоумении. Все настолько просто и в некоторых случаях даже примитивно, что познавательная активность снижается. И те знания и навыки, с которыми они пришли в вуз, остаются лишь багажом – «закрытым чемоданом», который будет изредка открываться на третьем курсе, а то и вовсе оставит о себе лишь воспоминание.

Конечно, между школой и вузом существует преемственность, но, к великому сожалению, именно на одаренных детей особого внимания почему-то никто не обращает.

Если бы с самого начала им были созданы особые условия, то уже к пятому курсу можно было бы иметь не дипломную работу, а, скорее, диссертацию. Но для этого надо продолжить обучение по индивидуальной программе, работать с такими студентами в учебных исследовательских и научно-исследовательских группах, лабораториях. Но, увы, пока все попытки взаимодействия по данному направлению не увенчались успехом.

Но по-настоящему пугает то, что полностью отсутствует механизм возврата этих талантов в свои районы, города, в свою страну. И это даже не проблема, а беда, потому что мы растрачиваем не просто потенциал отдельно взятого человека, но целого государства. Разве можно убедить одаренного человека вернуться «домой» на низкую заработную плату, при этом дав понять, что его исследования, его «светлая голова» тут никому не нужны.

Вот и получается, что, с одной стороны, одаренные дети – условие поступательного развития общества, с другой – комплекс нерешенных проблем, стоящих перед этим самым обществом. А решать их надо, так как природа не случайно одаривает гениальностью лишь избранных.

Инна КАРАКЧИЕВА, зам.директора Коми республиканского физико-математического лицея-интерната, учитель года Республики Коми-2000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте