«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» – эти слова классика невольно вспоминаются при обращении к вечной теме, встающей перед каждым, кто входит в класс или аудиторию.
На протяжении тысячелетий миллионы педагогов учили детей прежде всего тому, что чувствовали, понимали, принимали сами. И не важно, где происходило дело – под темными каменными сводами пещеры или в современном классе с доступом к интернету, – главным условием продуктивного обучения испокон веков является внутренняя убежденность учителя в том, что его слова верны и истинны. Только тогда ему поверят дети. Только тогда у него возникнет ощущение удовлетворения от великого действия – труда по созданию нового человека.
У российского педагога только сейчас появилась возможность самому определять, чему и как учить детей. Ранее это были безжизненно жесткие догмы образовательной политики государства, которые не только не позволяли делать собственный выбор, но жестко карали за малейшее отступление, за шаг вправо или влево. Знаменателен сегодня сам факт обращения руководителя Министерства образования и науки с этим вопросом к учителям. Это факт, свидетельствующий о свободе российского образования, это долгожданное признание ценности ежедневного кропотливого и очень тяжелого педагогического труда.
Итак, чему учить? Математике, химии, физике, бизнесу, хореографии, программированию? На мой взгляд, в первую очередь надо учить добру, справедливости, честности, толерантности и гуманизму, любви к своей Родине. Учить каждую секунду урока (и после уроков, и на улице, и повсюду, ведь расхождение слов и поступков называется не иначе, как лицемерием), учить всеми средствами, которые есть в арсенале учителя – взглядом, интонацией, улыбкой, поведением. Вести к высоким духовно-нравственным ценностям – значит создавать личность. Личность будущих воинов, которые не дрогнут в бою и не продадут оружие врагам. Личность тех, кто завтра встанет к пультам управления атомными реакторами и не допустит аварий. Личность врачей, которые в зной и ледяную стужу поедут к смертельно больному человеку и не будут наживаться на чужой беде. Личность министров, которые не смогут не видеть, как в слезах считает последнюю копейку своей нищенской пенсии старушка.
Только здесь возникает проблема – в баллах личность не измеряется. И ЕГЭ по такому вопросу, как человечность, ответа не даст. А это значит, что, если самим фактом введения прокрустова ложа ЕГЭ дан такой главный ориентир, как количество знаний, приоритетность ценностей сама собой останется только на словах. И вопрос «Чему учить?» задавать бессмысленно – все определено контрольно-измерительными материалами, общее и частное содержание которых остается тайной для детей и педагогов до момента экзамена. И неизвестно, есть ли ответы на эти вопросы на страницах учебников. И замирают сердца учителей, бросающих все и с утра до вечера занимающихся с детьми элементарной зубрежкой. Тут не до ценностей – скоро ЕГЭ…
Теперь о знаниях по предметам. Убежден, что главным для ребенка сегодня является умение учиться – находить ответы на интересующие вопросы, перерабатывать информацию, излагать ее. То есть нужно учить работать с документами, справочниками, словарями, учебной литературой. Это – фундамент интеллекта. Будут развиты эти умения – будут прочными знания. Но, может быть, думающие люди в России сегодня не нужны?
Ученье – это свет. Свет далеких галактик и окон родного села и города. Свет будущих открытий и свершений. Давайте же бережно хранить и нести этот свет новым поколениям нашей могучей Родины!
Роман Абрамов, учитель биологии Безукладовской основной общеобразовательной школы, учитель года Тамбовской области-2004, Токаревский район
Комментарии