search
main
0

Я люблю свою планету

На лето они все получили увлекательное задание – выучить и запомнить, как звучат их имена и разные другие слова и фразы на самых разных языках мира – например, на монгольском, эвенкийском или на языках разных африканских стран. А осенью непременно продемонстрируют все свои умения и продолжат так понравившуюся им игру по изучению всей своей планеты.

Они – это малыши из детсадовских групп Центра развития ребенка – детского сада №2721, а задания, полученные на лето, – часть игр и праздничных мероприятий, организованных педагогами детского сада в рамках проекта «Познаю все части света – я люблю свою планету!».Сколько дней провели над разработкой проекта, воспитатели и педагоги детсада теперь и не вспомнят – все были так заинтересованы, столько идей и сюжетных ходов напредлагали, столько творческих сил задействовали, что в этой работе дни пролетели незаметно. Зато результат привел в восторг не только детей и их родителей, но и всех гостей мероприятия. А гости были разные, такие, например, как студенты из Университета дружбы народов, которые приходили в детсад на праздники в национальных одеждах, со своими музыкальными инструментами, показывали танцы, пели на множестве языков свои песни, а дети и взрослые из детсада не уставали объяснять всем любопытствующим вокруг всю эту экзотику: «Это наши гости из других стран. Мы теперь все дружим!»«Но давайте все по порядку, – говорит заведующая детсадом Галина Ярошевская, когда мы рассматриваем сотни фотографий ее воспитанников в нарядных одеждах народов мира и в придачу экспонаты новых, родившихся в ходе реализации проекта музеев, создаваемых совместно и детьми, и взрослыми. – Началось все с того, что нам предложили принять участие в международном проекте».Проект был предложен международной организацией ОМЕП, которая провозгласила образование для устойчивого развития детей от 1 до 8 лет одним из своих приоритетных направлений. В России у этого проекта есть свой национальный руководитель, вот письмо от него и всколыхнуло педагогов детсада.Проект предлагал выбор, потому как включает в себя две части. Первая – это интервьюирование (опросы) детей c использованием рисунка (логотипа Конгресса ОМЕП), проводимое по определенному плану, и обобщение результатов.Ну а вторая часть – реализация идей устойчивого развития на практике – в своем ближайшем окружении (в детском саду, на его территории, в школе, в микрорайоне города, дома). Россия выполняет обе части проекта, однако, если по каким-то причинам педагогам не удается реализовать обе части проекта, они могли участвовать только в одной из них. Причем вторую часть проекта по устойчивому развитию можно было реализовывать как продолжение уже каких-либо имеющихся у детского учреждения проектов, связанных с охраной природы, ресурсосбережением, с улучшением состояния окружающей среды, различными экологическими проблемами, с изучением разнообразия культур и прочих подобных мероприятий.В Центре развития ребенка №2721 поняли сразу – это им и по плечу, и по нраву. Поэтому как особенность проекта по образованию для устойчивого развития – рассмотрение не только экологических проблем, но и некоторых социальных (решение проблем окружающей среды совместно с государственными и общественными организациями, семьей), экономических (например, проблемы экономии воды и энергии, сбора мусора) аспектов нашей повседневной жизни, проблемы сохранения разнообразия культур, соблюдения прав ребенка (в том числе и на здоровую окружающую среду).На эти темы педагоги часто ведут беседы с детьми, стараются учить их понимать мир вокруг именно с этой, гуманитарной, точки зрения, а тут как раз представился случай – красочно и наглядно показать детям, как многолик и разнообразен мир людей, как много разных народов на земле и как близки они друг другу на нашей планете, хотя иногда кажутся совсем далекими и чужими.И началось – день изо дня дети знакомились с традициями, обычаями, народными промыслами, музыкой, играми разных народов, а взрослые в первое время, не переставая, отвечали на сотни вопросов в день: «А почему он весь черный? Сильно загорел, что ли?»; «Глаз почти не видно… Он спит?»; «Это американец? Откуда он взялся?»; «А Африка – это очень далеко?»; «Умка, белый медвежонок, меняет шубу, как зайчик?»; «Почему они живут в шалаше? А как из него идет дым?»Потом, уже попривыкнув и помогая создавать экспонаты для музеев, дети не переставали комментировать: «Американцев ставить сюда не будем… Они черные…»; «Темные – это американцы…»; «Так… Тут почти все светлые, но есть и темные…»; «Что-то у них лица разные! Они что, с юга?!»; «Из Египта…»; «Эти китайцы… Китайцы поставляют пистолеты с пульками!»; «Люди разные…»; «Есть черные и белые»; «Негр (он загорел) из Израиля!»; «С Африки…»; «Если говорит по-американски, то непонятно! Мы не понимаем иностранцев, а они нас понимают!»; «Из разных стран…»Особенно много таких детских вопросов и высказываний появилось, когда детям предложили поиграть в сюжетные лего-конструкторы «Семья», «Люди разных профессий», «Ферма», «Пожарная станция», «Дикие животные», «Приусадебный участок» и другие, главными героями которых были люди из разных стран, животные, обитающие в разных климатических поясах Земли; пригласили посетить детский кинотеатр и посмотреть прекрасные мультфильмы «Умка», «Золотая антилопа», «Самый большой друг», «В яранге горит огонь» и другие.Постепенно педагоги подводили малышей к главной теме разговора – сосуществованию разных народов на планете, толерантности людей, обитающих на ней.Пусть дети пока не запомнят мудреные слова и термины, но главное они уже понимают – на Земле живет много людей. Мы и разные, и похожи друг на друга! У каждого из нас есть родина, которую мы очень любим и гордимся ею, – это страна, город, село, в котором родился. В разных странах люди разговаривают на разных языках, у них есть свои песни, танцы, праздники, любимые блюда, игры.Большинство людей стараются жить в мире, и чтобы сохранить дружбу и уважение друг к другу, надо побольше узнавать о традициях, обычаях, народных промыслах, музыке, играх разных народов.«Так вот и началось знакомство наших детей с культурами разных стран, – вспоминают теперь педагоги. – А у нас появилась необходимость обратиться к словарям, энциклопедиям, информационным системам, к экспертам и другим источникам, чтобы рассказать достоверно, доступно и интересно детям о далеких странах, которые мы так полюбили в ходе наших поисков! Работа оказалась многогранной и объемной и стала охватывать всю жизнедеятельность ребенка в детском саду на протяжении нескольких недель».Материала набрали общими усилиями так много, что пришлось его систематизировать по темам: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, центральные города, достопримечательности, национальный костюм, кухня, детская художественная литература, игры.А потом и девиз для всей этой работы появился: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».Цель поставили перед собой такую: изучение, сравнение разных культур, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к чужой культуре. Определили задачи: ознакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурой народов Севера, народов Африки, Азии (Индия, Китай), Ближнего Востока, детей младшего дошкольного возраста – с культурой и бытом русского народа, сформировать у дошкольников знания, умения и навыки, способствующие овладению нормами разных культур, способствовать развитию у детей памяти, внимания, творческих способностей.Педагоги (старший воспитатель, воспитатели групп) и специалисты (психолог, социальный педагог, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре, инструктор по физической культуре в бассейне, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) разработали и с успехом провели мероприятия, посвященные выбранной теме.Пока мне перечисляют мероприятия, я рассматриваю красочные фотографии и иллюстрации к ним, сделанные детьми, и очень хорошо представляю, как весело и креативно все это проходило.Цикл занятий-путешествий, объединенный одной темой («Путешествие на Север», «Путешествие по России», «Путешествие в Африку», Путешествие в Азию»), проводится как на суше (в физкультурном, музыкальном залах), так и на воде (в бассейне детского сада); при этом дети сами принимают активное участие в создании необходимого ландшафта (например, приносят из дома ненужные постельные принадлежности: простынки, наволочки белого цвета – создают сугробы, заснеженные равнины; из кусков пенопласта делают льдины разной формы и величины, из обрезков цветной гофрированной бумаги – растительный мир Африки и Азии).Тематические циклы художественно-творческого направления, макеты (тут использовался бросовый материал: цилиндры из-под туалетной бумаги, прищепки, футляры из-под киндер-сюрпризов, различной формы и величины упаковочные материалы – коробки, ленты, обрезки бумаги, колпачки от ручек и фотоальбомы), рисунки дети создавали в детском саду и дома по желанию, а впоследствии дети вместе со взрослыми создали два музея в холлах дошкольного учреждения – «Бабушкина комната» и «Юный путешественник» – и обустроили Уголок России при входе в детский сад.Музей «Бабушкина комната» помогает педагогам и родителям вводить дошкольников в историю Родины, приобщаться к прошлому своей культуры. Посредством изучения экспонатов (предметов культуры и быта) дошкольники знакомятся с традициями, обычаями, особенностями русского быта и русского народного искусства.Музей «Юный путешественник» помогает нашим дошкольникам и их родителям расширить границы новых знаний, впечатлений о зарубежных странах. Экспонатами стали музыкальные инструменты, статуэтки с достопримечательностями разных стран, куклы в национальных костюмах, книги, атласы, настольные игры.Проектная деятельность помогает детям с помощью взрослого научиться выделять проблему, формулировать задачу, актуализировать свой опыт, отвечая на примерные вопросы: «Что я знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что нужно для этого сделать?». При этом дети проявляют максимум самостоятельности, инициативы, творчества. В ходе совместной проектной деятельности у детей формируются знания, умения, навыки, и через совместный поиск решений ребенку предоставлялась возможность самостоятельно овладевать нормами культуры.Художественное событие – особый жанр завершения процесса длительного освоения какой-либо темы, проектной деятельности, цикла занятий-путешествий, тематических циклов художественно-творческого направления. К художественному событию активно готовятся все: воспитанники, педагоги, специалисты (психолог, логопед, социальный педагог), родители; подключаются специалисты, творческие коллективы, с которыми сотрудничает коллектив Центра развития ребенка – детского сада №2721. Сообща создают сценарий проведения события, разрабатывают эскизы оформления того помещения, где планируют проводить художественное событие, создают элементы его украшения, цветовое оформление. При необходимости изготавливают костюмы и многое другое. Художественное событие должно быть желанным и обязательно радостным, нести положительный резонанс в жизнь каждого воспитанника. Такими художественными событиями стали праздники, которым дали названия: «Дружат взрослые и дети» (в нем как раз и участвовали приглашенные студенты всех национальностей и цветов кожи из Университета дружбы народов), «Русские обычаи» (с участием фольклорной студии «Громница»), «Музыка объединяет народы».Посещение детского кинотеатра становится одним из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста, в ходе которого ребенку предлагают разнообразные способы познания, преобразования и эмоционального освоения мира. Дети совместно с родителями и педагогами для познания мира используют способ «смотрю – действую», позволяющий активно осваивать реальные объекты нашего мира, при необходимости превращаться в героев литературных произведений, усваивать информацию о чем-либо, способствующий интеллектуальному развитию дошкольников, расширению кругозора, развитию взаимодействия со взрослыми на познавательном содержании. Здесь в единстве проявляются различные виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная.Проект будет продолжаться в новом учебном году, но некоторые итоги детсад уже может подвести. В ходе совместной работы педагогов с детьми и их родителями происходило активное освоение и познание культур различных стран через изобразительное искусство, музыку, обычаи, природу, климат, народную и современную одежду, игры, художественную литературу. Помогало в этом процессе слушание музыки, демонстрация слайдов, просмотр мультипликационных фильмов, проведение познавательных бесед, а также творческая, совместная с родителями работа – создание рассказов о семейных путешествиях, фото- и иллюстрированных альбомов «Мое прекрасное лето в…», «Рисую то, о чем сегодня узнал…», множество поделок.Педагоги продолжали подводить итоги, отмечали, например, что в процессе ознакомления со странами и континентами с участием взрослых (родителей, педагогов) – «знакомых взрослых» и «незнакомых взрослых и детей» (приглашенных коллективов) – проявились следующие особенности детей: снизился общий уровень тревожности дошкольников, у большинства детей сформировалась готовность к познавательной деятельности, у детей возникла потребность в новой информации, готовность к ее переработке, ее инициативный и целеустремленный поиск, проснулась любознательность и проявилось важнейшее – способность детей постигнуть ценности дружбы, ценности общения со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.А я в это время вспоминала, как десяток лет назад присутствовала на уроках в одной московской школе и удивлялась, как здорово там на уроках педагоги подавали материал о том, что люди на земле хотя и разные, но равные, что у каждого народа свои таланты и достижения, а знание алфавита разных экзотических языков, слов и выражений на этих языках входило в задания на уроках. Тогда это было в новинку, да и школьники были далеко не из начальной даже школы.Теперь, перепрыгивая года и представления о возрастных рамках, малыши детсада уже учатся говорить свои имена на хинди и суахили, играть на африканских барабанах и танцуют танцы в одеждах северных народов. Они непременно выучат слова и про толерантность, и про устойчивое развитие, но как же им уже повезло, что в своем детсаду, где жизнь их так эмоциональна и событийна, они постигают науку любви и сосуществования в этом таком разном и прекрасном мире!Галина Борисовна подвела что-то вроде итога нашего путешествия по детсадовским музеям и знакомствам: «Основу культуры человечества составляют национальные культуры, и нам важно вырастить малышей культурными людьми, обладающими чувством самоуважения, и уважаемыми окружающими. Мы в своей профессиональной деятельности стремимся дать необходимые знания детям по налаживанию положительных взаимоотношений друг с другом, с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть! Эту работу мы будем продолжать и дальше. Мы планируем проводить знакомство с жителями Северной и Южной Америки, Европы, с традиционными праздниками народов Севера, Азии, Африки, сбор и систематизацию материалов по приобщению детей к культуре разных стран».А мне случайно открылся маленький секрет – уже на выходе с территории детсада разговорилась с родителями и детьми и узнала, что летом у заведующей состоится юбилей, что к осени дети обязательно разучат не только свои имена на разных языках, но и какие-то слова поздравлений и пожеланий на всевозможных наречиях. Уж они-то теперь знают, что это совсем несложно – ведь друзья живут на всей планете, а с этим знанием жить гораздо легче и радостнее.Работа по проекту ОМЕП может быть продолжена в любом детском учреждении, потому что эта организация определила образование для устойчивого развития как свой главный проект на ближайшие годы, заботится о его международном распространении.Как здорово – верить, что будущее окажется в руках тех, кто сейчас уже, в детсаду, готов учить слова на разных языках и дружить со всей планетой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте