Делая первые шаги в педагогике, порой я задавался вопросами: чему учить, обучая физике; зачем вообще ученикам нужна моя любимая физика? Как, обучая физике, помочь ученикам не только освоить накопленный человечеством опыт и построить естественно-научную картину мира, но и, прикоснувшись к творческому наследию, осознать, сколь труден путь личностного становления тех, кто открывал тайны законов и формул, тех, чьи творения прошли сквозь века и останутся в веках?
Я отчетливо осознаю, что жизненный опыт у большинства моих учеников будет иным, чем тот, в котором рождаются открытия. А что если попытаться превратить урок в экспериментальную площадку, на которой ученики-исследователи проводят опыты, устанавливают закономерности, открывают законы, ошибаются и вновь движутся вперед? Что если попытаться расширить границы урока, превратив его посредством эксперимента в пространство, в котором через сухие формулы закона всемирного тяготения, через символы и цифры в воображении ребят возникает картина движения тел во Вселенной (а при изучении строения атома – жизнь микромира). В поисках ответа я вновь и вновь возвращаюсь к высказыванию великого педагога Иоганна Генриха Песталоцци, исключительно точно определившего путь познания: «Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».
Если на уроке у учеников формируется способность к самопознанию, к саморазвитию, то эта тяга к знанию, поиску, эксперименту проникнет и в иные области их деятельности, станет одним из определяющих качеств личности, способствуя профессиональному, гражданскому и нравственному становлению. Урок, на мой взгляд, должен быть полем замыслов, проб и рискованных решений, урок – это место ученических инициатив, это пространство, в котором возникает ситуация успеха, где рождается самооценка, где формируется личность. Мне очень импонирует мысль Льва Выготского о том, что ученик не губка, жадно и полно впитывающая в себя знания: «Знание, не проведенное через личный опыт, вовсе не есть знание».
Образовательное пространство необходимо построить таким образом, чтобы ученик получал не только полное, целостное представление об изучаемом явлении (объекте) и навыки его практического применения, но и имел возможность развивать представления о нравственности и морали.
Как же создать условия, способствующие формированию жажды открытия, опыта анализа и синтеза, процессу личностного становления? Я полагаю – путем создания в классе атмосферы поиска. Как справедливо заметил в свое время великий русский поэт и педагог Василий Жуковский, необходимо «стараться сделать и предмет, и учение привлекательными, возбуждая любопытство, владея вниманием, питая воображение, говоря сердцу, – словом, сколько можно действуя на всего человека».
Всегда ли верны утверждения, что на уроке нужна максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала? Может быть, стоит сознательно создавать затруднения как отправные точки развития мысли учащегося? В подтверждение этого можно еще раз привести высказывание одного из выдающихся русских психологов первой половины ХХ века Льва Выготского: «…мышление всегда возникает из затруднения. Опыт дает материал, из которого мышление строит».
Чему же я хочу научить своих учеников?
Вновь и вновь открывать для себя мир. И нет ничего прекраснее строк Блейка:
В одном мгновенье – видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка.
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Александр КИСТАНОВ, учитель физики СШ №60, учитель года Пензенской области-2004, bossfel@ tl.ru, Пенза
Комментарии