search
main
0

Я хочу в школу!

Физики и лирики о подростковой литературе и смысле жизни

Почти все дети мечтают пойти в школу. Готовятся к ней, как к волшебной сказке, потом за год-три резко разочаровываются, так что впору туда из-под палки гнать. В чем дело? Об этом говорили исполнительный директор БФ «Вклад в будущее» Сбербанка Петр Положевец и детские писатели из Республики Беларусь Евгения Пастернака и Андрей Жвалевский. Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский – авторы семейных бестселлеров, известных не только у себя в стране, но и в России, «Время всегда хорошее», «Охота на василиска», «Я хочу в школу!» и многих других. Им пришло более 144 вопросов на видеоконференцию, а 15 авторов самых интересных из них получили полную подписку аудио­книг писателей от благотворительного фонда. Примечательно, что беседой с писателями завершилась Всероссийская научно-практическая конференция по развитию личностного роста. И это не случайно. Так получилось, что разговор вышел многоплановый и необычный, не только о подростковой литературе, о детско-родительских отношениях, но и том, как должна меняться школа, чем она может помочь ребенку и сделает ли его счастливым. А тон беседе как всегда задал Петр Григорьевич.

Ты пришел в этот мир…

– Вирусное видео рэпера Сули Брекса из Северного Лондона в 2013 году набрало десятки миллионов просмотров всего из-за одной фразы: «Я люблю учиться, но не люблю школу», – вспомнил Петр Положевец. – Ребенок идет в первый класс. Ему нравится в школе. Каждый день он задает, как подсчитали ученые, около 400 вопросов. С пятницы он ждет не дождется понедельника, чтобы бежать в школу. А к пятому классу он задает не больше десяти вопросов и ненавидит понедельники.

В школе ему попадаются разные задания. Например, такое: «Ты пришел в этот мир. Опиши, что ты почувствовал». И маленькая девочка пишет: «А что я могла почувствовать? Я только родилась». Как не погасить детскую мотивацию? Не отбить у детей желания задавать вопросы?

Веер возможностей

По мнению Евгении Пастернак, в классе, где 35 человек, это сделать сложно, практически нереально. Сейчас очень важно разнообразить школу, предоставить веер возможностей детям. Хочешь в кадетскую школу или в традиционную, или еще в какую другую – выбирай. Дети разные: кому-то хочется сидеть в тишине и слушать учителя. А кто-то гиперактивен. Одну математику можно миллионами способов объяснять. Важно, чтобы школа дарила ощущение счастья, давала возможность одерживать победу над собой. Евгения также отметила, что советские отличники были загружены по полной – 24/7, и это приносило им радость, а сейчас, к примеру, ее дочери зачастую на уроках скучают.

На вопрос, какой будет школа через 15‑20 лет, Андрей Жвалевский заявил, что это будет место, где перестанут давать рыбу, а будут давать удочки. «Человек учится каждый день, это надо делать непрерывно, история с ковидом показала, как много времени можно сохранить, но это работает только с мотивированными детьми», – пояснил он.

«Будущее за гибридным образованием», – подтвердил Петр Положевец. И привел в пример Данию, которая разрешила школьникам пользоваться гуглом на экзаменах, на министра образования накинулись журналисты, но он стоял на своем: самое главное – доверие к детям. «А вообще, – помечтал Положевец, – вижу школу без классов, стен, учебников».

Писательский дуэт

Физики по образованию, лирики в душе – так можно сказать о потрясающем писательском дуэте Андрей Жвалевский – Евгения Пастернак. Они действительно мечтали заниматься наукой: в университете с утра до вечера зубрили законы термодинамики, строчили курсовые. Но, после того как дети пожаловались им на скудный выбор подростковой литературы, решили податься в лирики и стали писать истории для ребят. Сегодня в их творческой копилке более 50 совместных книг, причем читают авторов и взрослые.

Авторы не только пишут вместе, они муж и жена, знают друг друга давно. Почему стали писать для подростков, Евгения улыбается:

– Наверное, потому что мы сами еще подростки, не вышли из этого прекрасного возраста. К тому же писать для 13‑14‑летних гораздо интереснее. А вот скажите мне поговорить о чем-нибудь со взрослыми, обсудить их проблемы, и я уже в тупике. Хотя мы не делаем четкого разграничения, мол, наши книги только для детей и подростков. Они и для родителей. Им будет интересно и полезно почитать те же повести «Охота на василиска», «Пока я на краю».

Андрей:
– Подростковые проблемы – это то, что нам близко и понятно. На своем примере и примере своих детей я осознал: подростковые проблемы не меняются. Школьников сегодня беспокоит то же, что беспокоило нас в свое время: поиск своего места в жизни, первая любовь, непонимание родителей. Возможно, поэтому у нас получается писать для подростков, мы пишем с себя, а получается, что и с них.

– По образованию вы физики. Удалось хоть несколько дней поработать по специальности или сразу после получения диплома взялись за книги?

Андрей: Я в физику пришел сознательно, мечтал посвятить ей всю жизнь. Со второго курса сидел в лаборатории, занимался измерениями. На третьем курсе вышла первая научная работа, в которой я был упомянут. Получив диплом, еще полтора года просидел в лаборатории. Но это был 1991 год, тяжелое время. У меня был маленький ребенок, его нужно было кормить, и я сбежал зарабатывать деньги. Хотя с удовольствием бы занимался физикой и дальше.
Евгения:

– А я и дня не работала по специальности, хотя тоже поступала по призванию. Увидев, где мне предстоит работать, я сбежала, поняла, что это не для меня. И до сих пор не жалею о своем решении.

На вопрос, как сделать книги кумирами для детей, Андрей отметил, что мало книг становится культовыми, по пальцам можно пересчитывать.

– Это на самом деле волшебство, я, к примеру, сразу назову лишь «Сойку-пересмешницу» и «Гарри Поттера», – признался Жвалевский, вместе с Евгенией они рассказали, что все свои книги пишут с экспертами.

Поделились детские писатели и своими мечтами. Так, Евгения призналась, что мечтает остановить насилие в любом виде, а Андрей Жвалевский хотел бы достигать всего в своей жизни за счет развития, тренировки личностного потенциала.

Ну а подвел итоги встречи, да и всей конференции, исполнительный директор БФ «Вклад в будущее» Петр Положевец, заявивший:
– Каждый ребенок – огромная ценность, и об этом нужно помнить.

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте