Высокий темп развития общества XXI века актуализирует необходимость формирования у личности умений адаптивной и преобразующей деятельности в различных средах ее жизнедеятельности. В связи с этим происходит смена парадигм образования: от знаниевой, в которой полученное знание – самоценность, к компетентностной, рассматривающей образование как инструмент для решения разнообразных проблем, возникающих в жизни человека. Таким образом, ведущим теоретическим основанием современного образования становится деятельностный подход, предполагающий значительные личностные усилия для поиска и осмысления учебной информации, а также преобразования ее в компетентности.
Суть компетентностного образования заключается в том, чтобы человек умел активно использовать свое образование в практической повседневной и профессиональной жизни. Реализация компетентностного подхода в практике общеобразовательного учреждения связана с существенными изменениями его образовательной среды.
В содержании образования должны быть четко сформулированы общие учебные компетентности и компетентности отдельных учебных предметов, отражающие прикладное значение каждой дисциплины учебного плана. Вслед за образовательными стандартами придется разрабатывать новые учебные программы по всем предметам.
Обновленное содержание образования предполагает создание соответствующих ему учебно-методических комплексов, а его реализация – современных технологических решений. Таким образом, проблема, связанная с применением современных образовательных технологий, перейдет из единично-экспериментального формата в массово-практический. Несомненно, многократно возрастет потребность в компьютерном оборудовании и разнообразных медиаресурсах.
Новые технологии обучения переводят на новый качественный уровень систему коммуникации между участниками образовательного процесса, создают условия для реальной реализации идей индивидуализации обучения и педагогики сотрудничества.
Все эти изменения образовательной среды школы предполагают существенное повышение квалификации, а во многих случаях – переподготовку и педагогов, и администрации. В этом процессе обучение педагогических работников уступит место самообразованию, многократно возрастет роль методических служб образовательных учреждений.
Комментарии