search
main
0

Я по-прежнему такой же нежный… Тема «Любовь в творчестве Сергея Есенина». Старшие классы

Цели: познакомить с уникальным художественным стилем Есенина.

Ход урока

1. Звучит мелодия.

2. На ее фоне ученик читает стихотворение «Письмо к женщине».

Ведущая:

В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества. В ней и пленяющая душу сила поэтического дара Есенина, и его порой младенческая идейная слабость. В ней полнокровная, искренняя радость юноши, заново открывающего удивительный, прекрасный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений, преодоление которых сопровождалось мучительными разочарованиями и противоречиями. Его стихи – «половодье» самых сокровенных, самых интимных и светлых человеческих чувств. Он не «делал» стихи – они лились из него, они вырывались у него из глубины души.

Ведущий:

Одна из важнейших тем Есенина – тема любви к женщине. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность этого чувства.

Юный Есенин мечтал о чистой и светлой любви. Часто в его стихах перекликается в это время образ девушки и березы – олицетворение чистоты и юности. Звучит стихотворение «Зеленая прическа…».

Березка? В платье белом? Тоскует у пруда? Уж не о той ли это девушке в белом? Да и посвящено стихотворение «Зеленая прическа…» Лидии Кашиной, молодой помещице, в которую был влюблен Есенин.

Сергей Есенин эмоционально переживал изменения в жизни, в частности любовь. Он очень быстро увлекался, но мог так же быстро отречься от нее. К примеру, первая любовь закончилась довольно внезапно и неопределенно. Обратимся к письмам.

12 июня 1913 года.

Здравствуй, Маня!

Глубоко благодарю тебя за письмо. Маня, я не виноват совершенно в нашем периоде молчания. Ты виновата кругом. Я тебе говорил когда-то, что я думаю, что приношу людям, которые меня окружают, несчастья, а потому или я их покидаю, или они меня. Я подумал, что я тебе причинил боль, а потому ты со мной не желаешь иметь ничего общего. С тяжелой болью я перенес свои волненья. Мне было горько и обидно ждать это от тебя. Ведь ты говорила, что никогда меня не бросишь. Ты во всем виновата, Маня. Я обиделся на тебя и сделал великую для себя рану. Я разорвал все твои письма, чтобы они более никогда не терзали мою душу. Ведь ты сама понимаешь, как тяжело переносить это, но виновата ты. Я не защищаю себя, но все же ты виновата.

Прости меня, если тебе обидно слышать мои упреки – ведь это я любя…

Ученик читает стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных».

Горечь отвергнутой юношеской чистой и нежной любви, желание что-то изменить в своей судьбе повлекли Есенина в чужие края, вон из родного дома. В городе он быстро освоился и изменился, стал другим. Изменилось и его отношение к любви.

Новая жизнь закрутила, завертела поэта в водовороте событий. Октябрьская революция, Гражданская война. Кровь, грязь, смерть. Поэт в разладе с действительностью. Появляются новые мотивы в его творчестве – неприязненное, порой враждебное отношение поэта к новой действительности и неудовлетворенность своей судьбой. Меняется и его отношение к женщине. Это хорошо видно из стихов, написанных в то время.

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу…».

Говоря о любовной лирике поэта, никак не обойдешь стихов цикла «Москва кабацкая» с его надрывом, цинизмом, нарочито «хулиганским» эпатажем. Сейчас уже забывается, что Есенин долгие годы был полузапрещенным поэтом. И в качестве оправданий гонений на поэта обычно приводились образцы «есенинщины» – стихи «Москвы кабацкой» – кризисного этапа в его жизни и творчестве. Но любовь и скандалы для Есенина были вещами несовместимыми. И выходя из кризиса, он запел про любовь.

Звучит стихотворение «Заметался пожар голубой…».

В это время в его жизни появляется женщина, сыгравшая очень важную роль в жизни поэта, – знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан. Он и она были людьми неординарными, талантливыми, своеобразными. Но не только узы искусства крепко связали их. Вероятно, их связало большое, страстное чувство.

Танец Дункан в исполнении учащихся.

Верно и точно оценил эту полную конфликтов и переживаний историю Сергей Коненков, неоднократно бывавший у Есенина и Дункан в особняке на Пречистенском бульваре, наблюдавший их вместе и порознь.

«Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил».

Ученик исполняет песню «Мне осталась одна забава».

Был разрыв с Айседорой Дункан и одинокое возвращение в Москву. По возвращении в Россию была новая женитьба и новый разрыв. Было попутно много других любовных встреч и разлук. Это говорит о том, что душа поэта снова находилась в смятении. Новая жизнь вокруг рождала в нем новые чувства.

Ученик читает стихотворение «Пускай ты выпита другим».

Есенин мечтал о путешествии в Персию. Но поездка не состоялась, и «Персидские мотивы» писались в Тифлисе, Батуми и Баку в 1924-1925 годах.

«Персидские мотивы» – прямая противоположность «Москвы кабацкой» в поэтическом решении темы любви. Чувствуется пробуждение поэта к жизни и новой любви. Теперь все чаще облику любимой женщины сопутствуют слова «дорогая», «милая», и отношение к ней становится ровным, уважительным, поэт видит в ней друга, собеседника.

Поэт пишет: «Я чувствую себя просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы… Так много и легко пишется в жизни очень редко…»

В этом цикле вновь появляется та девушка в белом, то ли из юношеского прошлого, то ли из мечты. Хотя это почти одно и то же.

Звучит стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

На смену терзавших поэта кошмаров пришли иные чувства, жизнерадостное настроение, ожидание чего-то светлого, большого, чистого. «Незадаром мне мигнули очи, приоткинув черную чадру». Девушке, что «лицом похожа на зарю», за одно движение прелестного стана он готов подарить шаль из Хоросана и ковер ширазский. Теперь он далеко от поцелуев за деньги и от кинжальных хитростей и драк. Высокие чувства он выражает теперь романтически возвышенно, находя их в восточной природе, обычаях, житейской мудрости, романтике, которой проникнут весь этот цикл. Любовь обрамлена самыми нежными оттенками.

Поцелуй названья не имеет.

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи веют.

Лепестками тая на губах.

Девушки, представленные в цикле, красивы не только внешне, но и полны изящества, обаяния, хрупкой прелести и окружены каким-то ореолом таинственности. Прекрасное в стихах берет верх над чувственным. Даже розы – символ свежести и красоты – не могут соперничать с обликом девушки.

Прообразом есенинской героини была учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян. С ее именем связаны у Есенина самые любимые воспоминания и ассоциации. Любовь вдохновляет поэта, и ему ясно, что без нее ему не жить, не творить.

Звучит стихотворение «Руки милой – пара лебедей».

Меняется поэт, меняется его отношение к тем, кто ему дорог и близок. В его душе растут слова самых кротких и нежных песен. В нем постоянно крепнет вера в светлые идеалы человека, в любовь, в счастье. С горечью вспоминает он о прошедшем чувстве.

Чтец:

…И вот стал он взрослым.

К тому же поэт.

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину

Сорока с лишним лет

Называл скверной девчонкой

И своей милою…

В начале марта 1925 года поэт познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого.

Ю.Либединский пишет: «Она была человеком незаурядным. В ее немногословных речах чувствовался ум, образованность, а когда она взглядывала на Сергея, нежная забота светилась в ее серых глазах. Нетрудно догадаться, что в ее столь явной любви к Сергею присутствовало благородное намерение стать помощницей, другом и опорой писателя».

В браке с С.Толстой Есенин не был счастлив. Здесь не было виноватых – так сложилась жизнь.

Другу своему Есенин сокрушенно писал: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать. Куда?»

Теперь все позади. На смену отношению к жизни пришли страшные душевные муки, глубокое разочарование в истинности избранных путей, приведшие к болезни, мукам, одиночеству. Теперь поэт не ждет «ни друга, ни гостя», без приглашения посещает его каждую ночь «черный человек – зловещий, страшный, читает ему столь же зловещую книгу».

…Месяц умер,

Синеет в окошке рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И разбитое зеркало…

Уходят годы, меняется отношение поэта к жизни, к любви, но в сердце его всегда живет образ матери.

«Письмо к матери» – одно из самых популярных произведений Есенина. Оно положено на музыку разными композиторами.

Есенин шепотом признавался: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю», – и тосковал по дому. На этой тоске по материнскому страданию и всепрощению, тоске невыдуманной, нелитературной, настояна его поэзия.

Ученики читают «Письмо от матери» и «Письмо к матери».

В 1923-1925 гг. С.Есенин жил с Г.Бениславской в коммунальной квартире в Брюсовском переулке. Здесь же жили его сестры – Катя и Шура, сюда приезжала из Константинова Татьяна Федоровна. Об одном из ее приездов Есенин писал 6 марта 1925 года: «Вчера приехала моя мать, я в семье, счастлив до дьявола».

Сергей Есенин больше всего любил русские песни. Большой радостью было подбить свою мать на песню. Она споет, а он говорит: «Вот это песня! Сестры так не умеют, это старая песня…» Очевидно, отсюда и произошли поэтические строки Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать…», посвященная младшей сестре Шуре. Они стали хрестоматийными, как и «Письмо к матери». Но о том, что существует стихотворный текст плача Татьяны Федоровны по сыну и хранится он в Государственном литературном музее, стало известно недавно. Подлинность речи матери поэта в записи фольклориста не бесспорна, однако содержащаяся в ней информация представляет интерес.

Ученица читает стихотворение «На смерть Есенина».

Татьяна Федоровна Есенина умерла 3 июня 1955 года. До наших дней дошли многие воспоминания Есениной о своем сыне. Несмотря на некоторые конфликты с матерью, Есенин питал к ней очень нежные и высокие чувства, которые ясно можно увидеть в его лирике.

Последние стихи Есенина – плач по утраченной чистоте.

Звучит в записи стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…».

Есенин писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало, а потом убило. Он писал о любви:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие милые были!..

Тот образ во мне не угас,

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Домашнее задание:

Составить композицию из стихотворений Есенина на тему «Тебе, о Родина, сложил я песню ту», выучить стихотворение на данную тему.

Елена НАРТОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №4, Норильск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте